Государственный бюджет(млн.тенге)
Наименование | ||||
I. ДОХОДЫ | 5,370,826 | 5,813,003 | 6,382,353 | 5 698 070 |
Налоговые поступления | 3,982,338 | 4,095,366 | 4,779,004 | 3 938 400 |
Неналоговые поступления | 138,597 | 285,144 | 141,717 | 75 094 |
Поступления от продажи основного капитала | 49,891 | 52,493 | 56,132 | 15 954 |
Поступления трансфертов | 1,200,000 | 1,380,000 | 1,405,500 | 1 668 621 |
Государственный кредит
отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий, организаций для финансирования государственных расходов.
Внебюджетные фонды
совокупность денежных ресурсов, используемых государством на строго определенные цели и имеющие законодательно закрепленные источники формирования. Они не зависят от средств государственного бюджета.
В основе построения финансовой системы лежат следующие принципы:
Сочетание централизма и демократизма.
Соблюдение национальных и региональных интересов.
Принцип единства финансовой системы.
Принцип функционального назначения отдельных составных элементов.
Тема № 3 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ
Понятие финансовой политики
Финансовая политика - целенаправленная деятельность государства по использованию финансов для решения задач по социально-экономическому развитию общества. В процессе выработки финансовой политики обеспечиваются материальные условия для выполнения поставленных перед страной задач. Именно поэтому финансовая политика выступает активным инструментом воздействия на экономику и социальную сферу.
Содержанием финансовой политики государства является планомерная организация финансов с учетом действия экономических законов и в соответствии с задачами развития общества. Финансовая политика каждого этапа общественного развития имеет свои характерные черты, решает различные задачи с учетом состояния экономики, назревших потребностей материальной и социальной жизни общества и других факторов.
При всем разнообразии финансовой политики ее содержание выражается в последовательном осуществлении таких стадий:
· - разработка научно-обоснованной концепции развития финансов в стране на основе действия экономических законов, изучения состояния экономики, перспектив социально-экономического развития общества;
· - формулировка стратегических и тактических мероприятий финансовой политики исходя из соответствующих целей и задач экономической политики;
· - практическое воплощение намеченных действий через финансовый механизм с его реконструкцией или корректировкой в зависимости от радикальности экономических преобразований.
Цель финансовой политики
Целью финансовой политики в условиях Казахстана является разработка мер и их воплощение через финансовый механизм по обеспечению устойчивого экономического роста на основе индустриально-инновационного развития, структурной перестройки национального хозяйства, активизации внешнеэкономической деятельности путем рациональной интеграции экономики страны в мировое хозяйство, бесперебойному и увеличивающемуся финансированию социальных программ. При этом финансовая политика и механизм должны обеспечить социальную защиту населения в рыночных процессах от инфляции, безработицы, потери доходов.
Задачи, решаемые финансовой политикой:
а) обеспечение условий для создания наиболее возможного объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого конкретного этапа развития страны;
б) рациональное распределение и использование финансовых ресурсов между сферами общественного производства, секторами национального хозяйства, направление ресурсов на определенные цели;
в) выработка соответствующего финансового механизма для выполнения намеченных направлений экономического развития, его постоянное совершенствование.
Принципы финансовой политики:
соблюдение интересов всех участников общественного производства, социальных, национальных и профессиональных групп при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, прогнозов и планов исходя из реального наличия финансовых ресурсов;
обеспечение планомерной организации финансовых отношений; сбалансированность доходов и расходов во всех сферах и звеньях финансовой системы;
создание финансовых резервов (превышение доходов над расходами в бюджетной системе и финансовых резервов в отраслевых финансах);
оптимальное распределение финансовых ресурсов между государством и хозяйствующими субъектами.
Финансовая политика подразделяется на :
· Финансовая стратегия
долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу, и предполагает решение крупномасштабных задач, которые определяются экономической и социальной стратегией. В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируются основные направления развития финансов, намечаются принципы использования и организации финансов, решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях развития экономики, которые разработаны и приняты экономической политикой.
· Финансовая тактика
Финансовая тактика — решение задач на определенном этапе развития страны и обеспечение этого развития путем своевременного изменения способов организации финансовых отношений, направленных на решение задач финансовой политики. Финансовая тактика более гибка, так как она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов.
Финансовая стратегия и финансовая тактика взаимосвязаны. Стратегия создает условия для решения тактических задач, а также выявляет решающие участки развития и приводит в соответствие со способами и формами организации финансовых отношений и взаимосвязей. Финансовая тактика позволяет в более сжатые сроки и с наименьшими затратами решать задачи финансовой стратегии.
Виды (составляющие элементы) финансовой политики:
· бюджетная политика;
· налоговая политика;
· кредитно-денежная политика;
· таможенная политика;
· политика внешних и внутренних заимствований;
· политика в области международных финансов.
2. Разработка финансовой политики
Направлениями финансовой политики являются фискальная и экономическая. Фискальная, связана с наполнением централизованных государственных фондов, важнейшим из которых является государственный бюджет, экономическая - с регулированием экономических процессов.
С точки зрения внутреннего содержания финансовой политики выделяют три составные части:
выработка научно обоснованной концепции финансов на длительную и ближайшую перспективу;
определение основных направлений использования финансов в текущем году и в перспективе;
осуществление практических действий для достижения поставленных целей.
Если отсутствует хотя бы одна из частей, то финансовая политика не удовлетворяет современным условиям.
Различают фискальную политику на:
Фискальная политика проводится как дискреционная, то есть как сознательное манипулирование государственными налогами и расходами с целью изменения реального объема национального производства, занятости, контроля инфляции, ускорения экономического роста. В зависимости от характера экономического цикла может проводиться стимулирующая или сдерживающая фискальная политика.
Недискреционная фискальная политика предполагает действие автоматических ши «встроенных стабилизаторов» («встроенная стабильность») под которыми понимается варьирование государственными расходами и налоговыми изъятиями пропорционально объему национального продукта в разных фазах экономического цикла - подъеме или спаде.