Государственный и муниципальный финансовый контроль Исполнительных органов власти
Прежде всего такой контроль — прерогатива органов исполнительной власти общей компетенции. Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О Правительстве Российской Федерации» оно непосредственно осуществляет валютный контроль.
Контрольные полномочия органов исполнительной власти общей компетенции предусмотрены также в конституциях и уставах субъектов РФ.
К органам исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющим финансовый контроль, относятся: Министерство финансов РФ и органы казначейства, Министерство РФ по налогам и сборам и подчиненные ему налоговые органы, федеральные органы налоговой полиции, таможенные органы, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители и распорядители бюджетных средств.
Министерство финансов РФ действует на основании Положения о нем, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 2731. В соответствии с этим Положением к функциям Минфина России в сфере государственного финансового контроля относятся:
а) контроль за целевым использованием средств федерального бюджета;
б) участие в разработке порядка и в контроле за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;
в) обеспечение контроля за доходами от проведения лотерей;
г) проведение комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования средств федерального бюджета;
д) контроль за рациональным и целевым использованием средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
е) проведение документальных ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;
ж) организация ревизий и финансовых проверок в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (п. 6 Положения).
Кроме того, согласно постановлению Правительства РФ «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» от 23 августа 2000 г., последнее осуществляет валютный контроль.
В соответствии с п. 7 Положения Министерство финансов РФ имеет право:
— запрашивать у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и организации данные, необходимые для контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;
— ограничивать, приостанавливать, а в ряде случаев и прекращать финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;
— взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа согласно законодательству РФ.
Все вышеназванные функции и права в сфере государственного финансового контроля Министерство финансов РФ осуществляет через свои структурные подразделения — Департамент финансового контроля и аудита, Главное управление федерального казначейства, контрольно-ревизионные органы Министерства финансов РФ в субъектах РФ, а также территориальные органы валютного контроля Минфина России.
Контрольно-ревизионные органы Минфина России действуют в соответствии с постановлением Правительства РФ «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов РФ» от 6 августа 1998 г. № 1882.
Территориальные контрольно-ревизионные органы осуществляют последующий финансовый контроль на территории соответствующего субъекта РФ. В частности, они:
а) контролируют целевое использование средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;
б) проводят документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов;
в) в ряде случаев на договорной основе проводят ревизии и проверки поступления и расходования средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
г) контролируют своевременное устранение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверенных управлением организаций, а также возмещение ими причиненного ущерба и т.д.
Территориальные контрольно-ревизионные органы Минфина России имеют право:
а) проверять в ревизуемых организациях денежные, бухгалтерские и другие документы;
б) получать от должностных лиц ревизуемых организаций
объяснения;
в) получать от органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций данные, необходимые для осуществления своих функций;
г) направлять предложения о приостановлении и прекращении финансирования ревизуемых организаций при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств, а также непредставления ими бухгалтерских документов, связанных с использованием этих средств;
д) ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в нарушениях, передавать материалы проверок и ревизий в правоохранительные органы и другие права.
Работники контрольно-ревизионных органов имеют право проходить во все здания и помещения, занимаемые ревизуемыми учреждениями, однако они не должны вмешиваться в оперативную деятельность ревизуемых организаций.
Структурным подразделением центрального аппарата Минфина России является Главное управление Федерального казначейства. Оно возглавляет систему органов Федерального казначейства, которая складывается из органов казначейства в субъектах РФ, а также в городах, районах и районах в городах. Правовое положение этих органов определено постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 г. «О Федеральном казначействе Российской Федерации».
Одной из главных задач органов федерального казначейства является контроль за исполнением федерального бюджета, а также за поступлением и использованием внебюджетных федеральных средств.
В этих целях Главное управление Федерального казначейства
Минфина России:
а) организует контроль за поступлением и использованием
внебюджетных средств;
б) организует и осуществляет сводный учет операций по движению средств федерального бюджета и государственных внебюжетных фондов;
в) организует и осуществляет сбор и анализ информации о состоянии федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов.
