Соотношение субъектов финансового права и субъектов финансовых правоотношений
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО РК
1.Финансовая деятельность государства – это: деятельность гос по добыванию и расходованию денежных средств, в процессе которого производится планомерное и целенаправленное формирование, распределение и организация использования государственных фондов денежных средств.
2.Финансовая система государства – это: совокупность государственных финансовых отношений, в рамках которой формируются и распределяются государственные денежные фонды.
3.финансовое право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования государственных денежных фондов.
4.Финансам свойственны 2 основные функции - распорядительная и контрольная
5.Финансово-правовые нормы с момента вступления в силу порождают для субъектов: субъективные права и юр обязанности
6.Нормы финансового права подразделяются на: обязывающие, запрещающие и управомачивающие; материальные и процессуальные
7.Нормы материально и процессуального права выражают интересы: участников финансовых отношений
8.По характеру воздействия на субъектов финансово-правовые нормы разделяются на: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.
9.Регулятивные финансово-правовые нормы – это: регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей.
10.Охранительные финансово-правовые нормы – это: нормы, которые предусматривают применение мер государственного принуждения за финансовые правонарушения.
11.Структура финансово-правовых норм включает: гипотезу, диспозицию и санкцию
12.Финансово-правовой институт – это: взаимосвязанные и взаимно обусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной, узкой области внутри отрасли права.
13.Формы реализации финансово-правовых норм: исполнение, применение, использование, соблюдение.
14.Финансовое правоотношение – это: урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых реализуют содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных фондов.
15.Особенность финансовых правоотношений: они возникают только в процессе финансовой деятельности государства; они возникают по поводу денежных средств – финансовых ресурсов государства; одной из сторон в них всегда выступает государство (государственные органы и органы местного самоуправления).
16.Основание возникновения финансового правоотношения: юр факты (действия и событие), издание актов.
17.Основание изменения финансового правоотношения: юр факты (действия и событие), изменение прав и обязанностей субъектов, изменение содержания юр акта.
18.Основание прекращения финансового правоотношения: юр факты (действия и событие), погашение финансового обязательства, исполнение обязательства, в судебном порядке,
19.Предметом финансового права являются: общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.
20.Органы государственного финансового контроля в пределах полномочий осуществляют следующие виды контроля: внутренний и внешний; непосредственный и опосредованный; предварительный, текущий и последующий; добровольный и обязательный.
21.Задачи Министерства финансов РК в части выработки предложений по основным направлениям: выработка предложений по исполнению, ведению бухгалтерского учета, бюджетного учета и статистики государственных финансов, составление бюджетной отчетности по исполнению республиканского бюджета и в пределах своей компетенции местных бюджетов, Национального фонда Республики Казахстан на основании отчета Национального Банка Республики Казахстан, бюджетное планирование, а также участие в выработке предложений по основным направлениям налоговой, таможенной, бюджетной политики, обеспечение полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды, исчисления и уплаты социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, участие в реализации налоговой политики, обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности, обеспечение соблюдения налогового законодательства Республики Казахстан, государственное регулирование производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, производства и оборота табачных изделий, производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов, государственное регулирование в сфере таможенного дела, государственного и гарантированного государством заимствования, бюджетного кредитования, распоряжения республиканской государственной собственностью, управления правительственным и гарантированным государством долгом и долгом перед государством, государственных закупок, осуществления внутреннего финансового контроля, контроля за проведением процедур банкротства (за исключением банков, страховых (перестраховочных) организаций и накопительных пенсионных фондов), регулирование деятельности в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности, регулирование в области аудиторской деятельности и контроль за деятельностью аудиторских и профессиональных организаций, проведение государственного мониторинга собственности, осуществление финансового мониторинга в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма.
