Правовой режим исполнения бюджетов

Исполнить бюджет — значит своевременно получить все за­планированные по бюджету доходы и вовремя произвести все за­планированные по бюджету расходы'.

В России установлено казначейское исполнение бюджетов. Это означает, что на органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Они являются кас­сирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Федеральный бюджет ис­полняется Федеральным казначейством. Осуществление бюдже­тов субъектов РФ и местных бюджетов осуществляется, как пра­вило, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований. Однако исполнение и этих бюджетов может осу­ществляться через федеральное казначейство на основании за­ключенных соглашений (ст. 168 БК РФ). Исполнение бюджетов

государственных внебюджетных фондов осуществляется феде­ральным казначейством (ст. 148 БК РФ).

Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюдже­та, привлечение и погашение источников финансирования дефи­цита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюд­жета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами РФ. Единый счет феде­рального бюджета (единый счет федерального казначейства) на­ходится в ЦБ РФ. Соответственно, имеются единые счета бюдже­тов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований.

Все доходы, расходы бюджета, а также операции, осущест­вляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином плане счетов. Единый план счетов бюджетного учета устанавливается Правительством РФ.

Исполнение всех бюджетов осуществляется по доходам и по расходам.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

а) перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

б) распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

в) возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

г) учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета (ст. 218 БК РФ).

Исполнение бюджетов по расходам представляет собой техни­чески достаточно сложный процесс. Он состоит из двух процедур:

процедуры санкционирования и процедуры финансирования.

Смысл процедуры санкционирования при исполнении бюдже­тов заключается в том, чтобы исключить принятие к финансиро­ванию расходов, не утвержденных законом (решением) о соответ­ствующем бюджете (ст. 247 БК РФ). Процедура санкционирова­ния начинается с составления и утверждения бюджетной роспи­си. Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств на основе утвержденного бюджета по распо­рядителям и получателям бюджетных средств. Она предусматри­вает выделение бюджетных средств названным субъектам на каждый квартал в соответствии с функциональной и экономичес­кой классификациями расходов. На основе бюджетной росписи, составленной каждым главным распорядителем по соответствую­щему бюджету, составляется сводная бюджетная роспись (орга­ном, составляющим проект бюджета), которая направляется в орган, исполняющий бюджет. Последний доводит показатели сводной бюджетной росписи до распорядителей и получателей бюджетных средств в форме уведомления о бюджетных ассигно­ваниях'. Уведомление о бюджетных ассигнованиях представляет собой информативный документ, на основе которого каждое бюд­жетное учреждение обязано составить и представить на утвержде­ние вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету до­ходов и расходов по установленной форме.

На основе сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, берет на себя бюджетное обязательство. Бюджетное обя­зательство — это признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока в соответствии с законом о бюджете и сводной бюджетной росписью.

Формой бюджетного обязательства является такой документ, как лимит бюджетных обязательств. Он доводится до распоря­дителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца. Лимит бюд­жетных обязательств указывает на объем бюджетных обяза­тельств, которые берет на себя орган, исполняющий бюджет.

На основе лимитов бюджетных обязательств получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обяза­тельств путем составления платежных и иных документов, не­обходимых для совершения расходов. Эти документы направля­ются в орган, исполняющий бюджет. Он их проверяет на пред­мет соответствия требованиям бюджетного законодательства, доведенным лимитам бюджетных обязательств и т.д. Тем самым орган, исполняющий бюджет, подтверждает денежное обязательство. В случаях, установленных п. 4 ст. 226 БК РФ, этот орган может отказаться подтвердить денежное обязательст­во. На этом процедура санкционирования бюджетных расходов заканчивается.

Процедура финансирования в ходе исполнения бюджета за­ключается в непосредственном расходовании денежных средств. Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. Объем расходуемых бюджетных средств дол­жен соответствовать объему подтвержденных денежных обяза­тельств.

