Определение рентабельности
Рентабельность определяется из следующего выражения:
R = Пв / (Эпер + Эар) · 100 %.
Рассчитанные показатели сводятся в табл. 2.5, а валовая прибыль по отдельным судам приводится в виде рис. 2.2.
Таблица 2.5
Экономические показатели работы судов
Показатели | Наименование проектов | ||
Проект | Проект | Проект | |
Доходы от сдачи судов в аренду (тайм-чартер) в расчете на одно судно | |||
Расходы от сдачи судов в аренду в расчете на одно судно | |||
Доходы на перевозках грузов i-ым типом судна в расчете на одно судно | |||
Расходы на перевозках грузов i-ым типом судна в расчете на одно судно | |||
Валовая прибыль от использования судов в расчете на одно судно, долл. | |||
Рентабельность |
Рис. 2.2. Валовая прибыль проектов судов на одно судно
3. Определение конкурентоспособности судов судоходной компании
Под конкурентоспособностью судна понимается способность создавать и поддерживать его конкурентные преимущества, обеспечивающие качество, эффективность перевозок и востребованность судоходной услуги в определенном сегменте рынка.
Особенность оценки конкурентоспособности судов состоит в том, что конкурентоспособность судна, как продукции судостроительной промышленности обеспечивается внутренними конкурентными преимуществами, которые создаются при его строительстве и отражают потенциал потребительской ценности для судоходной компании.
С другой стороны, конкурентоспособность судна, которое создает продукцию, обеспечивается внешними конкурентными преимуществами, отражающими востребованность потенциала потребительской ценности судна в определенных условиях его эксплуатации.
Таким образом, конкурентоспособность судна рассматривается как тактическая — востребованность потенциала судна судоходной компанией в определенном сегменте рынка транспортных услуг и как стратегическая — потенциал потребительской ценности для судоходной компании.
3.1. Показатели тактической конкурентоспособности судна
1. Производительность услуги F1, тонно-км/сут., определяется как сумма произведения нормы загрузки судна в прямом и обратном направлении (Qэ.пр и Qэ.обр) и эксплуатационной скорости судна (км/сут.) в прямом и обратном направлениях (Veпр и Veобр):
F1 = Qэ.пр ∙ Veпр + Qэ.обр ∙ Veобр.
2. Удельные доходы F2, долл. США/сут., определяются как отношение произведения средней фрахтовой ставки (fср) и нормы загрузки судна в прямом и обратном направлении (Qэ.пр + Qэ.обр) ко времени оборота судна (tоб) в сутках:
;
3. Себестоимость оказания услуги F3, долл. США/тонно-км, определяются как отношение себестоимости содержания судна с учетом Сх, долл. США/сут., и производительности услуги F1:
;
,
где Эоб — расходы за оборот судна.
4. Маржинальная доходность F4, долл. США/тоннаже-сут., определяется как отношение тайм-чартерного эквивалента (ТЧЭ — пункт 2.7.) к грузоподъемности судна Qр
.
5. Провозная способность судна F5, т, определяется как произведение нормы загрузки судна в прямом и обратном направлении (Qэ.пр + Qэ.обр) на количество оборотов, выполненное данным судном (nоб):
F5 = nоб ∙ (Qэ.пр + Qэ.обр).
6. Удельная прибыль от услуги F6, долл. США/т тоннажа, определяется как отношение валовой прибыли (Пв, см. табл. 2.5) от использования судна к грузоподъемности (Qр), т.е. прибыль приходящаяся на одну тонну тоннажа
.
7. Доля рынка судна F7, в долях, определяется как отношение провозной способности судна i-го проекта к сумме провозной способности судов различных проектов за эксплуатационный период
,
где ,
Gi — пункт 2.3.2.
3.2. Показатели стратегической конкурентоспособности судна
1. Удельная цена судна P1, долл. США/т тоннажа, определяется как отношение строительной стоимости судна (Кс) к регистровой грузоподъемности (Qр)
.
2. Удельная цена одной регистровой тонны P2, долл. США/рег. т, определяется как отношение строительной стоимости судна (Кс) к регистровой вместимости нетто Wрег.т., рег. т; (1 рег. т = 2,83 м3 )
.
3. Удельный модуль судна P3, м3/т тоннажа, определяется как отношение произведения длины (L), ширины (В) и высоты борта (Н) судна к регистровой грузоподъемности (Qр):
.
4. Удельная мощность силовой установки судна P4, л. с./т тоннажа, определяется как отношение мощности двигателей судна (N) к регистровой грузоподъемности судна (Qр):
.
5. Удельная себестоимость содержания 1 т тоннажа в сутки без топлива P5, долл. США/тоннаже-сутки, определяется как отношение себестоимости содержания судна в сутки без топлива (Со) к регистровой грузоподъемности судна (Qр):
.
6. Затраты времени на 1 км пробега судна с грузом P6, тоннаже-сут./км, определяются как отношение регистровой грузоподъемности судна (Qр) к скорости судна при полной загрузке км/сут.(Vгр):
.
7. Удельная грузовместимость судна P7, м3/т тоннажа, определяется как отношение вместимости трюмов судна (Wc) к регистровой грузоподъемности судна (Qр):
.
8. Удельная нагрузка судна P8, т тоннажа/м, определяется как отношение регистровой грузоподъемности судна (Qр) к осадке при полной загрузке судна (Тг):
.
