Анализ деловой активности туристского предприятия

Анализ деловой активности основан на выявлении эффективности использования ресурсов туристского предприятия. Известно, что любое туристское предприятие имеет три вида ресурсов: материальные, трудовые и финансовые. С позиций финансового менеджмента наибольший интерес представляет эффективность использования именно финансовых и материальных ресурсов.

Охарактеризовать деловую активность позволяет группа коэффициентов деловой активности или показателей оборачиваемости. Их существование связано с тем, что скорость оборота средств (скорость превращения в денежную форму) тесно связана с платежеспособностью туристского предприятия, что в свою очередь положительно характеризует финансовое состояние туристского предприятия, а значит, и его деловую активность. Увеличение скорости оборота средств свидетельствует также о повышении производственно-технического потенциала туристского предприятия.

В отличие от коэффициентов ликвидности для коэффициентов деловой активности отсутствует стандартизированная база сравнения. Выводы по коэффициентам деловой активности основываются на изучении их динамики или на сравнении их значений для разных туристских предприятий, но с одинаковым видом деятельности. При этом, применяя способ сравнения, необходимо соблюдать условие единого метода оценки. Например, если на одном туристском предприятии основные средства оценены с учетом прямолинейной амортизации, а на другом с использованием ускоренной амортизации1, то во втором случае оборачиваемость средств будет заведомо выше по причине методических различий в бухгалтерском учете.

Охарактеризовать деловую активность туристского предприятия позволяют следующие коэффициенты.

1. Показатель полного оборота фондов (коэффициент трансформации), или коэффициент оборачиваемости активов

Выручка от реализации

Оборачиваемость активов = :------------------------------------

Итог актива*

* Под итогом актива понимают совокупность оборотных и внеоборотных средств предприятия.

1 Метод начисления ускоренной амортизации не применяется к подвижно­му составу, поэтому туристская фирма не может применять данный метод для начисления амортизации на автобус, который находится у нее на балансе и ис­пользуется в производственных (экскурсионных) целях.

Коэффициент оборачиваемости активов свидетельствует об эффективности использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения (внешнего или внутреннего). Данный коэффициент показывает, сколько раз за отчетный период совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реализованной туристской продукции принесла каждая денежная единица активов.

Следует отметить, что показатель оборачиваемости активов будет" тем выше, чем изношеннее основные средства туристского предприятия (например, старое компьютерное оборудование в отелях, изношенный подвижной состав туристской фирмы и т.д.).

2. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности.

Выручка от реализации
Оборачиваемость_________________________________________

дебиторской задолженности = Дебиторская задолженность

В расчете данного коэффициента применяют особый вид дебиторской задолженности - чистую дебиторскую задолженность, которая рассчитывается финансовым менеджером дополнительно. Чистая дебиторская задолженность - это сумма дебиторской задолженности, отраженная по бухгалтерскому балансу, за вычетом величины сомнительных долгов. Сомнительные долги - это та часть дебиторской задолженности, в возвращении которой финансовый менеджер не уверен по ряду объективных причин, таких как банкротство дебитора, временное ухудшение) его финансового состояния и т.д. По значению коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности делают вывод, сколько раз в среднем дебиторская задолженность превращалась в денежные средства в течение отчетного периода.

3. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности''

Себестоимость продукции
Оборачиваемость =

кредиторской задолженности

Кредиторская задолженность

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности показывает, сколько предприятию требуется оборотов для оплаты выставленных ему счетов.

Данный показатель полезно сравнивать с коэффициентом оборачиваемости дебиторской задолженности. Такое сравнение позволяет срав-|

нить условия коммерческого кредитования, которыми туристское предприятие пользуется, с теми условиями кредитования, которые туристское предприятие оказывает само.

4. Коэффициент оборачиваемости материально-производственных
запасов(МПЗ)

Себестоимость реализованной
продукции
Оборачиваемость запасов =------------------------------------------------

Материально-производственные запасы

Коэффициент оборачиваемости МПЗ показывает скорость реализации материально-производственных запасов (сырья, материалов и готовой продукции). Чем он выше, тем меньше средств находится в этой самой малоликвидной статье оборотных средств и тем более ликвидной структурой они представлены, а туристское предприятие, следовательно, имеет более устойчивое финансовое состояние. В связи с этим высокий коэффициент оборачиваемости МПЗ считается признаком эффективности. Однако чрезмерно завышенное значение данного показателя по сравнению с существующими показателями в данной подотрасли может свидетельствовать о слишком большом количестве мелких заказов (и быстрой замене запасов) и слишком высоких издержках по управлению запасами.

Низкий показатель коэффициента оборачиваемости МПЗ, как правило, указывает на то, что материально-производственные запасы предприятия представлены неходовым товаром.

Следует отметить, что показатели оборачиваемости (дебиторской, кредиторской задолженностей и МПЗ) можно также рассчитать в днях. Для этого необходимо количество дней в году разделить на соответствующий показатель оборачиваемости. По данной форме коэффициента финансовый менеджер делает вывод, сколько в среднем дней потребовалось для оплаты дебиторской (кредиторской) задолженности или для продажи (без оплаты) материально-производственных запасов.

5. Коэффициент оборачиваемости основных средств.

В анализе финансово-хозяйственной деятельности (АФХД) туристского предприятия он носит название фондоотдачи.

Объем продаж

Оборачиваемость =

основных средств

Стоимость основных средств

Помимо увеличения объема реализованной продукции, повышение фондоотдачи может быть достигнуто:

• относительно невысоким удельным весом основных средстве
(в отличие от туристских фирм этого крайне сложно достигнуть

предприятиям ресторанного бизнеса, и тем более предприятиям гостиничного сектора туристского рынка);

• высоким техническим уровнем основных средств

(чем выше фондоотдача, тем ниже издержки отчетного периода; низкий уровень фондоотдачи может свидетельствовать о недостаточном объеме реализации туристской продукции или о слишком громоздких вложениях в основные средства).

6. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

_ Объем продаж
Оборачиваемость =

собственного капитала

Собственный капитал

Завышенное значение коэффициента оборачиваемости собственного капитала (значительное превышение уровня реализации над вложенным капиталом) свидетельствует об увеличении кредитных ресурсов и возможности достижения того предела, за которым кредиторы начинают участвовать в деле больше, чем собственники предприятия.

Низкий коэффициент оборачиваемости собственного капитала свидетельствует о «простаивании» части собственных средств, поэтому существует необходимость их вложения в иной источник доходов, возможно, более подходящий в сложившихся условиях.

Кроме выше приведенных коэффициентов анализ деловой активности может дополняться расчетом таких показателей данной группы, как оборачиваемость оборотного капитала, оборачиваемость чистого оборотного капитала (или оборачиваемость собственных оборотных средств) и др.

Наши рекомендации