Процедура финансирования расходов бюджета включает в себя последовательно совершаемые действия:

— разрешение на осуществление платежа,

— осуществление платежа (ст. 252 БК РФ).

Разрешение на осуществление платежа представляет собой разрешительную надпись органа, исполняющего бюджет, на пла­тежных документах получателя бюджетных средств. На основе этой разрешительной надписи производится платеж из соответст­вующего бюджета в пользу получателя бюджетных средств.

В процессе исполнения бюджетов возможно сокращение рас­ходов бюджета. Установлено два правовых режима сокращения расходов бюджета (ст. 229 и 230 БК РФ). Первый режим преду­сматривает сокращение расходов бюджета менее чем на 10%. Он может быть введен Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в слу­чае, если доходная база бюджета и т.д. снижается так, что это приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов менее чем на 10% годовых назначе­ний. Второй режим предусматривает сокращение расходов более чем на 10%. Он имеет место, если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходных источников и т.д., что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов более чем на 10% годовых назначений. В этом случае орган исполнительной власти представляет законодательному (представительному) органу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете. Законодательный (представительный) орган рассматривает законопроект в порядке, предусмотренном для соответствующего бюджета. Если проект закона о внесении изменений и дополнений и закон о бюджете не принимается в течение 15 дней со дня его внесения на рассмотрение законодательного (представительного) органа, орган исполнительной власти имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета впредь до принятия законодательного решения по данному вопросу при условии, что законом (решением) о бюджете субъекта РФ, местном бюджете не предусмотрено иное.

В качестве одной из оперативных мер по защите бюджетных средств при исполнении бюджета используется блокировка расхо­дов бюджета (ст. 231 БК РФ). Имеется в виду сокращение лими­тов бюджетных обязательств либо отказ в подтверждении приня­тых бюджетных обязательств при наступлении определенных ус­ловий. Блокировка расходов бюджета осуществляется по реше­нию руководителя финансового органа на любом этапе исполнения бюджета.

Использование доходов, фактически полученных при исполне­нии бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюдже­те, также регулируется бюджетным законодательством. Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утверж­денных законом (решением) о бюджете, направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размера дефицита бюдже­та и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюдже­те. При этом уполномоченный исполнительный орган подготав­ливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись. Дохо­ды, фактически полученные бюджетными учреждениями от платных услуг и иной предпринимательской деятельности при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете и сверх сметы доходов и расходов, направляются на фи­нансирование расходов данных бюджетных учреждений.

В ходе исполнения бюджета в случае установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств возможно проведение зачета денежных средств (исключительно при условии наличия задолженности получателя бюджетных средств по платежам в бюджет). Порядок проведения зачета де­нежных средств определяется Правительством РФ, органом ис­полнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправ­ления.

В ходе исполнения закона (решения) о бюджете может возник­нуть необходимость внесения в него изменений. БК РФ регулиру­ет этот вопрос относительно закона о федеральном бюджете (ст. 212—214 БК РФ). Он устанавливает, что проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете разрабатывает и представляет в Государ­ственную Думу Правительство РФ. При этом предложения о вне­сении изменений и дополнений в закон о бюджете могут вносить И иные субъекты права законодательной инициативы.



В том случае, если ожидается снижение поступлений в феде­ральный бюджет и это может привести к изменению финансиро­вания более чем на 10% годовых назначений. Правительство РФ должно внести на рассмотрение Государственной Думы законо­проект о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. Этот законопроект рассматривается Го­сударственной Думой в трех чтениях в течение 15 дней. Если за­конопроект в указанный срок не принимается, Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов феде­рального бюджета впредь до принятия закона по данному вопро­су. В других случаях проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете рассматриваются в порядке, определенном Регламентом Государственной Думы, при соблюдении некоторых дополнитель­ных процедур.

Финансовый год завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие де­нежных обязательств после 25 декабря не допускается. Под­тверждение денежных обязательств должно быть завершено орга­ном, исполняющим бюджет, 28 декабря. До 31 декабря включи­тельно орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Наши рекомендации