Состав доходов и расходов государственного бюджета
Функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.
Состав и структура доходов и расходов зависит от направлений осуществления бюджетной и налоговой политик государства, осуществляемых в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов и осуществления расходов.
Как правило, источником доходов являются налоги или платежи адекватные им. Состав и структура доходов государственного бюджета Республики Казахстан определяется действующей системой налоговых платежей и поступлениями неналоговых средств относительно нестабильного характера.
Состав государственного бюджета:
1) поступления;
2) расходы и кредитование;
3) дефицит (профицит);
4) финансирование дефицита (использование профицита).
Поступления включают:
а) доходы;
б) полученные официальные трансферты;
в) погашения основного долга по ранее выданным кредитам.
В свою очередь доходы подразделяются на:
- налоговые поступления;
- неналоговые поступления;
- доходы от операций с капиталом.
Доходы государственного бюджета на 2009 – 2013 годы определены на базе прогнозных параметров макроэкономических показателей на среднесрочный период с учетом положений нового Налогового кодекса, предусматривающего снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики. В расчетах доходов учитывалось повышение заработной платы работникам госуправления и госучреждений в 2009 году и в 2010 году на 25 %, в 2011 году на 30 % и снижение поступлений социального налога в результате увеличения отчислений в Государственный фонд социального страхования с 3 % до 4 % в 2009 году и до 5 % в 2010 году и увеличения минимальной заработной платы в 2009 – 2013 годах.
Таблица 3 Доходы государственного бюджета в % к ВВП | |||||
Наименование показателей | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год |
Доходы | 16,7 | 16,2 | 16,1 | 16,0 | 15,8 |
налоговые поступления | 16,1 | 15,6 | 15,6 | 15,5 | 15,3 |
неналоговые поступления | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
поступления от продажи основного капитала | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
Эти три основных категории бюджетных поступлений дополняются категорией «полученные официальные трансферты», то есть средств, полученных как от национальных органов других уровней государственного управления (текущие и капитальные субвенции и субсидии, взаимозачеты), так и средств из-за границы на безвозвратной основе (гранты).
Категория «погашения основного долга по ранее выданным кредитам» представляет собой поступления денежных средств со стороны государственных хозяйствующих субъектов по бюджетным кредитам (предоставленным на возвратной основе – кредитовании в предыдущие периоды (годы).
Во второй части «расходы и кредитование», кроме расходов по основным функциональным группам (управление, оборона, охрана правопорядка, образование, здравоохранение, социальная защита, экономика), выделяется средства, предназначенные для кредитования других экономических единиц – подлежащие в последующем возврату в бюджет в виде погашений (см. выше).
Рисунок 5- Доходы(без учета поступлений транфертов)и расходы государственного бюджета в 2008 – 2013 годах
Прогноз расходов государственного бюджета демонстрирует умеренные темпы роста по сравнению с докризисным периодом, на уровне, не превышающем темпы роста ВВП, что не означает отказа от социальных обязательств государства.
Функциональная группа расходов «Финансирование» отражает расходы по погашению внутреннего и внешнего государственного долга. Расходы по обслуживанию государственного долга проводятся в отдельном подразделении классификации – «расходы, не отнесенные к основным группам» по функции «операции с государственными обязательствами».
Третья часть – дефицит бюджета – представляет собой отрицательную разницу между поступлениями и расходами, включая кредитование; положительная разница между этими величинами означает профицит бюджета.
Четвертая часть (и одновременно категория) «финансирование дефицита (использование профицита) бюджета имеет двойное назначение:
1) в случае дефицита – привлечение средств из внутренних источников (от Национального банка, коммерческих банков, реализации ценных бумаг, по зачету, остатки бюджетных средств на начало года, обращаемые на покрытие расходов) и от внешних займов;
2) при профиците – использование сверхплановых поступлений, в первую очередь, на погашение государственных обязательств, или дополнительное финансирование первоочередных бюджетных программ.
Подробный перечень и группировку доходов и расходов определяется бюджетной классификацией. Бюджетная классификация – это систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства.
Бюджетная классификация обеспечивает тесную связь бюджета с планами, прогнозами и программами экономического и социального развития государства, с финансовыми планами министерств и ведомств, организацией и учреждений; позволяет объединить индивидуальные сметы и финпланы в сводные сметы и планы, обеспечивает увязку между сводными планами и бюджетной росписью.