Органы Федерального казначейства по субъектам РФ, по городам, районам, районам в городах: контролируют своевременность совершения операций со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также целевое направление использования указанных средств; передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность и т.д.
В ходе контрольной деятельности органы казначейства имеют право:
а) проверять денежные и иные документы в любых организациях;
б) получать от банков справки о состоянии счетов организаций, использующих средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;
в) приостанавливать операции по счетам организаций, использующих средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;
г) налагать на кредитные организации штраф в случае несвоевременного исполнения ими платежных документов на перечисление средств в федеральный бюджет и др.
Территориальными органами валютного контроля Министерства финансов РФ являются региональные управления валютного контроля, которые осуществляют свою деятельность под руководством Департамента валютного контроля Министерства финансов РФ. Правовое положение этих органов определено Положением о территориальных органах валютного контроля Министерства финансов РФ, утвержденным приказом Минфина РФ от 27 декабря 2000 г.
Основными задачами региональных управлений валютного контроля являются:
а) обеспечение проведения единой государственной политики сфере валютного контроля;
б) осуществление контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства РФ резидентами и нерезидентами;
в) Участие в организации и ведении единой информационной системы валютного контроля.
В этих целях региональное управление имеет полномочия, в частности:
а) проводить проверки соблюдения валютного законодательства резидентами и нерезидентами;
б) ставить в установленном порядке вопрос о приостановлении валютных операций, о лишении хозяйствующих субъектов лицензий и других прав в области валютной деятельности;
в) оформлять результаты проверок резидентов и нерезидентов актами;
г) привлекать резидентов и нерезидентов к ответственности за нарушение валютного законодательства;
д) предъявлять судебные иски по результатам проверок соблюдения валютного законодательства и т.д.
Министерство РФ по налогам и сборам, а также подчиненные ему налоговые органы на уровне субъектов РФ также являются органами специальной компетенции, осуществляющими государственный финансовый контроль. Деятельность этой системы органов регламентируется ст. 30—32 НК РФ, а также Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21 марта 1991г.
Главной задачей этих органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ и субъектов РФ. В НК РФ, а также в упомянутом Законе предусмотрен целый ряд полномочий налоговых органов, направленных на решение вышеназванной задачи. В их числе:
а) право производить в любых организациях проверки документов, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей;
б) получать от организаций справки и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика;
в) обследовать любые помещения, связанные с содержанием объектов налогообложения;
г) приостанавливать операции организаций и граждан по расчетным и иным счетам в кредитных организациях в случае непредставления налоговым органам документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, и др.
В соответствии со ст. 36 НК РФ, а также Законом РФ «О федеральных органах налоговой полиции» государственный финансовый контроль осуществляют федеральные органы налоговой полиции, которые имеют право проводить проверки налогоплательщиков, в частности по запросу налоговых органов участвовать в налоговых проверках. Согласно ст. 34 НК РФ правом контролировать соблюдение налогового законодательства и по результатам составлять акты налоговой проверки обладают и таможенные органы.
Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса (ст. 270 БК РФ).
Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.
Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений (ст. 269 БК РФ).
4. Государственный финансовый контроль со стороны банков.
Коммерческие банки проводят такой контроль в случаях, когда наделены государством властными полномочиями в сфере государственных финансов. Таких случаев два. Во-первых, в соответствии со ст. 11 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. (с изм. и доп.), а также Инструкцией ЦБ РФ «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» от июня 1992 г. № 7 коммерческие банки наделены правом валютного контроля предприятий и способны в ряде случаев денонсировать 50% валютной выручки предприятия на спецсчете, а во-вторых, в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РФ «О безотлагательных мерах по реализации налично-денежного обращения в Российской Федерации» От 13 января 1992 г., а также с п. 2.14 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденного Советом директоров ЦБ РФ 5 января 1998 г., коммерческие банки обязаны контролировать порядок ведения кассовых операций и работу с денежной наличностью организаций.