Плательщики экологического налога
Плательщиками экологического налога (далее в настоящей главе - плательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели.
Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства.
Плательщиками не признаются бюджетные организации.
Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы:
выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;
отходов производства, подлежащих хранению, захоронению;
нефти и нефтепродуктов, перемещенных по территории Республики Беларусь магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом;
нефти и нефтепродуктов, переработанных организациями, осуществляющими переработку нефти;
производства и (или) импорта товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений;
производства и (или) импорта пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также импорта товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.
Как и в 2011 году, в 2012 году в состав экологического налога включены четыре объекта налогообложения: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод, хранение и захоронение отходов производства и ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ. Наибольшие изменения коснулись порядка исчисления и уплаты экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Объектом налогообложения экологическим налогом за выбросы загрязняющих веществ не являются выбросы от мобильных источников, в том числе от отопительного оборудования, установленного на них. То есть выбросы от всех видов транспортных средств, даже если на них установлено какое-либо отопительное оборудование, не облагаются экологическим налогом.
Однако при исчислении экологического налога необходимо учитывать ряд особенностей. Во-первых, чтобы посчитать экологический налог, необходимо знать, какие вещества и в каком объеме выброшены в атмосферный воздух. Со стационарными источниками, для которых устанавливаются нормативы, это достаточно просто сделать, поскольку нормативы разъясняют, какие вещества и в каком объеме выбрасываются в атмосферный воздух за единицу времени. Для стационарных источников, которым такие нормативы не доведены, и для нестационарных источников такое достаточно сложно сделать. Выбросы загрязняющих веществ от таких источников облагаются экологическим налогом, только если в Республике Беларусь есть нормативные документы, которые допущены к применению в области охраны окружающей среды и устанавливают правила или методику расчета.
25. Оффшорный сбор
Оффшорный сбор введен в Республике Беларусь с января 2000 года Указом Президента Республики Беларусь от 14.01.2000 №17 «О введении оффшорного сбора».
В настоящее время порядок взимания оффшорного сбора установлен главой 24, Кодекс Республики Беларусь от 29.12.2009 № 71-З «Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)».
Плательщиками оффшорного сбора признаются белорусские организации и белорусские индивидуальные предприниматели - резиденты Республики Беларусь.
Объектом обложения оффшорным сбором являются:
перечисление денежных средств резидентом Республики Беларусь нерезиденту Республики Беларусь, зарегистрированному в оффшорной зоне, иному лицу по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне;
исполнение обязательства в неденежной форме перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне, кроме случаев исполнения нерезидентом Республики Беларусь встречного обязательства путем перечисления на счет резидента Республики Беларусь денежных средств;
переход в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве, сторонами которого выступают резидент Республики Беларусь и нерезидент Республики Беларусь, зарегистрированный в оффшорной зоне.
Перечень оффшорных зон - государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях, определен Указом Президентом Республики Беларусь от 25.05.2006 №353 «Об утверждении перечня оффшорных зон».
Оффшорный сбор уплачивается резидентами Республики Беларусь:
до перечисления денежных средств в иностранной валюте, в которой осуществляется платеж, или белорусских рублях по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату их перечисления;
при исполнении обязательств в неденежной форме либо переходе в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательствах - не позднее дня, следующего за днем исполнения обязательств или перемены лиц в обязательствах, в иностранной валюте или белорусских рублях по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь соответственно на дату исполнения этих обязательств резидентами Республики Беларусь, на дату перемены лиц в обязательствах;
в случае, если резидент Республики Беларусь - должник не извещен на день перемены лиц в обязательствах о переходе к другому лицу прав кредитора - не позднее дня, следующего за днем, когда должник был письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав, а при исполнении обязательства до такого уведомления - не позднее дня исполнения обязательства с учетом официального курса, установленного Национальным банком Республики Беларусь соответственно на дату уведомления и дату исполнения обязательства;
при прекращении обязательств зачетом встречных однородных требований - не позднее дня, следующего за днем проведения зачета, с учетом официального курса, установленного Национальным банком Республики Беларусь на дату зачета.