До 1996г. бюджетная классификация содержала следующие структурные подразделения: раздел, параграф, статью, главу.
Однако применяемая долгое время классификация перестала отвечать современным требованиям прогнозирования, учета и контроля бюджетных средств, а также осуществления бюджетного процесса.
Поэтому с 1996г. она заменена на новую, соответствующую международным стандартам. Поступления в бюджет классифицируются по четырем подразделениям: категория, класс, подкласс, специфика. Категории включают: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов, финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняют назначение и характер расходов, например, в текущих расходах: расходы на товары и услуги – заработная плата рабочих и служащих – основная заработная плата и служащих.
Бюджетная классификация позволяет всесторонне четко и адресно систематизировать поступления и расходы для достижения высокой оперативности управления с применением средств автоматизации.
Бюджетный дефицит
Бюджетный дефицит – это финансовое явление, при котором наблюдается превышение расходной части бюджета над его доходной частью.
Лучший вариант: если расходы равны доходам - это сбалансированный бюджет.
Расходы меньше доходов – положительная разница -профицит.
Расходы больше доходов – отрицательная разница - дефицит.
Качество самого дефицита может быть различным:
1. Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж. М. Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества;
2. Дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода.
3. Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он – явление, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений.
Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми, в том числе эффективными международными связями бюджетный дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) не опасен. В последнее время дефицит стал носить хронический характер.
Существуют следующие методы снижения бюджетного дефицита:
1) расходы постоянны, доходы растут;
2) доходы постоянны, расходы падают;
3) доходы растут, расходы падают (дефицит снижается быстрее в 2 раза).
Финансирование дефицита – изыскание дополнительных денежных средств для покрытия бюджетного дефицита.
Пути финансирования бюджетного дефицита:
1. Эмиссия денежных знаков. Этот путь ведет к инфляции с отрицательными социально-экономическими последствиями.
2. Государственные займы. В этом случае в финансировании участвуют компании, банки и т.п., у которых имеются свободные денежные средства. Сейчас это наиболее практикуемый метод.
3. Иностранные займы. Их предоставляет МВФ, другие международные финансовые организации, правительства, банки.
4. Использование национального богатства. При этом государство продает свои активы другим субъектам.
Увеличение ставок налогов не является методом финансирования бюджетного дефицита, а способом его сокращения.
При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо руководствоваться следующим:
1) бюджетный дефицит – нежелательное явление, но еще более нежелательным для экономики и финансов страны является мнимое его устранение путем денежных манипуляций, ибо в этом случае вместо «лечения» экономики ее болезнь переходит в скрытые формы, бороться с которыми гораздо труднее;
2) баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично развивающейся экономики. Мировой опыт убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим бюджетный дефицит;
3) величина бюджетного дефицита, о чем свидетельствует мировой опыт, не должна превышать предельно допустимого размера, определяемого 1-3% валового национального продукта. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует осуществления таких мер, которые привели бы к его быстрейшему сокращению;
4) для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные формы государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего). Работа печатного станка, приводящая к эмиссии денег, не обусловленной потребностями товарооборота, должна расцениваться как мера, грубо нарушающая законы денежного обращения, а потому недопустимая. Дефицит лучше покрыть на заемной основе путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг;
5) для преодоления бюджетного дефицита необходимо «лечение» самой экономики, ибо без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры ни применялись при этом.
Перечисленные принципы должны обязательно реализоваться при разработке конкретной программы мер по снижению бюджетного дефицита и управлению им, в которую следует включить и последовательно проводить в жизнь такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой, - способствовали сокращению государственных расходов.
Сюда относятся:
- широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих рост общественного производства;
- сокращение государственного сектора экономики и государственного финансирования;
- снижение военных расходов;
- сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ; мораторий на принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;
- запрещение Нацбанку страны предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами.
Привлечение иностранного капитала решает сразу несколько задач, причем не только фискального, но и экономического характера; сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений (значит уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новые налогоплательщики (следовательно, увеличиваются доходные поступления в бюджет), улучшается состояние платежного баланса.