9. Удельный расход топлива на один километр пробега судна P9, кг/км, определяется как отношение расхода топлива за рейс (Qт) к пробегу судна (L). В курсовой работе этот показатель приведен в прил. 6.
.
3.3. Определение тактической конкурентоспособности судов
Тактическая конкурентоспособность i-го судна (проекта) определяется по совокупности рассмотренных j-ых показателей, представленных в параграфе 3.1, как безразмерная величина (KCFji).
При этом необходимо учитывать, что конкурентоспособность судна по отдельному показателю тем выше, чем больше значение этого показателя. К таким показателям относятся F1, F2, F4, F5, F6, F6, F7. В этом случае конкурентоспособность судна по отдельному показателю (Fji) определяется из выражения.
,
где Fmaxji — максимальное значение j-го показателя по рассматриваемым i-ым судам.
Конкурентоспособность судна по показателю F3 — себестоимость оказания услуги определяется из выражения
,
где Fji min — минимальное значение j-го показателя, т.е. чем меньше значение показателя, тем выше конкурентоспособность судна по данному показателю.
Как в первом, так и во втором случае конкурентоспособность судна по наилучшему показателю равна 1.
Интегральный показатель конкурентоспособности i-го судна Кci определяется как средневзвешенное значение рассматриваемых показателей. При равнозначности весовых категорий:
,
где m = 7.
Расчетные показатели сводятся в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Тактическая конкурентоспособность проектов
Наименование показателей | Типы проектов (судов) | |||||
Проект | Проект | Проект | ||||
Значение показателя | Конкурентоспособность | Значение показателя | Конкурентоспособность | Значение показателя | Конкурентоспособность | |
Производительность услуги (F1) | ||||||
Удельные доходы (F2) | ||||||
Себестоимость оказания услуги (F3) | ||||||
Маржинальная доходность (F4) | ||||||
Провозная способность (F5) | ||||||
Удельная прибыль от услуги (F6) | ||||||
Доля рынка (F7) | ||||||
Интегральный показатель конкурентоспособности проекта (судна) |
3.4. Определение стратегической конкурентоспособности судов
Стратегическая конкурентоспособность (KРji) i-го судна (проекта) определяется по совокупности рассмотренных j-ых показателей, представленных в параграфе 3.3 как безразмерная величина.
Для показателей Р4, Р7, Р8 конкурентоспособность судна (проекта) по этим показателям определяется из выражения
,
так как, чем больше значение этих показателей, тем выше конкурентоспособность судна по данным показателям.
Для показателей Р1, Р2, Р3, Р5, Р6 и Р9 конкурентоспособность судна по этим показателям определяется из выражения
,
так как, чем меньше значения этих показателей, тем выше конкурентоспособность судна по данным показателям. Как в первом, так и во втором случае конкурентоспособность судна по наилучшему показателю равна 1.
Интегральный показатель определяется из выражения
где n = 9.
Расчетные показатели сводятся в табл. 3.2.
Таблица 3.2
Cтратегическая конкурентоспособность проектов
Наименование показателей | Типы проектов (судов) | |||||
Проект | Проект | Проект | ||||
значение показателя | конкурентоспособность | значение показателя | конкурентоспособность | значение показателя | конкурентоспособность | |
Удельная цена судна (P1) | ||||||
Удельная цена одной регистровой тонны (P2) | ||||||
Удельный модуль судна (Р3) | ||||||
Удельная мощность силовой установки (Р4) | ||||||
Удельная себестоимость содержания 1 т тоннажа в сутки без топлива (Р5) | ||||||
Затраты времени на 1 км пробега судна с грузом (Р6) | ||||||
Удельная грузовместимость судна (Р7) | ||||||
Удельная нагрузка судна на 1 м осадки (Р8) | ||||||
Удельный расход топлива на 1 км пробега (Р9) | ||||||
Интегральный показатель стратегической конкурентоспособности проекта (судна) |
4. Определение экономических показателей судоходной компании
4.1. Определение расходов по заработной плате административно-управленческого персонала судоходной компании
Эти расходы рассчитываются исходя из заданной численности управленческого персонала и их должностных окладов. Расходы по заработной плате вместе с начислениями определяются из выражения
n
Эзп = S Фдоi·12·(1+µ),
I = 1
где Фдоi — месячный должностной оклад управленческого работника;
µ — доля, учитывающая начисления на заработную плату исходя из действующей системы налогов. В задании µ = 0,30 (страховые взносы
в пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования). Численность управленческого персонала задается преподавателем.
Расчеты заработной платы управленческого персонала сводятся
в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Расходы по заработной плате управленческого персонала
Должность управленческого работника | Месячный должностной оклад управленческого работника – Фдо, долл. |
1. Секретарь | |
2. Менеджер | |
3. Маркетолог | |
4. Бухгалтер | |
5. Зам директора | |
6. Директор | |
Итого ФОТ |
4.2. Определение доходов, расходов и прибыли судоходной компании
Доходы судоходной компании представляют собой сумму доходов от перевозок и сдачи судов в аренду с учетом количества судов каждого проекта.
Дтк = т. е. Дпер.сi = Дперi ∙ nсi; Дарi = Дар ∙ nсi.
Расходы судоходной компании представляют собой сумму расходов от перевозок, сдачи судов в аренду и расходов по заработной плате административно-управленческого персонала.
Этк = , т.е. Эпер.сi = Эарi ∙ nсi, Эарi = Эарi ∙ nсi,
где nсi — число судов каждого проекта, работающих на данной линии.