ТЕМА 10. Роль маркетинга в инженерной деятельности
1. Управление НТП в условиях рынка. Процесс НТНВ – маркетинго-ориентированный подход.
2. Концептуальные основы инженерного маркетинга. Маркетинговая модель НТНВ.
3. Рынок НТНВ. Особенности НТНВ как товара. Задачи инженера с маркетинговым мышлением.
1. Управление НТП в условиях рынка. Процесс НТНВ – маркетинго-ориентированный подход.
В современных условиях наука и техника превратились в решающий фактор социально – экономического развития любого предприятия. Всё это следствие ключевой роли НТП во всех сферах его производственно – хозяйственной деятельности. Проблема управления НТП в условиях рынка превращается в проблему формирования механизмов и условий выработки целей развития науки и техники, отвечающих ценностям и приоритетам сегодняшнего и будущего развития.
В основе НТП – научно-технические нововведения (НТНВ), эффективность которых зависит от управления ими, профессионализма и творчества инженерного состава предприятия. Можно в полной мере согласиться с Джеймсом Брайтом, что «Единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление, – это процесс научно-технического нововведения. В нём воплощаются те знания, которые компетентный руководитель, эффективно работающий учёный, инженер, умный чиновник и просто образованный член общества должны иметь завтра. Это – процесс преобразования научного знания в физическую реальность, изменяющую общество».
Под научно-техническим прогрессом понимается тот прогресс в знаниях, связанных с производством, который делает возможным создание новых производств, новых вариантов существующих продуктов и совершенно новых видов продукции и услуг. Он находит свое выражение в новых методах производства существующих изделий, конструкторских решениях, позволяющих производить продукцию с новыми важными характеристиками, а также в новых методах организации и управления. Научно-технический прогресс – это взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники. Он ведет к постоянному совершенствованию средств и предметов труда, технологии и организации производства, обуславливающих качественное преобразование материального производства и непроизводственной сферы.
Современный научно-технический прогресс приобрел качественно новые черты. Во-первых, неизмеримо возросли его масштабы, стремительность и динамизм. Во-вторых, произошли коренные изменения в производстве средств производства, предметов труда и энергии, в технологии, организации и управлении производственными процессами. Сегодня НТП проявляется в создании управляющей машины на базе электронно-вычислительной техники, осуществляющей автоматическое управление всей машинной системой, в использовании новых источников энергии и принципиально новых технологических процессов, обеспечивающих непрерывность производства и резкое повышение его эффективности.
Направления развития НТП определяют технический и организационный уровень производства, создают основу для выпуска высококачественной продукции. При этом в развитии НТП можно различать чисто техническую сторону, являющуюся результатом внедрения принципиально новых достижений науки и техники, и экономический и маркетинговый аспекты. Результатом первого может быть создание новых или более совершенных продуктов и услуг, второго – либо создание или изменение функций спроса, либо снижение издержек производства по выпуску продукции, либо и то и другое. Маркетинговая сторона проявляется в получении потребителем лучших или более дешевых товаров.
В сложной цепи, соединяющей науку с производством, наиболее слабыми пока остаются звенья, связанные с практической реализацией достижений науки. Решение этой задачи в значительной мере зависит от создания системы организации внедрения достижений науки и техники в производство. В условиях рынка, чтобы выжить, расти и развиваться, производить больше продукции высокого качества и с меньшими издержками, нужно ориентироваться на внедрение новинок в производство.