22.Комитет финансового контроля по отношению к Министерству финансов РК выполняет функции: 1) осуществляет контроль на соответствие использования средств республиканского и местных бюджетов законодательству Республики Казахстан; 2) осуществляет контроль за достоверностью и правильностью ведения объектами контроля учета и отчетности; 3) осуществляет контроль соблюдения условий и процедур предоставления бюджетных кредитов, софинансирования .концессионных проектов, государственных гарантий и поручительств государства, связанных грантов и активов государства; 4) в пределах своей компетенции осуществляет контроль за деятельностью объектов контроля по вопросам, касающимся полноты и своевременности внесения неналоговых поступлений в республиканский и местные бюджеты; 5) осуществляет контроль за формированием и использованием государственными учреждениями денег от реализации товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении; 6) принимает меры по выявлению, пресечению и недопущению нарушений при использовании средств республиканского и местных бюджетов в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 7) осуществляет контроль за исполнением представлений, направляемых объектам контроля, и решений, принятых по итогам результатов контроля; 8) запрашивает и получает в установленный им срок от объектов контроля необходимые документы, справки, устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с проведением контроля; 9) привлекает к проведению контроля соответствующих специалистов государственных органов и при необходимости аудиторские организации и экспертов с оплатой их услуг в пределах выделенных на эти цели средств из республиканского бюджета; 10) осуществляет контроль за соблюдением стандартов государственного финансового контроля службами внутреннего контроля.
23.Стандарты государственного финансового контроля разрабатываются: Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета совместно с уполномоченным Правительством Республики Казахстан органом по внутреннему контролю и утверждаются Президентом Республики Казахстан.
24.Высший орган государственного финансового контроля, осуществляющий внешний контроль: Счетный комитет
25.Принципами государственного финансового контроля являются: принцип независимости, объективности, достоверности, прозрачности, компетентности, гласности.
26.Недопущение вмешательства, посягающего на независимость органов государственного финансового контроля и его работников при осуществлении ими деятельности – это: принцип независимости
27.Проведение контроля строго в соответствии с законодательством Республики Казахстан, со стандартами государственного финансового контроля, исключение конфликта интересов – это: принцип объективности
28.Обязательная публикация результатов государственного финансового контроля с учетом обеспечения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны – это: принцип гласности
29.Контроль за соблюдением Стандартов государственного финансового контроля осуществляет: МФ (Счетный комитет)
30.Основным методом финансового контроля является: ревизия
31.Счетный комитет подчинен и подотчётен: Президенту РК
Соотношение субъектов финансового права и субъектов финансовых правоотношений
33.Строгое и точное соблюдение установленного порядка формирования, распределения и использования государственных денежных средств, а также исполнение финансовых обязательств перед государством: финансовая дисциплина
34.Формы финансового контроля: непосредственный и опосредованный контроль
35.Элементами финансового контроля являются: субъект контроля, объект контроля, предмет контроля, цели контроля, методы осуществления контроля.
36.Проверка финансово-хозяйственной деятельности, основанная на изучении первичных документов и бухгалтерских записей: ревизия
37.Специфические признаки финансов: денежные отношения, одна из сторон – государство.
38.К индивидуальным субъектам финансового права относятся: физ лица и индивидуальные предприниматели
39.Особенности санкций финансово-правовых норм: денежный характер, принудительное воздействие на нарушителя
Финансово-правовые нормы
41.Отчетным периодом для годовой финансовой отчетности является календарный год, начиная: с 1 января по 31 декабря.
42.Бюджетная система – это: совокупность бюджетов и Национального фонда Республики Казахстан, а также бюджетных процесса и отношений.
43.Бюджетные средства – это: деньги и иные активы государства, поступление в государственную собственность и расходование которых отражаются в бюджете в денежной форме.
44.Бюджетные отношения – это: отношения, возникающие в бюджетном процессе.
45.Бюджетные операции – это: операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета.
46.Бюджетный процесс – это: регламентированная бюджетным законодательством Республики Казахстан деятельность государственных органов по планированию, рассмотрению, утверждению, исполнению, уточнению и корректировке бюджета, ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности, бюджетного учета и бюджетной отчетности, государственному финансовому контролю, бюджетному мониторингу и оценке результатов.
47.Три финансовых года, следующих за текущим финансовым годом: плановый период
48.Очередной финансовый год: год, следующий за текущим финансовым годом
49.Уровни бюджетов в РК: Республиканский и местный
50.Консолидированный бюджет: бюджет, который состоит из республиканского бюджета, бюджета области, бюджета города республиканского значения, столицы, поступлений в бюджет, направляемых в Нац.фонд РК и переводимых на счета Правительства РК в Нац.Банке РК, используемый в качестве аналитической информации и не подлежащей утверждению.