Согласно прогнозу социально-экономического развития и бюджетных параметров РК на 2009-2013 годы Министерства Финансов Республики Казахстан, параметры дефицита государственного бюджета определены с учетом необходимости обеспечения сбалансированности бюджетов исходя из прогнозных объемов ненефтяного дефицита (рисунок 6).
Рисунок 6- Динамика дефицита государственного бюджета
И ненефтяного дефицита
Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами позволяет стабилизировать финансовое положение, способствует ее возвращению на путь социально-экономического развития и процветания.
Бюджетный процесс
Бюджетный процесс (бюджетная процедура) – это регламентированная деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению, контролю за исполнением и утверждению отчетов об исполнении бюджетов. Бюджетный процесс в Республике Казахстан определяется Бюджетным кодексом Республики Казахстан, Законом о республиканском бюджете на 3-х летний период, иными законами Республики Казахстан, а также решениями органов исполнительной власти.
Составление, исполнение бюджетов, составление отчетов об исполнении бюджетов являются функциями органов исполнительной власти, рассмотрение утверждение – функции Парламента и местных маслихатов; контроль за исполнением бюджетов выполняют обе ветви власти.
Разработка бюджета состоит из следующих этапов:
1. Одобрение Правительством сценария развития экономики проекта Прогноза социально-экономического развития на 5-ий период (бюджетных параметров на 3-х летний период) не позднее 15 апреля;
2. Предоставление администраторами бюджетных программ (АБП) в Министерство финансов бюджетных заявок и проектов стратегических планов до 15 мая. А акимы областей и городов Астаны и Алматы определяют перечень и лимиты местных бюджетных программ на основе согласованных с Министерством финансов объемов поступлений, лимитов заимствования и минимальных сумм расходов по особо важным местным бюджетным программам.
3. Вынесение на рассмотрение и одобрение Республиканской бюджетной комиссии основных параметров бюджета и заключений по бюджетным заявкам. Так, для разработки проекта республиканского бюджета Президент Республики Казахстан образует бюджетную комиссию, которая на основе параметров индикативного плана социально-экономического развития страны формирует и вносит на утверждение Правительства Республики Казахстан важнейшие бюджетные показатели:
· объемы поступлений в республиканский бюджет, бюджеты областей и городов Астаны и Алматы, финансовые фонды (бюджеты) специальных зон;
· лимиты расходов и кредитования республиканского бюджета по функциональным группам и администраторам бюджетных программ;
· размер дефицита (профицита) республиканского бюджета;
· совокупный лимит заимствования местными исполнительными органами.
4. Разработка Министерством финансов проекта Закона о республиканском бюджете на 3-х летний период и внесение в Парламент РК не позднее 1 сентября. Закон о республиканском бюджете должен содержать:
объемы доходов, полученных официальных трансфертов, погашения основного долга по ранее выданным кредитам, расходов, кредитования и дефицита (профицита) бюджета;
минимальные размеры месячной заработной платы, пенсии и месячного расчетного показателя;
размер резервов Правительства Республики Казахстан;
лимиты государственного долга, долга местных исполнительных органов, представления государственных гарантий, кредитования местных исполнительных органов;
перечень предельных расходов по функциональным группам, администраторам республиканских бюджетных программ и по программам;
перечень республиканских бюджетных программ, не подлежащих секвестированию*;
особо важные бюджетные программы, финансируемые из местных бюджетов, в разрезе областей и городов Астаны и Алматы с определением минимальной суммы расходов.
5. Утверждение проекта Закона о республиканском бюджете в Парламенте не позднее 1 декабрятекущего финансового года. Утверждение республиканского бюджета и внесение в него изменений и дополнений происходит на совместном заседании палат, после процедур последовательного рассмотрения проекта бюджета сначала в Мажилисе, а затем – в Сенате.
Республиканский бюджет утверждается на уровне республиканских бюджетных программ на совместном заседании палат Парламента не менее чем в двух чтениях и не позднее 1 декабря текущего года. В случае, если Парламент в этот срок не примет Закон о республиканском бюджете, Президент вправе издать Указ «О республиканском финансовом плане на I квартал предстоящего финансового года», который действует до утверждения Парламентом республиканского бюджета.