Оффшорный сбор не уплачивается:
государственными органами и государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, в соответствии с обязательствами Республики Беларусь перед международными организациями, по межгосударственным и межправительственным договорам;
направляемых банками Республики Беларусь в пользу нерезидентов - владельцев международных систем расчетов с использованием банковских пластиковых карточек VISA и MasterCard, зарегистрированных в оффшорных зонах и (или) имеющих счета в этих зонах, в соответствии с заключенными договорами с указанными нерезидентами (взносы, лицензионные платежи, гарантийный депозит, платежи за оказание услуг по подготовке, предоставлению и сертификации программно-технических средств, иные платежи, связанные с участием в таких системах расчетов);
в целях возврата резидентами Республики Беларусь денежных средств, полученных от нерезидентов Республики Беларусь в качестве кредитов и займов, процентов за пользование ими, а также ранее полученных от нерезидентов Республики Беларусь денежных средств по иным основаниям в соответствии с законодательством Республики Беларусь или договором;
по договорам морской перевозки грузов и по договорам транспортной экспедиции при организации международных перевозок грузов морским транспортом;
в иных случаях по решению Президента Республики Беларусь.
Банки осуществляют перевод денежных средств, при перечислении которых подлежит уплате оффшорный сбор, только после уплаты резидентами Республики Беларусь оффшорного сбора.
26. Государственная пошлина
Государственная пошлина Плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица, совершающие в своих интересах юридические действия и получающие документы, имеющие юридическую силу. Государственная пошлина взимается с исковых заявлений, заявлений и жалоб, подаваемых в суды, с кассационных и надзорных жалоб на судебные постановления, а также за выдачу судами копий документов; с надзорных жалоб на судебные постановления, подаваемые в органы прокуратуры, а также за выдачу прокуратурой копий документов; с исковых заявлений, подаваемых в хозяйственные суды, а также с заявлений и жалоб о пересмотре решений хозяйственных судов; за нотариальные действия, совершаемые государственными нотариальными конторами и местными исполнительными и распорядительными органами, а также за выдачу дубликатов нотариально удостоверенных документов; за составление местными исполнительными и распорядительными органами проектов сделок и заявлений, изготовление копий документов и выписок из них; за регистрацию актов гражданского состояния и за выдачу гражданам повторных свидетельств о регистрации, а также за выдачу свидетельств в связи с изменением, дополнением, исправлением и восстановлением записей актов гражданского состояния; за выдачу документов на право выезда за границу и приглашение в Республику Беларусь лиц из других стран, за внесение изменений в эти документы; за регистрацию документов иностранных граждан и лиц без гражданства, за продление срока регистрации; за выдачу выездных и въездных виз, за выдачу и продление вида на жительство в Республике Беларусь; с заявлений о приеме в гражданство Республики Беларусь и о выходе из гражданства Республики Беларусь; а также за некоторые другие услуги. Ставки государственной пошлины устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь. За нотариальное засвидетельствование договоров, которые подлежат оценке, государственная пошлина взимается в процентном отношении от суммы договора, за осуществление других нотариальных действий — в процентном отношении от размера базовой величины, установленной на момент осуществления нотариального действия. Освобождаются от уплаты государственной пошлины в судах истцы — по искам о взыскании алиментов; истцы — по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца; истцы (реабилитированные граждане, члены их семей, которые относятся к кругу лиц, обеспечиваемых пенсией по случаю потери кормильца, и наследники по закону, относящиеся к первой очереди) — по искам, подаваемым в суды о восстановлении в правах и возмещении ущерба; истцы (органы социального страхования и органы социального обеспечения) — по регрессным искам о взыскании с причинителя вреда сумм пособий и пенсий, выплаченных потерпевшему; органы социального обеспечения — по регрессным искам о взыскании с причинителя вреда сумм компенсации расходов на бензин, ремонт, техническое обслуживание автомобилей и мотоколясок и запасные части к ним, на обучение инвалидов вождению автотранспорта, а также по искам о взыскании неправильно выплаченных пособий и пенсий; истцы — по искам о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением, о котором заявлено в деле и по которому не вынесено решение о ходе рассмотрения уголовного дела; стороны — по спорам, связанным с возмещением ущерба, причиненного гражданам незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу либо незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; а также некоторые другие категории физических и юридических лиц. Освобождаются от уплаты государственной пошлины в органах, совершающих нотариальные действия, граждане — за выдачу или засвидетельствование верности копий документов, необходимых для получения государственных пособий и пенсий, а также по делам опеки (попечительства) и усыновления (удочерения); бюджетные