51.Республиканский бюджет – это: централизованный денежный фонд, формируемый за счет поступлений, определенных настоящим Кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций центральных государственных органов, подведомственных им государственных учреждений, а также реализации общереспубликанских направлений государственной политики.
52.Республиканский бюджет утверждается: законом РК о республиканском бюджете
53.Основные позиции структуры бюджета включают: доходы и расходы
54.«Выравнивание бюджетов одного уровня» - это принцип: межбюджетных отношений
55.Субъектами бюджетного права являются: государство и его территориальные подразделения, органы гос власти и государственные юридические лица.
56.Финансово-правовой акт, посредством которого утверждается фин. План формирования и распределения создаваемого на центральном и местных уровнях государственного денежного фонда: Закон РК О республиканском бюджете
57.Дефицит бюджета – это: превышение объема расходов и выделенных из бюджета на возвратной основе кредитов над общей суммой поступлений в бюджет.
58.Бюджет – это: централизованный денежный фонд государства, предназначенный для финансового обеспечения реализации его задач и функций.
59.Чрезвычайный бюджет действует: в течение срока, на который введено чрезвычайное или военное положение.
60.Чрезвычайный государственный бюджет формируется: на основе республиканского и местных бюджетов и вводится в случаях чрезвычайного или военного положения в Республике Казахстан.
61.Совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с формированием расходной части бюджетов: правовое регулирование расходов бюджета
62.Превышение общей суммы поступлений в бюджет над объемом расходов и выделяемых на возвратной основе кредитов: профицит бюджетов
63.Планирование бюджета на основе нормативных правовых актов и других документов, определяющих необходимость включения в проект бюджета тех или иных поступлений или расходов и обоснованность их объемов: принцип обоснованности
64.Превышение объема расходов и выделенных из бюджета на возвратной основе кредитов над общей суммой поступлений в бюджет: дефицит бюджета
65.Безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета: бюджетное финансирование
66.Элементами, непосредственно связанными с измерениями результатов деятельности в отчете о прибылях и убытках, являются: доходы и расходы
67.Возвратное предоставление денежных средств из бюджета: бюджетное кредитование
68.Совокупность бюджетов и Национального фонда Республики Казахстан, а также бюджетных процесса и отношений: бюджетная система
69.Отношения между республиканским, областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) в бюджетном процессе: межбюджетные отношения
70.Централизованный денежный фонд государства, предназначенный для финансового обеспечения реализации его задач и функций: бюджет
71.Деньги и иные активы государства, поступление в государственную собственность и расходование которых отражаются в бюджете в денежной форме: бюджетные средства
72.Доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах и внебюджетных фондах: централизованные доходы
73.Структура бюджетной системы обусловлена: формой государственного устройства
74.Не являетсястадией бюджетного процесса: составление проекта бюджета; рассмотрение проекта бюджета; утверждение бюджета; исполнение бюджета; рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.
75.Деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета о его исполнении: бюджетный цикл
76.Доходы государственных и муниципальных (местных) предприятий, организации, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды Децентрализованныегосударственные(иместные)доходы
77.Доходы от использования имущества государства, деятельности органов гос. власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, средства привлеченные на добровольной основе – это неналоговые поступления (доходы) государства и местных бюджетов (образований)
78.Применение единых принципов организации и функционирования бюджетной системы, использование единой бюджетной классификации и единых процедур бюджетного процесса принцип единства
79.Соответствие утвержденных (уточненных, скорректированных) показателей бюджета утвержденным (скорректированным) параметрам, направлениям прогнозов социально-экономического развития, стратегических планов государственных органов принцип реалистичности
80.Зачисление всех поступлений в бюджет на единый казначейский счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого казначейского счета в национальной валюте принцип единства кассы
81.Основными доходами бюджета являются налоговые поступления, неналоговые поступления, поступления от продажи основного капитала, поступления трансфертов
82.Отношения займа, в которых заемщиком выступает Правительство Республики Казахстан, Национальный Банк Республики Казахстан или местные исполнительные органы – это гос заем
83.Дотация выделение денежных средств в целях восполнения недостатка собственных средств
84.Выделение денежных средств из бюджета нижестоящему бюджету, носящее целевой характер Субвенция
85.Субсидия выделение денежных средств из государственного денежного фонда юридическим или физическим лицам, носящий целевой характер
86.Исполнение налогового обязательства осуществляется каждым участником такого договора самостоятельно в порядке, установленном НК РК
87.Совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов и других обязательных платежей, с физических и юридических лиц Налоговое право
88.Законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет Налоги
89.Обязательные отчисления денег в бюджет в виде плат, сборов, пошлин, за исключением таможенных платежей, производимые в размерах и случаях, установленных Налоговым кодексом Другие обязательные платежи
90.Порядок погашения налоговой задолженности начисленные пени, сумма недоимки, сумма штрафов
91.В зависимости от формы налоги делятся на: натуральные и денежные.
