Особый переход права собственности 4 страница
При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть:
функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
расходы на эксплуатацию товара;
расходы на техническое обслуживание товара;
сроки (периоды) поставки товара;
срок предоставления гарантии качества товара;
объем предоставления гарантий качества товара.
Как следует из пункта 8 статьи 28 Закона N 94-ФЗ на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе присваивается порядковый номер. Номера присваиваются по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В случае если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок, содержащих аналогичные условия.
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого, присвоен первый номер.
С победителем конкурса заказчик в порядке, предусмотренном статьей 528 ГК РФ, заключает государственный или муниципальный контракт.
Обратите внимание!
В пункте 3 статьи 9 Закона N 94-ФЗ приведен перечень случаев, когда заказчик обязан отказаться от заключения госконтракта, к таковым относятся случаи, когда:
победитель конкурса находится в стадии ликвидации или признан банкротом;
деятельность победителя конкурса приостановлена в административном порядке;
участник указал в заявке на участие в конкурсе заведомо ложные сведения;
имущество победителя конкурса по решению суда находится под арестом;
у победителя конкурса имеется задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, при условии, что указанные лица не обжалуют наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исполнение государственного или муниципального контракта обеими сторонами.
Государственный или муниципальный контракт (далее - Госконтракт) представляет собой договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Такое определение Госконтракта содержится в статье 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Основанием для заключения Госконтракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд является заказ, размещаемый государственным или муниципальным заказчиком в порядке, установленном Законом N 94-ФЗ. Следует отметить, что особенности размещения государственного оборонного заказа, заказа на поставку материальных ценностей в государственный резерв могут устанавливаться иными федеральными законами.
Порядок заключения Госконтрактов на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд урегулирован статьями 527 и 528 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ.
В силу статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд у поставщика (исполнителя) возникает обязанность по передаче товаров государственному или муниципальному заказчику (далее - Заказчику) либо по его указанию иному лицу, а у Заказчика, соответственно, возникает обязанность по оплате поставленных товаров.
Как следует из статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд может осуществляться:
непосредственно на основе Госконтракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд. В этом случае поставка товаров осуществляется поставщиком самому Заказчику или указанным им получателям товаров, без заключения поставщиком с получателями товаров договора поставки.
на основе договора поставки, заключенного, в свою очередь, между поставщиком и покупателем товаров на основе Госконтракта, условиями которого предусмотрено прикрепление Заказчиком поставщика к конкретному покупателю товаров.
Пунктом 2 статьи 525 ГК РФ прямо установлено, что к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки, если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.
При этом указано, что к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной параграфом 4 "Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд" главы 30 ГК РФ, применяются иные правила.
Таким образом, исполнение Госконтракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд обеими сторонами осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными правилами статей 506-522 ГК РФ о договоре поставки.
Вместе с тем исполнение Госконтракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд имеет свои особенности, которым посвящены статьи 531 ГК РФ и 532 ГК РФ.
Особенности исполнения Госконтракта, в котором покупателем выступает сам государственный или муниципальный заказчик, установлены статьей 531 ГК РФ.
Пунктом 1 указанной статьи ГК РФ определено, что если условиями Госконтракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд предусмотрено, что поставка осуществляется непосредственно Заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю товаров), отношения сторон по исполнению Госконтракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506-522 ГК РФ о договоре поставки.
Однако в отношении оплаты товаров, переданных поставщиком по такому Госконтракту получателю, указанному в отгрузочной разнарядке Заказчиком, существуют специальные нормы, установленные пунктом 2 статьи 531 ГК РФ.
Как следует из указанного пункта в случаях, когда поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется получателем, указанным в отгрузочной разнарядке, оплата товаров производится Заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен Госконтрактом.
Иначе говоря, при передаче товаров поставщиком получателю обязанность по оплате поставленных товаров в общем случае сохраняется за Заказчиком.
Вместе с тем, условиями Госконтракта может быть предусмотрено, что оплату поставленных товаров будет производить их получатель. Однако здесь следует помнить, что получатель товаров не является стороной Госконтракта, поэтому если он не оплатил поставленные поставщиком товары, то поставщик вправе требовать оплаты товаров от Заказчика. Помимо этого, поставщик вправе потребовать от Заказчика возмещения убытков и уплаты процентов за пользование чужими средствами.
Обращаем ваше внимание, что согласно статье 9 Закона N 94-ФЗ в случае просрочки Заказчиком обязательства, предусмотренного Госконтрактом, поставщик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней).
Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Госконтрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Госконтрактом срока исполнения обязательства.
Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
Такого же подхода придерживается и правоприменительная практика, в качестве примера можно привести Постановление Апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 18 мая 2007 года по делу N А46-11399/2006. В указанном Постановлении сказано, что в отношениях по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд возможно несовпадение покупателя и получателя, такие условия соответствуют нормам статьи 526 и пункта 2 статьи 531 ГК РФ. В том случае, когда поставка товаров для государственных нужд осуществляется получателем товаров, указанным в отгрузочной разнарядке, обязанность по оплате поставленных товаров лежит на государственном заказчике, если иной порядок расчетов не предусмотрен Госконтрактом. Поскольку в рассматриваемом деле иной порядок расчетов не был предусмотрен государственным контрактом, суд принял решение о взыскании долга с Заказчика, так как у получателя товаров отсутствовали обязательства по оплате полученных товаров во исполнение договора.
В отношении взыскания неустойки за просрочку оплаты товаров по Госконтракту в качестве примера можно привести Постановление ФАС Центрального округа от 2 ноября 2007 года по делу N А64-7081/06-14. В указанном Постановлении арбитры указали, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства по оплате, поставщик вправе потребовать уплату неустойки. Причем неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства Заказчиком, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Госконтрактом срока исполнения обязательства по оплате.
Обратите внимание, в статье 9 Закона N 94-ФЗ указано, что Заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней) если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Такого же мнения придерживаются и судебные инстанции. Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 7 февраля 2007 года N Ф09-396/07-С5 по делу N А60-22499/2006-С3 судьи отказали во взыскании суммы процентов за пользование чужими средствами в связи с тем, что у Ответчика отсутствовала вина в несвоевременном исполнении денежного обязательства по оплате.
Особенности исполнения Госконтракта, на основании которого заключен договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, установлены в статье 532 ГК РФ.
Как следует из указанной статьи ГК РФ по общему правилу оплату поставленных по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд производит покупатель, причем по ценам, определяемым в соответствии с Госконтрактом.
Напомним, что в соответствии со статьей 9 Закона N 94-ФЗ цена Госконтракта (за некоторым исключением) является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, причем цена определяется Заказчиком на стадии размещения заказа.
Если используется иной порядок определения цен и расчетов, то это должно быть предусмотрено в Госконтракте.
Статьей 532 ГК РФ закреплена норма, направленная на защиту имущественных интересов поставщика, в соответствии с которой при оплате товаров, поставленных по договору поставки для государственных или муниципальных нужд покупателем, Заказчик признается поручителем по денежному обязательству покупателя. Иначе говоря, в случае, если покупатель не произвел оплату поставленных товаров, то на основании пункта 2 статьи 363 ГК РФ Заказчик будет отвечать перед поставщиком в полном объеме, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков поставщика, вызванных ненадлежащим исполнением обязательства по оплате товаров.
В качестве примера арбитражной практики по данному вопросу можно привести Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 декабря 2004 года по делу N А66-2451-04, в котором суд удовлетворил требования истца, признав, что обязательства по оплате поставленного товара покупателя и Заказчика являются солидарными.
Убытки по государственному контракту.
Как известно, специфика поставки товаров для государственных или муниципальных нужд обусловлена участием в договоре такого субъекта гражданско-правовых отношений, как государство. Специальные правила, применяемые к поставкам товаров для государственных или муниципальных нужд, объединены законодателем в параграфе 4 "Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд" главы 30 "Купля-продажа" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Таким образом, при поставках товаров для удовлетворения государственных потребностей страны общие нормы о договоре поставки применяются с учетом особенностей, закрепленных в статьях 525-534 ГК РФ.
Сегодня многие поставщики того или иного вида продукции стремятся заключить Госконтракты на поставку товаров, так как работать с государством всегда было престижно, тем более, что, работая по Госконтракту, поставщик товаров уверен, что поставленная им продукция будет оплачена, ведь финансирование поставок для государственных или муниципальных нужд производится за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Вместе с тем, нужно отметить, что не всегда изготовление продукции, необходимой для удовлетворения экономических потребностей государства, выгодно изготовителю, в связи с чем, ее производство может быть для него заведомо убыточным. Однако если в обычных условиях субъект предпринимательской деятельности, наверняка, откажется от производства нерентабельной продукции, то в отношении производства продукции, связанной с государственными или муниципальными нуждами, поставщик не всегда может отказаться.