предприятия (организации) — за выдачу им свидетельств о праве на наследство имущества, переходящего им по завещанию; налоговые органы — за выдачу им свидетельств о праве государства на наследство; граждане — за выдачу им свидетельств о праве на наследство имущества лиц, погибших при выполнении государственных заданий, в связи с выполнением иных государственных или общественных обязанностей либо с выполнением долга гражданина по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка; а также граждане, обращающиеся в нотариальные конторы. От уплаты государственной пошлины освобождаются в органах, занимающихся оформлением документов на выезд за границу и на въезд из-за границы; граждане — за выдачу им дипломатических служебных паспортов и паспортов моряка; граждане – за выдачу документов на выезд за границу, если выезд связан со смертью или посещением могилы (мест захоронения) близких родственников, а также за выдачу документов на приглашение в Республику Беларусь лиц, проживающих в странах, с которыми существует безвизовый порядок въезда, в связи со смертью или тяжелой болезнью близких родственников; лица, не достигшие 16-летнего возраста, — за выдачу им разрешений и документов на выезд за границу; иностранные туристы — за регистрацию их документов; иностранные граждане, которым Республика Беларусь предоставила право убежища, и лица, приравненные к ним, члены их семей и их дети — за выдачу им документов на выезд за границу; и некоторые другие категории граждан Республики Беларусь и иностранных граждан. От уплаты государственной пошлины в органах записи актов гражданского состояния освобождаются: граждане — за регистрацию рождения, смерти, усыновления (удочерения) и установления отцовства, за выдачу свидетельств при изменении/дополнении и исправлении записей актов о рождении в случаях установления отцовства, усыновления (удочерения), а также в связи с ошибками, допущенными при регистрации актов гражданского состояния; граждане — за выдачу им органами загса свидетельств о смерти военнослужащих и военных строителей, погибших в период прохождения военной службы в мирное время, в связи с изменением, дополнением и исправлением записей, а также за выдачу повторных свидетельств; инвалиды Великой Отечественной войны, а также другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных, при выполнении государственных заданий или при исполнении других обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, — за выдачу повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния. Государственная пошлина уплачивается до подачи заявления или совершения облагаемого пошлиной действия либо при выдаче документа. Пошлина по действиям, в которых одна сторона освобождена от уплаты пошлины, уплачивается полностью второй стороной. Государственная пошлина уплачивается наличными деньгами, пошлинными марками, а также путем перечислений со счета плательщика в банке. Государственная пошлина может уплачиваться в свободно конвертируемой валюте по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на момент совершения юридических действий. Государственная пошлина поступает в местный бюджет, кроме государственной пошлины, взимаемой хозяйственными судами, которая, в соответствии со ст. 43 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, поступает в республиканский бюджет.
27. Упрощенная система налогообложения
Особым режимом налогообложения признается специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин). НК РБ к ним относит: упрощенную систему налогообложения; налогообложение в свободных экономических зонах (СЭЗ); налог на игорный бизнес; налог на лотерейную деятельность; единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции; единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг); налогообложение отдельных категорий плательщиков. Законом «Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства» плательщикам предоставлено право выбирать эту или общепринятую систему налогообложения. Этот порядок распространяется на малые предприятия, если у них среднемесячная численность работников не превышает 15 человек и среднеквартальная выручка не превышает 5 ООО базовых величин. Упрощенную систему налогообложения не могут применять: банки, страховые компании, инвестиционные фонды, участники договора о совместной деятельности, профессиональные участники рынка ценных бумаг и некоторые другие. Перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от уплаты: акцизов, налогов на доходы, таможенных платежей, экологического налога и некоторых других обязательных платежей. Объектом налогообложения является валовая выручка от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный период. Она определяется как сумма выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций. При упрощенной системе налогообложения применяется ставка в размере 10 % от валовой выручки. Перешедшие на упрощенную систему налогообложения малые предприятия ежемесячно уплачивают налоги исходя из фактического размера выручки, полученной за месяц. Указанный порядок введен Указом Президента Республики Беларусь от 9.03.07 г. № 199 и существенно отличается от ранее действовавшего. Существенным новшеством является и то, что малым предприятиям с численностью до 15 человек предоставлено право применять упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета.
