Методические указания к выполнению лабораторной работы
1.1. Оценка конкурентоспособности продукта
Конкурентоспособность изделий оценить по показателю конкурентоспособности:
Здесь IТП - индекс технических параметров (т.е. он является показателем конкурентоспособности по техническим параметрам):
где n - число технических параметров, участвующих в анализе;
ai - коэффициент значимости (весомости) параметра;
- относительный показатель конкурентоспособности изделия по i-му параметру;
Pi - значение i-го технического параметра анализируемого изделия;
Pi° - значение i-го технического параметра эталонного образца.
IЭП - индекс экономических параметров:
где С и С0 - цена потребления анализируемого изделия и изделия образца соответственно;
S - продажная цена анализируемого изделия;
М - суммарные расходы потребителей за весь срок службы изделия.
SО и МО - то же самое, но для эталонного образца.
Задание.
Фирма «Н» планирует выпускать три новые марки холодильников: «Пурга», «Сириус» и «Фриз». На рынке, где она будет реализовывать свою продукцию, имеется еще четыре марки холодильников.
1. Оцените показатели конкурентоспособности каждой марки холодильника, если за эталонный образец выбран холодильник «Феникс».
2. Сформулируйте и обоснуйте ваши предложения по дальнейшей стратегии относительно самого неконкурентоспособного холодильника фирмы «Н».
Изделие считается конкурентоспособным при .
№ п/п | Параметр | Марка холодильника | Коэфф. значимости параметров, % | ||||||
Сириус | Пурга | Фриз | Лехел | Феникс | Снайга | Минск 15М | |||
Надежность, ресурс/тыс.ч. | |||||||||
Наработка на отказ, тыс.ч. | |||||||||
Экономичность, кВт.ч/сутки | 1,65 | 1,1 | 1,25 | 0,9 | 1,3 | 1,75 | 1,65 | ||
Температура НТО | -12 | -15 | -12 | -12 | -18 | -10 | -12 | ||
Емкость НТО, куб.дм | |||||||||
Объем,л | |||||||||
Дизайн, в баллах по 10- бальной шкале | |||||||||
Сохранность продуктов при отключении электроэнергии, ч | |||||||||
Масса холодильника, кг | |||||||||
Цена, у.д.е. | |||||||||
Суммарные расходы потребителей за весь срок службы, у.д.е. |
1.2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ С ПОМОЩЬЮ ПОСТРОЕНИЯ МНОГОУГОЛЬНИКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Оценку эффективности маркетинговой деятельности своей фирмы и фирм-конкурентов можно осуществлять, изучая и анализируя различные факторы, например такие, как имидж фирмы, финансы, уровень рекламной деятельности, эффективность сбыта, и многие другие. Оценка возможностей фирмы позволяет построить многоугольник конкурентоспособности. По каждой оси для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов используется определенный масштаб измерений. Изображая на одном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных фирм, можно провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам. Рассчитав площади многоугольников, можно оценить деятельность фирм-конкурентов, а также своей фирмы в целом.
В таблице приведены сравнительные оценки эффективности маркетинговой деятельности Липецкого тракторного завода (ЛТЗ) и его конкурентов: Минского тракторного завода (МТЗ) и Владимирского тракторного завода (ВТЗ). Оценки приведены в баллах от 0 до 5, где «5» означает доминирующее положение на рынке, «0» - наиболее слабые позиции.
Задание.
1. В одних и тех же осях координат, используя лепестковую диаграмму Excel, постройте многоугольники конкурентоспособности для каждого завода. В качестве осей возьмите четыре направления: продукт, цена, каналы распределения и продвижение продукта.
2. Дайте оценку состояния конкурентов (для этого подсчитайте площади четырехугольников) и оцените положение ЛТЗ.
3. Предложите действия, которые необходимо предпринять Липецкому тракторному заводу по каждому из параметров маркетинга, чтобы улучшить свое положение в конкурентной среде.
Параметры маркетинга | ЛТЗ | Конкуренты | |
МТЗ | ВТЗ | ||
Продукт | ЛТЗ-60АБ | МТЗ-82 | ВТЗ-З0 |
Качество | |||
Технические параметры | |||
Право замены изделия | |||
Стиль, дизайн | |||
Престиж торговой марки, имидж | |||
Габариты | |||
Уровень ремонта, обслуживания | |||
Гарантийный срок | |||
Многовариантность в использовании | |||
Надежность | |||
Срок службы | |||
Защищенность патентами | |||
Ремонтопригодность | |||
Разнообразие ассортимента (марок, модификаций) | |||
Комфортность, эргономичность | |||
Цена | |||
Минимальная отпускная цена | |||
Скидки с цены, гибкость цен | |||
Срок платежа | |||
Возможности кредита при | |||
покупке | |||
Каналы сбыта | |||
Форма сбыта: | |||
-прямая доставка | |||
-торговые представители | |||
-оптовые посредники | |||
-комиссионеры и маклеры | |||
-дилеры | |||
-прочие каналы | |||
Степень охвата рынка | |||
Размещение складских | |||
помещений | |||
Система контроля запасов | |||
Система транспортировки | |||
Продвижение продукта | |||
Реклама: а) для потребителей; | |||
б) для торговых посредников | |||
Демонстрационная торговля | |||
Показ образцов | |||
Телемаркетинг | - | - | - |
Средства массовой информации |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2