Использование работы специализированной организации
Специализированная организация- это организация, осуществляющая ведение учета, обработку соответствующей информации по договору с аудируемым лицом.
По Федеральному правилу (стандарту) № 25 «Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация» [40], аудитор должен определить, какое влияние на системы бухгалтерского учета ивнутреннего контроля клиента с целью планирования аудита и разработки эффективного подхода к проведению аудита.
Аудитору следует определить значимость деятельности специализированной организации для клиента и аудита, для чего аудитору необходимо рассмотреть [40]:
· характер услуг, предоставляемых специализированной организацией;
· условия договора и особенности взаимоотношений между клиентом и специализированной организацией;
· существенность предпосылки подготовки финансовой отчетности, на которую оказывает влияние использование услуг специализированной организации;
· неотъемлемый риск, связанный с такими предпосылками;
· степень взаимодействия систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента с системами специализированной организации;
· возможности и финансовую устойчивость специализированной организации;
· используемые клиентом средства внутреннего контроля за операциями, обрабатываемыми специализированной организацией;
· сведения об общих средствах контроля и средствах контроля компьютерных систем, имеющих отношение к прикладным программам.
Рассмотрение указанных факторов может свидетельствовать, что на оценку риска системы внутреннего контроля аудируемого лица не оказывают влияния средства контроля специализированной организации. В таком случае аудитор может в дальнейшей работе не учитывать положения федерального правила (стандарта) № 25.
Если аудитор приходит к выводу, что деятельность специализированной организации является значимой для аудируемого лица и аудита, то ему необходимо получить информацию, достаточную:
· для представления о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
· оценки риска средств контроля, либо на максимальном, либо на низком уровне, при условии проведения тестов средств контроля.
Источниками получения информации о надежности, эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля специализированной организации, о ее деятельности и действенности являются отчеты (заключения) третьей стороны, подготовленные:
· аудитором специализированной организации;
· внутренними аудиторами;
· контролирующими органами.
Аудитор при необходимости может получить аудиторские доказательства эффективности средств контроля с помощью тестов средств контроля путем:
а) тестирования средств контроля клиента за деятельностью специализированной организации;
б) ознакомления с заключением аудитора специализированной организации, в котором выражено мнение об эффективности системы внутреннего контроля специализированной организации в отношении ее деятельности, имеющей значение для аудита;
в) посещения специализированной организации и проведения тестов средств внутреннего контроля (с согласия руководства аудируемого лица и информирования руководства специализированной организации).
При использовании отчета (заключения) аудитора специализированной организации аудитору необходимо проанализировать целесообразность подготовки запросов в отношении профессиональной компетентности аудитора специализированной организации.
В случае использования заключения аудитора специализированной организации аудитор рассматривает характер и содержание такого заключения.
По Федеральному правилу (стандарту) № 25 различают два типа отчета (заключения) аудитора специализированной организации:
1) заключение о пригодности структуры (первый тип):
· описание системы внутреннего контроля специализированной
организации, как правило, составляемое его руководством,
· мнение аудитора специализированной организации, подтверждающее точность указанного описания, пригодность системы внутреннего контроля для достижения поставленных перед ней целей, наличие средств внутреннего контроля;
2) заключение о пригодности структуры и эффективности функционирования (второй тип):
· описание системы внутреннего контроля специализированной организации, как правило, составляемое его руководством,
· мнение аудитора специализированной организации, подтверждающее точность указанного описания, пригодность системы внутреннего контроля для достижения поставленных перед ней целей, действенность функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля (в дополнение аудитор специализированной организации должен указать, какие тесты средств контроля проводились, и какие результаты были получены).
В качестве аудиторского доказательства может быть использован только второй тип отчета (заключения) аудитора специализированной организации, первый — не используется.
Аудитор должен проанализировать отчет (заключение) аудитора специализированной организации.
При использовании отчета (заключения) аудитора специализированной организации аудитор клиента в своем отчете (заключении) в отношении финансовой отчетности не должен делать ссылок на отчетаудитора специализированной организации.
Контрольные вопросы
1.В чем заключается сущность понятия «система внутреннего контроля» и ее элементов?
2. Охарактеризуйте систему бухгалтерского учета и средства контроля, имеющие отношение к ней.
3. Каковы требования к изучению и оценке контрольной среды, процедур контроля?
4. Раскройте понятие внутреннего аудита. Каково его место в управлении экономическим субъектом?
5. По каким вопросам возникают «взаимоотношения» внутреннего и внешнего аудита?
6. Какие основные процедуры проведения инвентаризации вам известны?
7. Как регулируются выявленные расхождения при инвентаризации фактического наличия имущества, обязательств с данными бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации?
8. В чем состоит разграничение ответственности между внешним и внутренним аудиторами?
9. Каковы особенности оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемых лиц, использующих услуги специализированной организации?
10. Охарактеризуйте типы отчетов (заключений) специализированной организации и их использование в качестве аудиторского доказательства
Тест
1. При аудите финансовой отчетности аудитор уделяет внимание тем основным целям и конкретным процедурам в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые:
1. относятся к управленческому учету;
2. имели место в проверяемом периоде;
3. имеют отношение к процессу подготовки финансовой отчетности.
2. Функции внутреннего аудита могут выполнять:
1. инспекторы налоговых органов;
2. специальные службы, состоящие в штате экономического субъекта;
3. внешние аудиторы при проведении аудита финансовой отчетности.
3. Аудируемое лицо имеет отдел внутреннего аудита. Аудитор при аудите финансовой отчетности:
1. должен полностью полагаться на работу внутреннего аудитора;
2. использует работу внутреннего аудитора в соответствии с условиями договора на аудит финансовой отчетности;
3. не должен полностью полагаться на работу внутреннего аудитора.
4. Аудитору необходимо получить достаточное понимание процедур контроля в целях:
1. общения с руководством аудируемого лица;
2. разработки плана аудиторской проверки;
3. получения разъяснений от руководства аудируемого лица.
5. Понимание аудитором всех процедур контроля при разработке общего плана аудита:
1. решается по согласованию с руководством аудируемого лица;
2. требуется;
3. не требуется.
6. Из ниже перечисленных функций определите функцию службы внутреннего аудита:
1. Внедрение информационной системы бухгалтерского учета.
2. Контроль корреспонденции счетов бухгалтерского учета.
3. Формирование профессионального мнения в отношении достоверности бухгалтерской отчетности.
4. Проверка наличия, состояния, правильности оценки активов, эффективности использования всех видов ресурсов.
7. Сколько элементов должна включать в себя система внутреннего контроля:
1. три;
2. пять;
3. четыре.
8. Роль внутреннего аудита определяется:
1. руководством экономического субъекта;
2. Минфином России;
3. налоговой инспекцией.
9. Аудитор клиента может посетить специализированную организацию:
1. да;
2. нет;
3. да, только по согласованию с финансовым директором клиента.
10. В соответствии с федеральным правилом (стандартом) № 25 различают типы отчетов (заключений) аудитора специализированной организации:
1. два;
2. три;
3. четыре.