Формы организации страхового фонда
Экономическую основу страхования составляет процесс формирования и расходования средств страхового фонда. Страховой фонд- это совокупность натуральных и денежных запасов общества, предназначенных для предупреждения и возмещения ущерба, наносимого стихийными бедствиями и чрезвычайными обстоятельствами.
Существует три формы организации страхового фонда:
§ государственный централизованный страховой (резервный) фонд;
§ фонд самострахования;
§ страховой фонд, формируемый страховой организацией.
Формирование государственного страхового фонда производится в централизованном порядке за счет общегосударственных ресурсов. Фонд может быть сформирован как в натуральной, так и в денежной форме. Целью его создания является возмещение ущерба, вызванного крупномасштабными авариями, стихийными бедствиями, а также необходимость устранения их последствий.
Фонд самострахования имеет организационно обособленный характер, формируется за счет натуральных и денежных запасов хозяйствующих субъектов. Назначение фонда самострахования — обеспечение бесперебойной деятельности субъекта и его финансовой устойчивости в неблагоприятных экономических условиях.
Страховой фонд страховой организации формируется только в денежной форме. Его создание определяется большим количеством участников (страхователей), уплачивающих страховые взносы. Средства, накопленные в страховом фонде, имеют строго целевое назначение — выплата возмещений и страховых сумм участникам фонда в соответствии с правилами и условиями страхования. Внутри страхового фонда происходит перераспределение убытка одного из участников между всеми оставшимися. При определении необходимого размера фонда страховая организация применяет методы актуарных расчетов, основанные на действии закона больших чисел и теории вероятности.
Основываясь на предположении, что механизм передачи риска реализуется через формирование страхового фонда, можно сделать вывод, что размер уплачиваемого в этот фонд взноса должен быть справедливым для всех его участников.
Каждый участник фонда, желающий передать свой риск на страхование, приносит в страховую компанию риски различной степени. Например:
§ деревянный дом может представлять собой опасность большую, чем дом, имеющий кирпичную конструкцию;
§ 18-летний водитель представляет собой больший риск, чем 35-летний; два 35-летних водителя, один имеющий семейный автомобиль, а другой — спортивный, также внесут в фонд различные риски;
§ человек, имеющий излишний вес, имеет более высокую вероятность ранней смерти, чем человек со средним весом;
§ работник физического труда в большей степени подвержен риску травмы, чем работник офиса.
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Взносы в страховой фонд должны быть достаточными для выплат потенциально возможного возмещения в случае возникновения убытка, а также соответствовать размеру опасности и стоимости имущества и прочим факторам риска.
2. Страховые взносы должны покрывать административные расходы по управлению этим фондом, быть достаточными для формирования резервов, из которых покрываются чрезвычайные убытки в неблагоприятные годы, а также гарантировать страховой компании определенную норму доходности.
При установлении размера страхового взноса необходимо учитывать два вышеназванных принципа, а также надо удостовериться в том, что взнос в страховой фонд каждого конкретного полисодержателя должен быть сравним с взносами других с учетом тяжести и частоты их рисков. Кроме того, уровень взносов должен создавать возможность для конкуренции на рынке.
Бюджетный дефицит
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ -отрицательное бюджетное сальдо, характеризует превышение расходов бюджета и чистого кредитования над суммой гос.доходов. Наличие дефицита может быть следствием: кризисных явлений в экономике; неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране; чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий); милитаризации экономики в мирное время; осуществления крупных централизованных вложений в развитие производства и осуществление структурной перестройки; увеличения темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта и т. п. факторов.
Величина дефицита определяется при утверждении бюджета. Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета РФ являются: 1) внутренние источники: кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте РФ; государственным займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; 2) внешние источники: государственным займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
Обратное явление - профицит бюджета- означает превышение доходов бюджета над расходами.
1.2 Социально-экономические последствия бюджетного дефицита
Как уже говорилось, современная фискальная политика признает внедрение несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики.
А это, вполне возможно, может привести к росту государственного долга.
Государственный долг- это общественная скопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране.
Увеличивающийся государственный долг является главным последствием дефицитов федерального бюджета.
Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики? Может ли нарастающий государственный долг в какой-то момент привести к банкротству нации? Накладывает ли долг бремя на будущие поколения? Чтоб ответить на эти вопросы, нужно разглядеть две составляющие общего государственного долга - внутренний и внешний.
Внутренний долг - долг страны популяции страны. То есть, в данном случае главным держателем государственного долга (правительственных облигаций) является само популяция - государственный долг является сразу и публичным активом. Погашение государственных облигаций, находящихся у резидентов данной страны, не вызывает никакой утечки покупательной способности для страны в целом. Таковым образом, внутренний долг не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое. Единственный нехороший эффект - увеличение неравенства в доходах за счет перераспределения дохода в пользу держателей государственных облигаций.
Может ли внутренний долг каким-то образом привести к банкротству правительства, лишив его способности делать денежные обязательства?
Ответ - «тоже нет». Во-первых, необходимо отметить, нет никаких обстоятельств, которые заставляли бы сокращать внутренний долг, не говоря уже о необходимости его полной ликвидации. На практике, как лишь подходит каждомесячный срок платежа по каким-то частям долга, правительство не изыскивает средства для погашения облигаций, срок выплат по которым наступил, - правительство всего только рефинансирует свой долг, то есть реализует новейшие облигации и употребляет выручку для выплаты держателем погашаемых облигаций. Не считая этого, правительство может употреблять такие рычаги, как налогообложение и эмиссия средств. Увеличение налогов является тем методом, который есть у страны для получения достаточных доходов для выплат процентов по долгу. Банкротство правительства также трудно себе представить хотя бы потому, что оно имеет право печатать средства, которыми можно оплатить не лишь проценты по долгу, но и погасить всю сумму долга. Естественно, это будет иметь инфляционный эффект, но зато банкротства правительства точно не будет.
Внешний долг - задолженность страны гражданам либо организациям остальных государств. Таковой долг уже является бременем. Эту часть государственного долга экономика страны не обязана «сама себе» - выплата процентов и суммы основного долга просит в данном случае передачи части настоящего выпуска продукции в распоряжение остальных государств. В данном случае правительство может перенести реальное экономическое бремя на плечи будущих поколений, а конкретно
- оставит будущим поколениям меньшие по размерам главные производственные фонды.
Это связано с так называемым «эффектом вытеснения» частных инвестиций.
“Эффект вытеснения” связан с способами покрытия бюджетного дефицита.
Основными способами является эмиссия кредитных средств и выпуск государственных займов. Что касается эмиссии кредитных средств, то она еще больше увеличивает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений. Выпуск же государственных займов, при определенных условиях, вытесняет часть инвестиций из производственного процесса. Каким образом? Выпуск государственных ценных бумаг свяжет часть денежных средств населения, денежный рынок отреагирует на повышение спроса на средства ростом процентной ставки. Но их рост уменьшит инвестиционные способности частных лиц, вытесняя часть возможных инвестиций. А сокращение инвестиций может привести к тому, что следующие поколения унаследуют экономику с уменьшенным производственным потенциалом [5].
но нужно отметить, что «эффект вытеснения» становится значимым и разрушительным лишь при высоком уровне занятости и ограниченности ресурсов. А вот в экономике с недоиспользованными ресурсами схожая политика в сочетании с соответствующей денежной политикой быстрее будет провоцировать, а не вытеснять частные инвестиции.
Рост процентных ставок имеет, в свою очередь, следующие последствия.
Так, высокий ссудный процент, установленный в США в середине 80-х годов, вызвал значимый отток капиталов из Западной Европы. По оценкам западных экономистов, в настоящее время США поглощает до 15% всех скоплений капиталистического мира. Таковым образом, растет внешний долг США. Плюс к этому рост спроса на высокодоходные американские ценные бумаги вызвал рост общемирового спроса на баксы. Схожий рост интернациональной ценности бакса оказывает существенное депрессивное действие на экспорт США: американские продукты стают очень дорогими для иностранных покупателей. Сокращение же незапятнанного экспорта оказывает сдерживающее действие на экономику, увеличивает уровень безработицы [4].