Местные бюджеты разрабатывают местные исполнительные органы областей и городов Астаны и Алматы: они в срок до 1 сентября на основе согласованных с Министерством финансов объемов поступлений и доведенных им лимитов заимствования разрабатывают проекты местных бюджетов и представляют прогнозы бюджетов Министерству финансов.
Акимы областей и городов Астаны и Алматы не позднее двухнедельного срока после вступления в силу закона о республиканском бюджете уточняют ранее составленные прогнозные объемы бюджета и вносят их на рассмотрение маслихатов, которые в течение двух недель принимают решение об их утверждении.
Акимы районов (городов) в двухнедельный срок после утверждения областного бюджета вносят проект бюджетов на рассмотрение соответствующих маслихатов, которые не позднее двухнедельного срока принимает решение об утверждении бюджета.
Решение маслихата об местном бюджете должно содержать:
объемы доходов, полученных официальных трансфертов, погашения основного долга по ранее выданным из местного бюджета кредитам, расходов, кредитования и дефицита (профициты) бюджета;
нормативы распределения доходов между областным бюджетом и бюджетами районов (городов) на основе утвержденных стабильных величин;
размеры резервов и лимит долга местных исполнительных органов;
размеры местного государственного фонда охраны окружающей среды;
предельные расходы по функциональным группам, администраторам местных бюджетных программ и по программам;
перечень местных бюджетных программ, не подлежащих секвестированию.
До утверждения местных бюджетов соответствующими маслихатами исполнение бюджета I квартала осуществляется в размере ¼ части проекта годового бюджета на соответствующий финансовый год.
Вмешательство вышестоящих государственных органов и местных исполнительных органов в процесс формирования и исполнения нижестоящих бюджетов не допускается (за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным Кодексом РК).
6. Принятие постановления Правительства РК (ППРК) о реализации Закона о республиканском бюджете в течение неделисо дня подписания Закона Президентом РК;
7. Утверждение стратегических планов государственных органов в течение неделисо дня подписания Закона Президентом, заключение соглашений о результатах по целевым трансфертам не позднее 20 января текущего финансового года;
8. Формирование и утверждение сводных планов финансирования по обязательствам и платежам АБП в течение 10 рабочих дней содня принятия ППРК о реализации Закона о республиканском бюджете;
9. Утверждение индивидуальных планов финансирования АБП, подведомственных учреждений в течение 2 рабочих дней после получения утвержденной сводным планом азбивки финансирования по месяцам;
10. Проведение комплекса мероприятий по исполнению республиканского бюджета Правительством в течение финансового года;
11. Ведение учета и отчетности. Ежемесячные (квартальные) отчеты об исполнении республиканского бюджета (по итогам квартала рассмотрение на заседании Правительства);
12. Бюджетный мониторинг и оценка результатов(оценка эффективности по управлению бюджетными средствами)
13. Представление годового отчета об исполнении республиканского бюджета Правительством в Парламент не позднее 20 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом
14. Утверждение Парламентом годового отчета Правительства об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год;
Годовой отчет об исполнении республиканского бюджета представляет Правительство Республики Казахстан Парламенту и Счетному комитету по контролю за исполнением республиканского бюджета не позднее 1 июля года, следующего за отчетным. Местные исполнительные органы ежемесячно представляют отчеты об исполнении бюджетов вышестоящему исполнительному органу и соответствующему маслихату. Областные исполнительные органы и городов Астаны и Алматы представляют ежемесячные отчеты Министерству финансов. Министерство финансов ежемесячно составляет сводный отчет об исполнении республиканского и местных бюджетов за отчетный период нарастающим итогом и представляет его Правительству Республики Казахстан.
Контроль за правильностью составления, и утверждения смет расходов государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета, а также за использованием бюджетных средств в соответствии с казначейскими разрешениями осуществляется Министерством финансов и его территориальными подразделениями, а государственных учреждений, финансируемых из местных бюджетов, а также за использованием бюджетных средств в соответствии с финансовыми разрешениями, осуществляется местными исполнительными органами.
Контроль за исполнением республиканского бюджета осуществляется Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета, а местных бюджетов – ревизионными комиссиями представительных органов соответствующего уровня, а также Министерством финансов Республики Казахстан и его территориальными органами с обязательным информированием соответствующих местных исполнительных и представительных органов.