МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. Обеспечена ли программа финансами?
Обеспечена ли программа финансами? Имеются ли необходимые финансовые средства для начала деятельности? Имеются ли дополнительные источники финансирования (кредит, спонсорство, меценатство)?
Каково организационное обеспечение? Какие структуры, организации, подразделения будут осуществлять программу? Имеются ли у них необходимые для этого полномочия?
Существует ли необходимое кадровое обеспечение? Имеются ли у фирмы компетентные менеджеры, специалисты и персонал необходимой квалификации? Или необходима их дополнительная подготовка или переподготовка? Или они будут приглашены (на каких условиях иоткуда?) фирмой?
Располагает ли фирма необходимым транспортным обеспечением программы?
Имеется ли в распоряжении фирмы необходимая информация и информационная технология? Кто икак будет вести учет? Каковы источники информации?
(7) Реализация и сбыт.
Кто и как будет обеспечивать реализацию? Сама фирма? Или с помощью агентов? Или спомощью дилерской сети? Чьей и на каких условиях? Какие необходимы меры по формированию, мобилизации истимулированию системы реализации товаров и услуг?
(8) Группы влияния (среда).
От каких инстанций исоциально-культурных сил зависит успех (или неудача) дела? Каковы позиция и отношение (в том числе, возможное) кпрограмме властей, общественного мнения и общественных организаций, населения?
В чем они совпадают с интересами фирмы икаким образом учитываются и координируются? В чем они противоречат интересам фирмы, и тогда — какбудут учтены и скорректированы возможные противодействия?
(9) Факторы успеха и риска.
Если менеджеры и авторы проекта программы не видят или не могут указать эти факторы, их планы также останутся фантазией, представляющей, в лучшем случае, теоретический или лично-биографический интерес. Очень важно осознать и сформулировать основные факторы успеха и риска. Каковы финансовые, коммерческие риски
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Кем?
Кому?
Где?
Когда?
Каким образом?
В каком объеме?
II
Предлагаются
Производятся
Оказываются
Реализуются
Приобретаются
gv
Рис. 18 Схема Фокса
фирмы при реализации данной в_л программы? Каковы возможные меры их предупреждения и страхования? Существует ли и в чем угроза репутации фирмы, ее марке? Какие меры необходимы для их предотвращения? (10) Эффективность реализации.
Речь идет о расчете (балан- _____________________
се, смете) затрат и доходов от
реализации проекта. Как и между кем будет распределяться доход? Какие и куда будут выплачены налоги? С кем и какие предполагаются расчеты и выплаты? Будет ли получена прибыль? Как и между кем она будет распределена? Или весь доход будет реализован в рамках реализации программы и на развитие фирмы, как это имеет место в случае нон-профитной деятельности?
Перечень характеристик ЗДА можно укрупнить (упростить) до схемы У. Фокса (рис. 18).
Исходить в описании и анализе ЗДА следует не только из реальных возможностей фирмы, но принимая в расчет ожидаемые изменения и перспективы: развитие базы, демографическую динамику, миграцию населения, появление квалифицированного персонала, специалистов, инфляцию, динамику моды, технологический прогресс и т. п. Ответы на эти вопросы и описывают ЗДА фирмы относительно конкретного товара. Характеризующие ЗДА факторы задают маркетинговый комплекс — целостную систему маркетинга относительно конкретного товара или услуги. Маркетинговый комплекс строится с учетом двух основных групп факторов (сил), оказывающих на него влияние. (А) Внешние факторы (факторы рывка и среды), в том числе:
1.Привычки и поведение потребителей (в том числе потенциальных клиентов): В мотивации потребления (что заставляет приобретать
товары и пользоваться услугами); II привычки и поведение при покупке (кто и как приобретает этот товар); 11 тенденции развития и изменения привычек и поведения.
6. МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
2. Методы торговли (сбыта, реализации, распределения) и отношение сбытовой сети к товару:
11 структура сбытовой сети, занимающейся реализацией товара или услуг (агенты, дилеры, дистрибьютеры и т. д.);
Ш мотивации торговой сети;
Щ практика реализации и торговых отношений;
И динамика тенденций в практике, методах и отношении сети реализации к товару. 3. Конкуренция:
11 способы конкуренции (по ценам, по качеству товаров и услуг и т. д.);
Ш имеющийся на рынке выбор потребителя (по товару, по целям, по сервису);
И положение фирмы на рынке — объем ее реализации, доля на рынке;
Таблица 11 Характеристика факторов макросреды в сфере культуры
------------,----------------------------
Факторы
Политические
| Экономические
Основные характеристики
Государственный строй, состояние государственного режима (война, оккупация, террор), правовая база функционирования сферы культуры, государственная поддержка сферы культуры.
Демографические
Природные
Экономическая конъюнктура и инфляция. Покупательная способность населения. Налогообложение и финансирование организаций культуры
Половозрастная структура, численность, плотность населения. Рождаемость, смертность, устойчивость семейных союзов, религиозная, этническая однородность. Уровень миграции.
I Научно-технические
Социаль-но-куль-I турные
Уровень развитости, использования потенциала природных ресурсов. Источники топливно-энергетических ресурсов и сырья. Экологические показатели, их нормативы и уровень их соблюдения. Развитость системы государственного контроля охраны окружающей среды и регулирования интенсивности использования запасов топлива, энергии исырья.
Состояние и развитие научно-технического прогресса в базовых отраслях экономики. Степень внедрения новых технологий и уровень их разработанности в общественном производстве. Показатели экономической и технической безопасности существующих и перспективных технологий.
Традиции, обычаи, менталитет населения, языковые особенности, организационная и потребительская культура, динамика культуры поведения.