Понятие оценки и оценочной деятельности

Правовые предпосылки для развития профессиональной оценочной деятельности в Украине были созданы с принятием в начале 1990-х годов законов о приватизации государственного имущества. Наиболее активно оценка имущества стала развиваться с 1995 года. Постановлением Кабинета Министров Украины от 18 января 1995 года № 36 была принята первая в Украине Методика оценки стоимости имущества при приватизации, положившая начало развитию независимой оценки имущества (в то время экспертной оценки имущества), созданию профессии «оценщик», становлению профессиональных ассоциаций оценщиков, развитию инфраструктуры государственной оценки. Регулирование процедур проведения оценки имущества в случаях, когда ее результаты принимались, утверждались или согласовывались органами приватизации, осуществлял Фонд государственного имущества Украины. В те годы такое регулирование было фактически единственным в Украине способом государственного регулирования оценочной деятельности. На вторичном рынке деятельность оценщиков, в первую очередь ее методические аспекты, фактически не регулировались. Следует, однако, отметить, что в 1995 году первой профессиональной организацией оценщиков в Украине - Украинским обществом оценщиков (УОО) - были приняты Нормы профессиональной деятельности оценщиков, которые стали первой попыткой общественного регулирования методических основ профессиональной оценочной деятельности. Учитывая, что выполнение этого документа было обязательным только для членов УОО, деятельность остальных специалистов, не являющихся его членами и не принимающих участия в оценке государственного имущества, не была организационно и методически закреплена.

В условиях активного реформирования отношений собственности потребность в услугах по оценке имущества и имущественных прав закономерно возрастает. Оценка имущества становится широко востребованной, появляются такие актуальные проблемы, как принудительное отчуждение имущества по решению суда, проблемы земельной реформы, налогового залога, разрешения имущественных споров и т. д., объективное решение которых во многом определяется объективностью оценки стоимости.

На рынке собственности активное участие в процессах оценки принимают различные органы государственной власти и местного самоуправления. Закономерно возникает необходимость создания единых основ оценки имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине. С 1997 года предпринимаются попытки принять соответствующий закон. Однако в связи с многочисленными замечаниями конституционного характера законопроекты возвращаются в Верховную Раду Украины. И, наконец, летом 2001 года высший законодательный орган Украины принимает Закон Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине», который вступил в силу 7 сентября 2001 года (законопроект народного депутата Украины Н.М. Витренко) и с тех пор оценка имущества, имущественных прав и профессиональная оценочная деятельность в Украине регулируются в соответствии с его положениями. Если международными договорами установлены другие правовые нормы относительно оценки имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности, применяются правила международного договора.

Необходимо отметить, что вопросы цены, стоимости и оценки имущества регулируются также более чем 180 нормативно-правовыми актами Украины.

Законы регулируют правоотношения, возникающие в процессе проведения оценки имущества и имущественных прав, которые принад­лежат таким субъектам:

- юридическим и физическим лицам - резидентам Украины, как на территории, так и за пределами Украины;

- юридическим и физическим лицам - нерезидентам Украины на территории Украины и за ее пределами, если договор в отношении такого имущества или имущественных прав заключается в соответствии с законодательством Украины.

Таким образом, в Украине законодательно закреплены единые требования к процедуре проведения оценки имущества и имущественных прав, независимо от формы собственности и ее места нахождения. В то же время законодательно не устанавливается обязательность оценки имущества и имущественных прав (за исключением случаев, изложенных в статье 7 Закона, в первую очередь связанных с государственным и коммунальным имуществом и необходимостью защиты общественных интересов). Фактически Закон гарантирует право любого юридического или физического лица на проведение оценки принадлежащего ему имущества или имущественных прав и получение ее достоверно го результата, т. е. гарантирует предоставление качественной консалтинговой услуги и дальнейшее использование результатов оценки. В целом законодательно установленные механизмы, регулирующие процедуры оценки и требования к профессиональной оценочной деятельности, направлены на защиту прав лиц, использующих оценку, что в этой сфере отношений гармонизирует украинское и международное законодательство.

Оценка имущества и имущественных прав— это процесс определения их стоимости в соответствии с процедурами, установленными положениями (национальными стандартами), утвержденными Кабинетом Министров Украины, методиками и другими нормативно-правовыми актами, утвержденными Кабинетом Министров Украины или Фондом государственного имущества Украины (далее Фонд).

Имуществом,которое может оцениваться, являются объекты в материальной форме, в том числе земельные участки, здания и сооружения (включая их неотъемлемые части), машины, оборудование, транспортные средства и др.; паи, ценные бумаги; нематериальные активы, в том числе объекты-права интеллектуальной собственности; целостные имущественные комплексы всех форм собственности.

Имущественными правами,которые могут оцениваться, признаются любые права, связанные с имуществом, отличные от права собственности, в том числе права, являющиеся составными частями права собственности (права владения, распоряжения, использования), а также другие специфические права (права на осуществление деятельности, использование природных ресурсов и др.) и права требования. Таким образом, объектами оценки в целом выступают имущество и имущественные права; в рамках выполнения договора на проведение оценки – конкретное имущество и (или) имущественные права.