Напомним, что в соответствии со статьей 527 ГК РФ, Госконтракт на поставку товаров для удовлетворения государственных или муниципальных нужд заключается на основании заказа, размещаемого государственным или муниципальным заказчиком (далее - Заказчиком) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В общем случае для Заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным (пункт 1 статьи 527 ГК РФ). Для поставщика товаров обязательность заключения Госконтракта может наступить только в силу закона и при условии того, что Заказчиком будут возмещены все возможные убытки, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением Госконтракта. Такое правило закреплено в пункте 2 статьи 528 ГК РФ.
Так, например, в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 1994 года N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" поставщики, занимающие доминирующее положение на товарном рынке, а также предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70 процентов, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов на поставку материальных ценностей в государственный резерв.
Или возьмем другой пример. Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 13 декабря 1994 года N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" установлено, что поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков от ее производства.
Аналогичное правило действует и в отношении государственных оборонных заказов.
Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 1995 года N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" определено, что в случае, если претенденты на участие в торгах на размещение оборонного заказа отсутствуют, а также в случае, если по результатам проведения указанных торгов не определен головной исполнитель (исполнитель), оборонный заказ обязателен для принятия государственными унитарными предприятиями, а также иными организациями, занимающими доминирующее положение на товарном рынке или обладающими монополией на производство продукции по оборонному заказу, при условии, что оборонный заказ обеспечивает установленный Правительством Российской Федерации уровень рентабельности производства этих видов продукции.
Следует иметь в виду что если сторона, для которой заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный или муниципальный контракт, на это указано в пункте 5 статьи 528 ГК РФ.
Обратите внимание!
Условие о возмещении убытков, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением Госконтракта на поставку товаров, не применяется в отношении казенного предприятия, под которым в соответствии с пунктом 1 статьи 115 ГК РФ понимается унитарное предприятие на основе оперативного управления.
Кроме того, пунктом 4 статьи 527 ГК РФ установлено, что в отношении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары либо лица, с которым Госконтракт заключается в силу закона при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары от заключения государственного или муниципального контракта, условие о возмещении убытков также не применяется в случае заведомого занижения поставщиком предлагаемой цены Госконтракта.
В том случае, если речь идет о заведомо убыточной продукции, отказаться от производства которой поставщик не вправе, то применяется особый порядок возмещения убытков, установленный статьей 533 ГК РФ.
Пунктом 1 статьи 533 ГК РФ установлено, что обязанность возмещения убытков поставщика лежит на государственном заказчике. Причем, так как производство продукции представляет собой непрерывный процесс, то законодательно определен срок, в течение которого государственный заказчик обязан произвести компенсацию убытков поставщика. Выплаты должны быть произведены не позднее 30 дней с момента поставки изготовленной продукции.
Если же Заказчик в указанный срок не произвел соответствующего возмещения, то поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Госконтракта и потребовать от заказчика возмещения убытков, связанных с его расторжением.
Обратите внимание!
Пунктом 1 статьи 15 ГК РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками лица, право которого нарушено, понимается реальный ущерб, а также неполученные доходы (упущенная выгода).
Напоминаем, что если в отношении неустойки (пени, штрафа) лицу, право которого нарушено, достаточно доказать только факт нарушения договорного обязательства, то при требовании о возмещении убытков кредитор должен доказать размер понесенных реальных убытков, а также и величину упущенной выгоды.
Пунктом 2 статьи 15 ГК РФ определено, что если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, потерпевшая сторона вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Как следует из пункта 3 статьи 533 ГК РФ, в случае одностороннего расторжения Госконтракта вследствие невыплаты компенсации суммы убытков, поставщик вправе отказаться от исполнения договора поставки для государственных или муниципальных нужд. Причем убытки покупателя, связанные с таким отказом поставщика, также обязан возместить государственный или муниципальный заказчик
Хоть это и не является характерным для поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, отказаться от товаров, поставленных по Госконтракту, может и сам Заказчик. Как следует из пункта 1 статьи 534 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, государственный или муниципальный заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрактом, при условии возмещения поставщику убытков, причиненных таким отказом.
Отказ Заказчика от товаров, поставленных по Госконтракту, может быть вызван падением спроса на те или иные виды товаров, появлением на рынке более совершенных изделий и так далее.
Если одностороннее расторжение Госконтракта Заказчиком повлекло за собой и расторжение договора поставки, заключенного на основе Госконтракта, то убытки покупателя, также возмещаются Заказчиком.
Напоминаем, что статьей 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного Госконтрактом, поставщик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Госконтрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Госконтрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ. Заказчик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.