С 2013 г. предлагают внести изменения в Налоговый кодекс РБ (далее – НК), в т.ч. и в порядок применения упрощенной системы налогообложения (далее – УСН). Рассмотрим, какие предложения предусматривает законопроект в этой части.
Предел выручки, при котором плательщики налога при УСН вправе не уплачивать НДС, планируют проиндексировать с 3 400 000 000 руб. до 4 100 000 000 руб.
2. Предложено снизить размер ставок налога при УСН с 7 % и 5 % до 5 % и 3 % соответственно. Таким образом, ставки налога при УСН предполагают установить одинаковыми при осуществлении деятельности на всей территории Республики Беларусь вне зависимости от того, где находятся организации – в городских или сельских населенных пунктах.
3. Для осуществляющих розничную торговлю и не уплачивающих НДС организаций с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек, валовая выручка которых нарастающим итогом с начала года составляет не более 4 100 000 000 руб., намечено установить ставку налога при УСН в размере 3 % в отношении выручки от реализации в розничной торговле приобретенных товаров.
4. С 1 января 2013 г. выручку для налога при УСН планируют определять по методу начисления. Вместе с тем предложено сохранить возможность применения метода определения выручки "по оплате" для организаций, ведущих учет в книге учета доходов и расходов организаций, а также определить понятия "дата отгрузки" и "дата оплаты".
Для плательщиков налога при УСН намечено установить обязанность уплаты налога на недвижимость, если общая площадь зданий и сооружений (их частей) и машино-мест, находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении плательщиков, превышает 150 м2, а также земельного налога, если общая площадь их земельных участков превышает 0,5 га.
Для плательщиков, ведущих учет в книге доходов и расходов при УСН, предполагают установить необходимость ведения учета зданий и сооружений (их частей), в т.ч. сверхнормативного незавершенного строительства, а также машино-мест.
Для исключения вопросов правомерности применения УСН представительствами иностранных организаций намечено внести редакционную правку в ст. 285 НК, признав плательщиками налога при УСН только белорусские организации.
С учетом введения с 2012 г. уведомительного принципа перехода на УСН с 2013 г. планируют предоставить возможность изменения налоговой базы в течение календарного года, исключив соответствующее положение из п. 2 ст. 287 НК.
8. В целях приведения норм НК в соответствие с положениями Указа Президента РБ от 11.07.2012 № 312 "О некоторых вопросах налогообложения и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности" предложено ст. 288 НК дополнить нормой о том, что суммы возмещаемых расходов, не включенных в арендную плату (лизинговый платеж), учитываются в составе валовой выручки на дату поступления возмещения этих расходов (в т.ч. в натуральной форме) либо на дату иного прекращения обязательства по возмещению указанных расходов, в т.ч. в результате зачета, уступки права требования, перечисления денежных средств на счета третьих лиц.
С учетом того что с 2012 г. туристические организации получили право применения УСН, с 2013 г. предлагается определить, что при реализации туристических услуг в выручку от реализации для целей определения налоговой базы и валовой выручки включается стоимость туристических услуг, в т.ч. оказанных третьими лицами.
Законопроект планирует предусмотреть, что ведение книги учета доходов и расходов организаций, применяющих УСН, не освобождает их от составления и хранения первичных учетных документов.
28. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц
Плательщиками единого налога являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие оказание услуг, выполнение работ; розничную торговлю товарами в магазине, торговая и общая площади которого не превышает соответственно 15 и 100 кв. метров, а также на торговых местах на рынках. Плательщики единого налога вправе привлекать не более трех физических лиц и (или) использовать одновременно не более четырех торговых мест. Плательщиками данного налога являются также физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями при разовой реализации на торговых местах на рынках произведенных, переработанных либо приобретенных ими товаров. Объектами единого налога являются: розничная торговля; техническое обслуживание и ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования; производство по заказам граждан всех видов одежды, мебели; различного рода личные услуги: фотографии, парикмахерские, кино- и видеофильмы и др.; транспортные услуги; строительные работы; услуги в области страхования; услуги в области спорта и туризма; деятельность по проведению культурно-массовых мероприятий, а также иные услуги. Ставки единого налога зависят от видов деятельности и устанавливаются областными, Минским городским Советом депутатов. По этому налогу предусмотрены льготы: для физических лиц, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей; индивидуальных предпринимателей — пенсионеров и инвалидов. От уплаты единого налога освобождаются индивидуальные предприниматели и иные физические лица, реализующие продукцию животноводства (кроме пушного звероводства), пчеловодства и растениеводства (за исключением цветов и семян), при условии предъявления соответствующей справки. Единый налог исчисляют индивидуальные предприниматели. Расчеты по единому налогу представляются в налоговые инспекции не позднее 28-го числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности, а зарегистрированных впервые и оказывающих услуги или выполняющих работы — не позднее дня, предшествующего дню начала деятельности или осуществления работ (услуг). Плательщики единого налога освобождаются от уплаты подоходного налога; налога на добавленную стоимость, за исключением налога, уплачиваемого за товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь; экологического налога; местных налогов и сборов.
