Часть 3. Плата за лесные ресурсы

В Лесном кодексе претерпели изменения система платежей за пользование лесным фондом, а также порядок их начисления и распределения полученных средств. В настоящее время платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей и арендной платы. Из системы платежей за пользование лесным фондом исключены специальные отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов.

Согласно Лесному кодексу Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает не только систему платежей за пользование лесным фондом, условия и порядок их взимания, но и минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню.

Введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации потребовало внесения изменений и дополнений, а также принятия новых нормативных правовых актов конкретизирующих вопросы платежей за пользование лесным фондом.

Исходя из этого Правительство Российской Федерации своим распоряжением от 14 марта 1997 г. N 353-р** утвердило План подготовки проектов нормативных актов, необходимых для реализации Лесного кодекса Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти поручалось в 3-х месячный срок привести ведомственные нормативные правовые акты в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ).

В рамках этого плана Правительством РФ были приняты ряд постановлений:

1. Постановление Правительства РФ от 18.02.98 N 224 "Об утверждении Положения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование".

2. Постановление Правительства РФ от 24.03.98 N 345 "Об утверждении Положения об аренде участков лесного фонда".

3. Постановление Правительства РФ от 01.06.98 N 551 "Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации".

4. Постановление Правительства РФ от 19 февраля 2001 года N 127 " О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню".

Федеральной службой лесного хозяйства был издан приказ от 11.08.97 N 99 "Об утверждении положения о порядке проведения лесных аукционов".

Важную роль играют и правовые акты, принятые органами исполнительной власти. В их числе следует назвать Письмо Госналогслужбы РФ N В3-6-04/182, Минфина РФ N 22н от 06.03.97 "О порядке применения раздела V "Платежи за пользование лесным фондом и финансирование расходов на ведение лесного хозяйства" Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.97 N 22-ФЗ".

В соответствии в ЛК РФ платными являются виды пользования лесным фондом, которые требуют оформления в установленном порядке. Исключения из этого правила устанавливаются в ч.6 и 7 ст.103, ч.3 ст.104 ЛК РФ.

Согласно ст.86 ЛК РФ не является платным пребывание граждан в лесах для отдыха, сбора для личных нужд дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых продуктов, лекарственно-технического сырья, участия в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, так как такого рода лесопользование не требует какого-либо разрешения.

Кроме того, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.02.98 N 224 "Об утверждении Положения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование", такого рода территории предоставляются в безвозмездное пользование субъектами РФ по предоставлению территориальных подразделений федерального органа управления лесным хозяйством (далее - лесхоз) сроком до сорока девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

В соответствии с требованиями лесного и гражданского законодательства в договоре безвозмездного пользования участков лесного фонда указываются:

- стороны договора;

- границы участка лесного фонда;

- срок договора;

- виды и объемы лесопользования;

- права и обязанности сторон по использованию, охране, защите участков лесного фонда и воспроизводству лесов и другие условия.

Лесопользователь имеет право приступить к осуществлению лесопользований, предусмотренных договором безвозмездного пользования, со дня государственной регистрации договора и выдачи лесопользователю лесорубочного и (или) лесного билета.

Лесные подати

Лесные подати взимаются за все виды лесопользования. Сумма лесных податей составляет основную долю лесного дохода. Лесные подати являются платой, взимаемой за пользование лесными ресурсами. К ним относятся:

- заготовка древесины;

- заготовка живицы;

- заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и других);

- побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования);

- пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

- пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;

- пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.

Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием, так и без изъятия лесных ресурсов.

Все эти платежи в совокупности и составляют лесные подати.

В свою очередь лесной доход включает в себя кроме суммы лесных податей и суммы, полученные от продажи древесины и лесопродукции, оставленной (бесхозной) в лесу лесозаготовителями после истечения сроков их заготовки и вывозки, а также от продажи изъятой у лесонарушителей древесины и лесопродукции; суммы, полученные от продажи жилых, производственных и хозяйственных построек, оставленных лесозаготовителями после окончания срока проведения лесозаготовительных мероприятий и установленного срока нахождения их в лесу; пени за несоблюдение установленных сроков внесения платежей за пользование лесным фондом.

Плательщиками лесных податей являются все пользователи лесным фондом, за исключением арендаторов, а также лиц, которым предоставлены льготы по их уплате.

Лесные подати могут взиматься в форме денежных платежей, части объема добытых лесных ресурсов или иной производимой пользователем продукции, выполнения работ или предоставления услуг. Форма внесения лесных податей определяется в разрешительном документе по каждому объекту пользования.

Наши рекомендации