Организация управления финансами в РБ, структура финансового аппарата.
Государственное управление финансами включает следующие направления и их особенности:
а) макроэкономическое, где вырабатываются принципы, концепции и методы финансового регулирования, законодательное и нормативно-правовое обеспечение, регулирование валютного курса и режима обращения иностранной валюты, пути преодоления инфляции;
б) микроэкономическое, характерное обеспечением стабильного функционирования расчетно-платежных отношений в финансовой системе, поддержанием уровня и соотношения цен, формированием и поддержанием конкурентной сферы, ограничением монополизации, обеспечением финансовых источников, а также оптимального состава активов, необходимых для достижения поставленных целей в хозяйственной деятельности, содействию развития страхового и финансового рынков;
в) прямое административное воздействие, связанное с финансовым дотированием и субсидированием ряда производств и реализацией ряда товаров, применением акцизного налогообложения , установление льгот по налогам и др.
г) прогнозирование экономического и социального развития в совокупности с важнейшими финансовыми показателями – объемом ВВП продукции сферы материального производства и товарооборота, инвестиции в основной капитал, сальдо торгового и платежного баланса, индекс потребительских цен, основные статьи дохода бюджета.
Совокупность всех институтов и организационных структур, осуществляющих управление финансами, представляет финансовый аппарат.
К нему в Республике Беларусь относятся органы общего управления, органы оперативного управления и органы отраслевого управления финансами.
К органам общего управления относятся Национальное собрание Республики Беларусь с Палатой Представителей и Советом Республики, Совет Министров при Президенте Республики Беларусь. В их функции входит формирование финансовой политики, утверждение финансового законодательства, осуществление общего контроля за соблюдением финансового законодательства.
Органами оперативного управления являются Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Национальный банк.
Министерство финансов, являясь центральным органам управления и проводя свою деятельность через финансовые управления областных и городских исполкомов, обеспечивает эффективное использование финансов и воплощение бюджетной и налоговой политики, а также совершенствование форм финансовых взаимоотношений юридических и физических лиц с централизованной сферой финансовой системы, контролирует соблюдение финансовой и валютной дисциплины, финансового законодательства, разрабатывают методологию, отчетность и порядок контроля за состоянием отраслевого контроля, обеспечивает финансами подведомственные учреждения и организации и т.д.
К органам отраслевого управления финансами относятся финансовые управления, финансовые отделы министерств, ведомств, предприятий, организаций, учреждений.
Финансовая политика государства и ее содержание.
Финансовая политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций.
Главным субъектом финансовой политики является государство. Оно разрабатывает политику и тактику финансовой политики.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая политика предприятия состоит из следующих составных частей:
1. Политика в области формирования финансовых ресурсов. Определяет виды структуру источников, предельные размеры собственных и заемных источников (кредиты, займы, ссуды, лизинг); структуру заемных источников по срокам использования (долгосрочные, краткосрочные)
2. Политика в области размещения финансовых ресурсов. Определяет структуру активов (оборотные и внеоборотные); структуру внеоборотных активов (основные средства, нематериальные активы и др.); структуру оборотных активов (запасы, затраты, денежные средства, расчеты и пр.)
3. Политика в области распределения прибыли, формирования и использования финансовых фондов. Определяет пропорции распределения прибыли на производственное и социальное развитие; направления использования прибыли на производственное развитие (реконструкция, новое строительство и т.п.); формы использования прибыли (фондовая, нефондовая); виды финансовых фондов, механизм их формирования и использования.
Основами формирования финансовой политики являются:
а) Законодательство Республики Беларусь (Гражданский, инвестиционный, налоговый кодексы, законы: «О бухгалтерском учете и отчетности», «Об акционерных обществах», «О ценных бумагах и фондовых биржах», «О бюджете», законы о налогах и др.
б) Устав предприятия, учетная политика.
Положения учетной политики предприятия регламентируют метод определения выручки от реализации, амортизационная политика предприятия; оценка списания материальных ресурсов; учет затрат, калькулирование себестоимости, учет курсовых разниц.
в) Учет экономического положения в стране и в странах контрагентов предприятия.
Анализ и учет уровня инфляции, курса валют, уровня цен на материальные ресурсы, на готовую продукцию, уровня конкуренции, степени стабильности государственного влияния на бизнес в стране и в странах контрагентов предприятия
Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, НБ РБ на основе действующего законодательства разрабатывают инструкции, нормативные документы, регламентирующие деятельности по реализации финансовой политики. Свое практическое воплощение финансовая политика в лице государства реализует через финансовый механизм, его рычаги и стимулы.
Содержание финансовой политики определяется единством трех основных звеньев:
1) выработка научно-обоснованной концепции развития финансов посредством определения главных целей экономического развития;
2) определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
3) осуществление практических действий, направленных на достижение цели.
Основными целями финансовой политики наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соответствующее наращивание государственных финансов , необходимых для удовлетворения потребностей общества.
Финансовый механизм, его структура и содержание звеньев.
Финансовый механизм – совокупность методов и форм, инструментов и рычагов, с помощью которых обеспечивается организация финансовых отношений, т.е. формирование, распределение, перераспределение и использование фондов денежных средств.
Инструментами формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств финансовых ресурсов являются финансовые рычаги, которые представляют собой систему показателей, используемых при организации и регулировании финансовых отношений.
В их состав входят: прибыль организации, налоги на прибыль и доходы населения, амортизационные отчисления, страховые платежи, отчисления на социальное страхование и др.
К категории рычагов с помощью которых осуществляется воздействие на общественное производство, относится также и система финансовых стимулов. Финансовое стимулирование выражается в материальном вознаграждении предприятия за достижения определенных результатов или применения мер (штрафных санкций) за отклонение от желаемых показателей.
Финансовый механизм состоит из следующих элементов:
Финансовое обеспечение
Финансовое регулирование
Сальдовый метод
Налоговый метод