Оценка имущества и имущественных прав проводится в таких случаях:

- по согласию сторон договора;

- по требованию одной из сторон договора;

- в случаях обязательности проведения оценки, установленных законодательством;

- по решению суда;

- для целей досудебного решения имущественных споров.

Профессиональная оценочная деятельность не исчерпывается непосредственно проведением оценки имущества и имущественных прав, то есть определением их стоимости. Как один из специфических видов консалтинговых услуг, профессиональная оценочная деятельность состоит в организации, методическом и практическом обеспечении проведения оценки, рассмотрении и подготовке выводов о стоимости имущества и имущественных прав.

Оценочная деятельность может осуществляться в таких формах:

- практическая деятельность по оценке, состоящая в практическом проведении оценки имущества и всех процедур, связанных с ней, в соответствии с требованиями, установленными нормативно-правовыми актами по оценке имущества;

- консультативная деятельность, заключающаяся в оказании консультаций» по оценке субъектам оценочной деятельности, заказчикам оценки и (или) другим лицам в устной или письменной форме;

- рецензирование отчета об оценке (акта оценки имущества), состоящее в их критическом рассмотрении и предоставлении выводов об их полноте, правильности выполнении и соответствия примененных процедур оценки требованиям нормативно-правовых актов по оценке имущества;

- методическое обеспечение оценки, состоящее в разработке методических документов и предоставлении разъяснений относительно их применении;

- учебная деятельность оценщиков, состоящая в участии в учебном процессе по профессиональной подготовке оценщиков.

Практическая деятельность по оценке имущества осуществляется субъектами оценочной деятельности на основании договора на проведение оценки. Ее сущность состоит в определении стоимости объекта оценки, иными словами практическая деятельность и является собственно оценкой. Оценка имущества, имущественных прав, проведенная не в соответствии с требованиями Закона (не субъектом оценочной деятельности и не в соответствии с требованиями, установленными нормативно-правовыми актами по оценке имущества) является недействительной, и ее результаты подлежат отмене. Следствием признания недействительности оценки может быть признание недействительным договора, существенным условием которого была стоимость, которая определялась с нарушением таких требований Закона. Однако данная норма Закона не является безусловной для всех случаев проведения оценки. Безусловным является признание недействительной оценки имущества, имущественных прав, проведенной для тех случаев, когда она является обязательной.

В то же время, если результаты оценки служили лишь основанием для принятия решения о стоимости имущества сторонами договора (проведении переговоров), реализация вышеупомянутой нормы Закона представляется достаточно проблематичной.

Результаты практической деятельности представляются в форме отчета об оценке имущества (акта оценки имущества).

В Отличие от практической деятельности консультативная деятельность: может осуществляться не только субъектами оценочной деятельности, но и оценщиками самостоятельно. Результатом консультативной деятельности не может быть конкретный вывод о стоимости объекта оценки; по ее итогам также не может быть составлен отчет об оценке (акт оценки). Практический опыт показывает, что письменные консультации, как правило, оформляются в виде различных справок. Типичными случаями консультативной деятельности являются консультации, которые предоставляют оценщики и субъекты оценочной деятельности другим оценщикам и субъектам оценочной деятельности в процессе проведения оценки имущества, а также консультации по вопросам использования результатов оценки имущества, в процессе разработки и реализации инвестиционных проектов, проектов санации предприятий и т.п.

Одной из наиболее сложных форм профессиональной оценочной деятельности является рецензирование отчета об оценке имущества (акта оценки имущества). Рецензирование имеют право проводить:

- оценщики, имеющие не менее, чем двухлетний опыт практической деятельности и работающие в составе субъектов оценочной деятельности - субъектов хозяйствования;

. - экспертные советы саморегулируемых организаций оценщиков;

- оценщики, имеющие не менее, чем двухлетний опыт практической деятельности и работающие в Фонде государственного имущества Украины, других субъектах оценочной деятельности - органах государственной власти и местного самоуправления.

Рецензирование отчета об оценке имущества (акта оценки имущества) может проводиться по требованию заказчика (плательщика) оценки, других лиц, использующих оценку для принятия имущественных решений, по желанию субъекта оценочной деятельности, который проводил оценку, по требованию правоохранительных органов и судов. Однако законодательством установлены также случаи обязательности проведения рецензирования. В частности, без проведения процедуры рецензирования органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права утвердить, согласовать отчет об оценке имущества (акт оценки имущества), а также принять такую оценку по результатам выполнения договора на проведение оценки. Определенный порядок обязательности проведения рецензирования установлен саморегулируемыми организациями оценщиков с целью контроля «качества» оценки имущества, проводимой их членами.

Общие требования к процедуре рецензирования отчетов об оценке имущества (актов оценки имущества) устанавливается положениями (национальными стандартами) оценки имущества.

Подводя итог, следует отметить, что формы профессиональной оценочной деятельности, установленные законодательством Украины, отражают специфику, глубинную сущность профессии «оценщик» и полностью соответствуют международным практике и требованиям.

Наши рекомендации