Организация страхового рынка в промышленно - развитых странах мира.

Деятельность страховщиков и страховых посредников в промышленно развитых странах мира осуществляется в различных организационных основах в виде акционерных компаний, обществ взаимного страхования, государственных и смешанных страховых организаций, частного предпринимательства и товариществ, кооперативных страховых организаций, совместных предприятий, корпораций Ллойда, бюро автостраховщиков. В отдельных странах сложилась разная практика применения организационно-правовых форм при создании страховых обществ. Так, в США и Германии преобладают акционерные общества, во Франции - общества взаимного страхования, в Великобритании наряду со страховыми корпорациями функционируют ассоциации взаимного страхования. Кроме того, прочные позиции на страховом рынке Великобритании занимают страховые посредники, выступающие в организационных формах товариществ и частного предпринимательства. В Италии и Испании довольно широко практикуется кооперативное страхование. В Германии, Великобритании, Франции функционируют страховые компании с участием государственного капитала, деятельность которых ограничивается внешнеэкономической сферой. Но в каких бы организационных фирмах ни выступали страховщики, их деятельность регулируется определенными норманн актами и обычно контролируется специальными органами государственного страхового надзора. Такие органы, в частности, имеются в Великобритании, Германии, Франции и других странах.

Страховое законодательство и государственное регулирование страхового дела. Организация страхового дела в промышленно-развитых странах базируется на специальном страховом законодательстве, судебном прецеденте и страховых традициях. Необходимость государственного регулирования диктуется двумя факторами: защитой потребителя и проводимой правительством экономической политикой. В рамках решения первой программы государство может контролировать содержание договора страхования, размер взносов, порядок урегулирования спорных ситуаций. Особое внимание государственные органы уделяют долгосрочному страхованию, а также вопросам выполнения страховщиками своих обязательств. Помимо того, государственные органы обычно регламентируют следующие стороны деятельности страховщиков:

1. лицензирование страховых операций и регистрацию страховых организаций, компаний;

2. требования о финансовых гарантиях страховщиков по обеспечению страховых обязательств, в частности за счет резервов на покрытие убытков, и наличия резерва профессионально подготовленных кадров экспертов и специалистов;

3. порядок определения и расчета платежеспособности страховых организаций, наличия у них технических резервови их размещение;

4. условия прекращения деятельности страховщиков, например в случае отзыва лицензии и банкротства;

5. порядок работы государственного страхового надзора;

6. проведение ежегодного аудита страховой, перестраховочной и финансово-хозяйственной деятельности страховщиков, порядок утверждения и публикации их балансов;

7. осуществление обязательных видов страхования;

8. положения об организационно-правовых формах компаний, о страховых посредниках, об условиях страхования и страховых тарифах.

Для страхового рынка зарубежных стран характерна высокая доля страховых платежей (премий) в валовом национальном продукте (ВНП). Так, в США, Великобритании и Японии она составляет более 8%, в Швейцарии - 7,5%, и ФРГ и Нидерландах - около 6% ВНП.

Анализ состояния и тенденций развития страхового рынка США и стран ЕС позволяет отметить процессы активной концентрации страхового капитала и интернационализации страхового дела, причем процесс интернационализации особенно широко охватил европейский страховой рынок. Государства, входящие в Европейское Сообщество (ЕС), поэтапно устраняют различия в законодательстве своих стран, регулирующем страховую и финансовую деятельность страховых компаний, гарантии и льготы страхователей. В частности, директивами ЕС рекомендовано странам, входящим в Сообщество, создать национальные бюро автостраховщиков и применять согласованные нормы при возмещении убытков в связи с дорожно-транспортными происшествиями.

Большинство видов страхования проводится в добровольной форме. Обязательным во всех странах ЕС являем страхование гражданской ответственности владельце (водителей) автотранспортных средств, а в некоторых странах, например в Германии, - страхование экологических рисков. К другим видам обязательного страхования относят гражданскую ответственность нанимателей при строительстве зданий, профессиональную гражданскую ответственность в фармацевтике, ядерной энергетике и др.

Особое внимание во всех промышленно-развитых странах уделяется уровню платежеспособности и надежности страховых компаний, определяемому как превышениеактивов над принятыми обязательствами. Порядок оценки и требования к уровню платежеспособности страховой компании устанавливаются отдельно по общим и долгосрочным видам страхования. В понятие надежности компании входит не только возможность выполнить взятые ею на себя обязательства, но и готовность их выполнить.Еще в 1987 г. ЮНКТАД выдвинула такие критерии надежности компании, среди которых критерий личных качеств, добропорядочности собственников, директоров, андеррайтеров, стоит на первом месте. Второе место занимает квалификация персонала, на четвертом месте - поведение компании на рынке в прошлом. Технические резервы компании и т.п. находятся лишь на девятом месте, хотя это вовсе не означает, что их состоянию не уделяется самое пристальное внимание. Развитое страховое законодательство - основа защиты интересов клиента; важнейшую часть составляет система аттестации страховщика надзора за страховыми органами.

Страховые компании обязаны публиковать балансы. Налогообложение страховых компаний осуществляется на общих их принципах взимания налогов с корпораций. При исчислении облагаемой налогом прибыли по страховым операциям из нее исключаются резервы на покрытие происшедших, но пока не оплаченных убытков, а также отчисления образование некоторых других резервов.

В США законодательное регулирование страхования отнесено к компетенции штатов, а законодательные нормы, например, по обязательному страхованию, действующие на всей территории страны, весьма ограничены и носят в основном рекомендательный характер. Общие нормы страхования в США и в Великобритании определяются главным образом из судебных прецедентов и страховых традиций.

В законодательных актах Великобритании, Германии, Франции и других странах ЕС, регламентирующих страховую деятельность, еще имеются некоторые различия, и в соответствии с директивами совета ЕС они обязаны адаптировать национальное законодательство к общим положениям регулирования единого страхового рынка ЕС. В частности, это относится к страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

Наши рекомендации