Вопрос 3. органы финансового контроля
Рисунок 10. Система органов финансового контроля
Согласно ч. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума РФ образуют Счетную палату РФ. Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяется Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
Счетная палата РФ наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.
Объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, федеральная собственность. Особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ и за использованием кредитных ресурсов.
В пределах своих полномочий Правительство РФ на основании Конституции РФ (ст. 114) и Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет валютный контроль.
Одновременно Правительство РФ осуществляет руководство и контроль за деятельностью в области финансов федеральных министерств, государственных комитетов и др., включая органы федеральной службы финансовой сферы, которые подотчетны ему. К ним относятся Минфин России с входящими в его систему структурными подразделениями и органами:
- Федеральная налоговая служба;
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
- Федеральная служба по финансовому мониторингу;
- Федеральная служба страхового надзора;
- Федеральное казначейство.
Федеральное казначейство, находящееся в подчинении Минфина России, наряду с другими функциями осуществляет контроль, направленный на исполнение федерального бюджета. Органы федерального казначейства наделены широкими правами, обеспечивающими выполнение их контрольных функций:
- запрашивать и получать в установленном порядке сведения;
- давать юридическим и физическим лицам;
- организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований;
- осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства;
- применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) нарушений;
- создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.
┌───────────────────────────────────────────┐
│Понятие муниципального финансового контроля │
└───────────────────────────────────────────┘
┌─────────────────────────────────────────────────┐
┌────────── ┤Муниципальный финансовый контроль – установленная │
│ │ законодательством РФ деятельность по контролю: │
│ └─────────────────────────────────────────────────┘
│┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
├┤- за исполнением местного бюджета; │
│└──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
├┤- за соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения про- │
││екта местного бюджета, отчета о его исполнении; │
│└──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
└┤- за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения иму- │
│ществом, находящимся в муниципальной собственности │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