29. Правовой режим местных налогов и сборов
Институт местных налогов и сборов с давних пор известен в зарубежных странах. Право на установление местных налогов и сборов — конституционное право местных Советов депутатов (ст. 121 Конституции Республики Беларусь). Местные налоги имеют свои особенности. Во-пер- вых, поступления по этим платежам используются на местные нужды в пределах территории соответствующего органа местного самоуправления. Во-вторых, они зачисляются в местные бюджеты или внебюджетные фонды. В-треть- их, введение и взимание данных налогов осуществляется местными органами власти. Начало использования местных налогов для пополнения доходной части местных бюджетов было положено постановлением Верховного Совета от 29 июня 1993 г. «О временном порядке применения местных налогов и сборов в Республике Беларусь». До принятия Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь порядок применения местных налогов и сборов несколько раз менялся. В Налоговом кодексе приведен следующий перечень: налог с розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей. Местные Советы самостоятельно определяют плательщиков, объекты и базу налогообложения, налоговые ставки (в соответствии с указанными в законодательстве ограничениями), льготы, порядок исчисления и уплаты, сроки уплаты. Плательщиками курортного сбора являются только физические лица. Плательщиками сборов с пользователей и налога на приобретение бензина и дизельного топлива выступают организации. По остальным местным налогам и сборам плательщиками выступают организации и индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог или применяющих упрощенную систему налогообложения. Объектом налога с продаж товаров в розничной сети являются сами операции по реализации товаров, а налоговая база определяется как выручка от реализации плательщиком товаров. Ставка налога не должна превышать 5 % от выручки. Объектом налогообложения по налогу на услуги сервиса выступают операции по оказанию организациями и индивидуальными предпринимателями услуг рынков, ярмарок, выставок-продаж; гостиниц (кемпингов и отелей); ресторанов (баров, кафе, дискотек) и других объектов сервиса. Налоговой базой является выручка от реализации всех этих услуг, ставка по ним не может превышать 5 % от выручки. Объектом по целевым сборам является осуществление предпринимательской деятельности на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Налоговая база для налогообложения организации определяется как сумма прибыли, остающаяся в ее распоряжении после налогообложения, а для индивидуального предпринимателя – как сумма дохода, остающаяся в его распоряжении после налогообложения. Налоговые ставки устанавливаются не свыше 4 % налоговой базы. Объектом сбора с заготовителей является промысловая заготовка дикорастущих растений, грибов и лекарственного сырья в целях их промышленной переработки и реализации. Налоговая база определяется как стоимость объема заготовки или закупки, ставки устанавливаются в зависимости от вида продукции и не должны превышать 5 % налоговой базы. По курортному сбору объектом обложения является нахождение физического лица в санаторно-курортном и оздоровительном учреждении. Налоговая база определяется исходя из стоимости путевок, ставки устанавливаются в зависимости от стоимости и вида санаторно-курортного и оздоровительного учреждения, но не должны превышать 3 % налоговой базы. В соответствии с Указом Президента № 21 «О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения» начиная с 2007 г. бюджет первичного уровня (сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения) будет пополняться: налогами на недвижимость по незавершенным строительным объектам, земельным налогом, уплачиваемым физическими лицами, сбором за услуги в сфере агроэкотуризма, сборами с заготовителей лекарственных трав, грибов, дикорастущих плодов и ягод. Справочно. В Беларуси насчитывается 1 385 сельских, 67 поселковых и 13 городских районного подчинения Советов и их исполкомов. У них нет права вводить местные налоги и сборы. Это компетенция Советов более высокого уровня, в частности, областных, Минского городского.