92.Совокупность мер по установлению новых и отмене действующих налогов и других обязательных платежей в бюджет, изменению ставок, объектов налогообложения и объектов связанных с налогообложением Налоговая политика
93.Налоговая база – это представляет собой стоимостную, физическую или иные характеристики объекта налогообложения, на основании которых определяются суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащие уплате в бюджет. Это основной элемент налога, представляющий собой количественное выражение объекта налогообложения и являющийся основой для исчисления суммы налога.
94.Согласно НК РК к принципам налогообложения относятся: принципы обязательности, определенности, справедливости налогообложения, единства налоговой системы и гласности налогового законодательства Республики Казахстан
95.Обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством, в силу которого налогоплательщик обязан уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет Налоговое обязательство
96.В зависимости от носителя налогового бремени налоги делятся на: прямые и косвенные (адвалорные)
97.Налогоплательщик обязан исполнять налоговые обязательства в соответствии с налоговым законодательством в полном объеме и в установленные сроки принцип обязательности налогообложения
98.К функциям налогов относятся: Фискальная функция, Регулирующая функция, Распределительная функция, Стимулирующая функция.
99.Общественные отношения, возникающие в связи с установлением и взиманием налогов и сборов с организаций и юридических лиц предмет налогового права
100.Налогообложение в РК является всеобщим и обязательным принцип справедливости налогообложения
101.Налоги как финансово-правовая категория это обязательные, безвозмездные платежи физ и юр. лиц, установленные государством и взимаемые компетентными органами государственной власти или местного самоуправления, для зачисления в бюджетную систему, с определением их размеров и сроков уплаты.
102.Освобождение налогоплательщика от налогового бремени или уменьшение его тяжести по сравнению с обычным режимом налогообложения налоговые льготы
103.Налоговые правоотношения делятся на активные и пассивные. правообразующие, правоизменяющиеся и правопрекращающиеся. материальные и организационные
104.Налоги и другие обязательные платежи в бюджет РК должны быть определенными Принцип определенности налогообложения
105.По способу определения суммы налога, ставки бывают равные, твердые, процентные
106.Прямые налоги делятся на реальные и личные налоги
107.Объектом налогового правоотношения выступает то, по поводу
чего или ради чего субъекты правовых отношений в сфере налогообложения вступают в правовую связь.
108.Объектами налогообложения и объектами, связанными с налогообложением, являются имущество и действия, с наличием и (или) на основании которых у налогоплательщика возникает налоговое обязательство.
109.Налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, которые взимаются в определенном порядке. Является единой на всей территории Республики Казахстан в отношении всех налогоплательщиков (налоговых агентов). Совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
110.Не является юридическим признаком налога: Важнейшими юридическими признаками налога являются следующие: 1. Налог представляет собой отчуждение части собственности субъекта в пользу государства при внесении налоговых платежей. 2. Законность установления и взимания: установление и взимание налога осуществляется в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. 3. Налог — это обязательный взнос: налогоплательщики в силу закона обязаны осуществлять уплату налогов. Уплата налогов носит не добровольный, а принудительный характер. 4. Взимание налога происходит в денежной форме. 5. Налоговый платеж является безвозмездным: его характеризуют односторонность (в налоговых правоотношениях существует только одна обязанная сторона — налогоплательщик), неэквивалентность (пользование общественными благами никак не пропорционально величине налогов, уплаченных налогоплательщиками) и безвозвратность (в случае переплаты налога только излишне уплаченная сумма подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном законом). 6. Налоги вносятся в бюджет или внебюджетный фонд, которые выступают получателями налогов. 7. Налоги — это платежи, не имеющие определенного целевого назначения при внесении их в бюджет.
Юридические признаки налога: