Потребность в сырье и материалах
Цель подраздела - обосновать материальные затраты на выпускаемые товары (оказываемые услуги).
В данном подразделе Вам следует:
- Дать укрупненный перечень необходимых видов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, основных и вспомогательных материалов, запасных частей и нормативы их расхода в расчете на единицу готового товара (услуги).
- Охарактеризовать альтернативные варианты выбора возможных поставщиков и выбрать оптимальный вариант, для которого привести данные по условиям поставок (цена, комплект поставки, график и финансовые условия поставок, меры по хранению и складированию). Данную информацию лучше вынести в Приложение.
- Обосновать, где, у кого и на каких условиях будет закупаться сырье? Какова репутация этих поставщиков и есть ли уже опыт работы с ними?
Содержание подраздела в значительной степени зависит от содержания Вашей деятельности:
- для производственных предприятий (сырье, материалы и комплектующие, энерго-, тепло-, водопотребление, тара и упаковка и т.п.);
- для торговых предприятий в данном разделе речь идет об оптовых поставщиках, у которых Вы собираетесь закупать товары по оптовым ценам;
- для сферы услуг здесь уместно привести информацию об используемых расходных материалах, а также затратах на их приобретение;
- для сельскохозяйственного производства (семена и посадочный материал; удобрения минеральные и органические; средства защиты растений и животных; корма; сырье для переработки; и топливо; энерго-, тепло- и водопотребление; запасные части и материалы для ремонта основных средств (обычно входят в состав накладных расходов и др.).
В данном подразделе необходимо заполнить следующие таблицы:
Вид сырья и материалов | Поставщик (наименование, адрес, контактная информация) | Цена за ед. включая цену приобретения, затраты на доставку и хранение | Объем, срок поставки и периодичность закупки | Коммерческие условия поставки | |
Цена с НДС, руб. | Цен без НДС, руб. | ||||
Расчет выполняется по каждому виду продукции или услуги
Наименование статей прямых материальных затрат | Ед. изм. статьи затрат | Норма расхода | в т.ч., потери: хранения и технологические (%) | Цена за ед. изм. статьи затрат, руб. | Стоимость статьи затрат, руб. | Размер НДС*, руб. |
Всего прямых материальных затрат |
*Если Ваше предприятие является плательщиком НДС, то в графе «стоимость статьи затрат» указывается сумма рассчитанная по цене без НДС, а в графе «размер НДС» сумма рассчитанного НДС.
Персонал
В данном подразделе указывается потребность компании в трудовых ресурсах, необходимых в процессе реализации проекта.
Для работы необходимо нанять людей. Процесс найма работников проводится на тех же принципах, что и процесс выбора оборудования или материалов. Цель - минимальные затраты на нужную работу. Решение о том, сколько и каких работников следует нанять, должно быть основано на советах, почерпнутых из всевозможных источников. В основном это, конечно, будет зависеть от того, на какой объем реализации запланирован. Необходимо четко изложить, что требуется от нанимаемого работника и сколько за это планируется платить.
Удобно принятые решения представить в виде таблицы, отражающей должность, количество работников, а также суммы или условия труда. Такие таблицы называют штатным расписанием:
Должность | Основные функциональные обязанности | Оклад (сдельная расценка), руб. | Метод премирования | Затраты на набор и обучение, руб. |
Обычно в целях планирования персонал группируют по следующим категориям:
1. Основной производственный.
2. Вспомогательный производственный.
3. Административно-управленческий.
4. Сбытовой.
Если проект предполагает трудоустройство социальной группы работников отдельно необходимо расписать:
- количество сотрудников;
- должности;
- оплату труда (в среднем за месяц исходя из оклада или сдельных показателей и премиальной части). Она должна быть не ниже среднего уровня оплаты труда на рынке вашего региона для соответствующих специалистов;
- условия труда;
- режим работы.
Примечание: начисления на заработную плату (взносы во внебюджетные фонды) рассчитываются в составе налогов, а также указываются при расчете прибылей и убытков в финансовом плане проекта.
Прочие текущие затраты
В данном разделе описываются затраты не связанные напрямую с процессом производства продукции/оказания услуг:
№ | Наименование статей накладных расходов в расчете на месяц | Норма исчисления (%) или сумма (руб.) | База исчисления |
1. | Общехозяйственные | ||
… | |||
2. | Административные | ||
… | |||
3. | Сбытовые | ||
… | |||
4. | Прочие расходы |
При этом в состав накладных расходов не включаются следующие элементы: заработная плата, амортизация, налоги, проценты и лизинговые платежи. Эти элементы затрат указываются в других разделах бизнес-плана.
В данном подразделе указываются те расходы, которые еще не были упомянуты в предыдущих разделах Производственного плана и носящие текущий (периодический, постоянный характер). Расходы, осуществляемые единовременно, как то покупка оборудования, относятся к капитальным (инвестиционным) и будут приведены в следующем подразделе.
База исчисления статьи накладных расходов должна соответствовать ее экономическому смыслу, а именно: возможна зависимость накладных расходов от выручки, заработной платы, стоимости оборудования и т.п. Например, расходы на содержание склада пропорциональны величине запасов, сбытовые расходы зависят от объема реализации и т.п. Если такая зависимость имеет место, то данную статью накладных расходов следует описывать через норму (%) и базу исчисления величины расходов. Условно-постоянные накладные расходы задаются суммой затрат в месяц.
Ниже приведен примерный перечень статей накладных расходов, условно разбитых на три категории:
Общехозяйственные:
- затраты на содержание и ремонт зданий и сооружений производственного назначения;
- затраты на аренду объектов основных производственных фондов;
- затраты на аренду земли сельскохозяйственного назначения;
- затраты по эксплуатации оборудования;
- текущий ремонт оборудования и транспортных средств;
- внутризаводские транспортные затраты, связанные с производственными процессами;
- затраты на охрану окружающей среды;
- затраты на переработку, утилизацию и удаление отходов;
- платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ;
- затраты на охрану труда;
- затраты на текущую подготовку и переподготовку кадров.
Административные:
- страхование собственности (имущества);
- аренда земли (кроме земель сельскохозяйственного назначения);
- затраты на содержание обеспечивающих служб и подразделений (без затрат на оплату труда);
- затраты на содержание административных зданий (отопление, освещение, канализация, водоснабжение, вентиляция, и т.д.);
- оплата лицензий на право деятельности;
- затраты на социально-бытовые нужды;
- командировочные затраты;
- представительские расходы;
- оплата расходов на связь;
- канцелярские расходы и т.д.
Сбытовые:
- транспортные затраты;
- тара и упаковочные материалы (кроме тары, отпускаемой покупателю вместе с готовой продукцией – учитывается в составе материальных затрат);
- комиссионные сборы, включая отчисления сбытовым организациям;
- гарантийный ремонт и обслуживание;
- затраты на маркетинг и рекламу (расходы на маркетинг должны соответствовать бюджету маркетинга, ранее обоснованному в Плане маркетинга.
В графе прочие расходы рекомендуется заложить резерв на непредвиденные расходы, обычно они составляют (от 10 до 20% текущих затрат).