Налог на добавленную стоимость (понятие и элементы налога).

Налог на добавленную стоимость - это один из наиболее распространенных, но одновременно сложных и противоречивых налогов. В Украине он заменил налог с оборота и налог с продаж и стал играть ведущую роль в формировании доходной части государственного бюджета.

Налог на добавленную стоимость (далее - НДС) является одним из разновидностей универсальных акцизов, который начисляется и уплачивается на каждом этапе движения товара от производителя до потребителя.

Характерной чертой уплаты НДС является то, что в бюджет уплачивается не вся начисленная сумма, исходя из оборотов по реализации, а только разница между начисленной суммой и суммой НДС, которая оплачена или подлежит оплате конкретным плательщиком при покупке сырья, материалов, товаров. Это обеспечивает налогообложения не всех оборотов, а лишь величины стоимости, которая прилагается к материальных затрат и закупочных цен.

Система элементов налогообложения налогом на добавленную стоимость представлена на рис. 2.1.

Добавленная стоимость, как объект налогообложения НДС - это стоимость, созданная в отдельной хозяйственной единицы. Она может быть определена двумя способами:

- как сумма отдельных элементов: заработной платы, прибыли, процентов и т.д.;

- как разница между стоимостью реализованной продукции и стоимостью сырья, материалов, услуг производственного характера, приобретенных у других субъектов хозяйствования.

Однако в отечественных бухгалтерских регистрах не предусмотрен порядок отражения величины добавленной стоимости, что усложняет методику исчисления налога и нуждается в соответствующей информационной базы по НДС, специальной системы учета и контроля.

33. Элементы налога на добавленную стоимость: плательщики, объект налогообложения и ставки налога.

Субъект налога, или налогоплательщик, — это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным его плательщиком, или носителем налога. Это происходит в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице. Если налог переложим, то субъект и носитель не совпадают в одном лице. Таким образом, под субъектом налога подразумевается лицо, которое формально обязано платить налог. Носитель налога — лицо, которое фактически его уплачивает. Это разграничение играет большую роль в теории налогообложения.

Действующим налоговым законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков (субъекта налогообложения) признаются:

· юридические лица;

· физические лица;

· физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Объект налогообложения — это предмет, подлежащий налогообложению.

Действующим законодательством предусмотрены следующие объекты налогообложения:

· прибыль;

· стоимость реализованных товаров (работ, услуг);

· совокупный доход физических лиц;

· транспортные средства;

· имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц и др.

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог.

Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.

Различают процентные и твердые налоговые ставки.

Процентные ставки устанавливаются непосредственно к налоговой базе и могут быть:

· пропорциональными;

· прогрессивными;

· регрессивными.

34. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость: порядок, ограничения, условия утраты освобождения.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса.

3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

(см. текст в предыдущей редакции)

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные впункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей;

уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Наши рекомендации