Общекультурные и профессиональные компетенции, формируемые при прохождении практики
В процессе производственной практики бакалавр менеджмента по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:
а) общекультурными (ОК):
• знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);
• способностью занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);
• умением анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);
• владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5);
• умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
• готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
• способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);
• умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);
• стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);
• осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);
• способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК- 13);
• владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15);
• владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);
• способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);
б) профессиональными (ПК): организационно-управленческая деятельность:
• способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-
2);
• готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);
• способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
• способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);
• владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ПК-18);
• знанием современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению (ПК-22);
информационно-аналитическая деятельность:
• способностью к экономическому образу мышления (ПК-26);
• способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);
• пониманием основных мотивов и механизмов принятия решений органами государственного регулирования (ПК-28);
• способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);
• знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30);
• умением применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);
• умением моделировать бизнес-процессы и знакомством с методами реорганизации бизнес-процессов (ПК-35);
• умением использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36);
• умением проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37);
• способностью применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации (ПК-38);
• владением навыками составления финансовой отчетности и осознанием влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации
(ПК-39);
• способностью анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения (ПК-40);
• способностью оценивать эффективность использования различных систем
учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способностью принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета (ПК-41);
• способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-42);
• способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-43);
• способностью обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования (ПК-44);
• владеть техниками финансового планирования и прогнозирования (ПК-45);
• пониманием роли финансовых рынков и институтов, способностью к анализу различных финансовых инструментов (ПК-46);
• способностью проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47);
предпринимательская деятельность:
• умением находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48);
• способностью разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49);
• способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).
Развитие специальных компетенций предусмотрено профилем направления подготовки.
Содержание производственной практики
На данном этапе производственной практики студент должен ознакомиться с подразделениями организации и основными подсистемами (табл. 1). При прохождении производственной практики студентом по месту учебной практики возможно использование материалов отчета предыдущей практики. При этом студент должен скорректировать используемые материалы в соответствии с программой данной практики и изменившимися условиями деятельности организации.
Таблица 1. Учебно-тематический план производственной практики бакалавра
|
1.Согласование программы практики. Знакомство с организацией, изучение организационно-управленческой документации. В отчете студент должен отразить информацию о следующих аспектах деятельности организации:
• название организации;
• юридический адрес;
• назначение (миссия);
• правовые основания деятельности (устав, лицензия, свидетельство о государственной регистрации и т.д., дата выдачи, сроки действия);
• отраслевая принадлежность (по ОКВЭД);
• организационно-правовая форма и вид собственности;
• этапы истории развития организации (основания выделения - смена названия организационно-правовой формы и вида собственности, слияния или поглощения);
• ассортимент выпускаемой продукции или услуг;
• основные технико-экономические показатели за 3 года работы организации за рассматриваемый период, их динамика (объем производства, численность рабочих, рентабельность и др.) (табл. 2), которые могут быть расширены;
Таблица 2.
Основные технико-экономические показатели в 20 - 20 гг.
Показатели | 20_ | 20_ | 20_ | 20 г. в % к 20 г. |
Численность работников, чел. | ||||
Основные фонды, тыс.руб. | ||||
Оборотные средства, тыс.руб. | ||||
Энергетические мощности, л.с. | ||||
Производственная площадь, кв.м | ||||
Проектная мощность, шт., тыс.руб. | ||||
Рентабельность, % | ||||
Количество производимых продуктов (оказываемых услуг), шт. | ||||
Количество заключенных договоров на производство/ реализацию продукции, шт. |
• объем и структура денежной выручки в организации (табл. 3);
Таблица 3.
Объем и структура денежной выручки на предприятии в 20 - 20 гг.
Перечень продукции | 20_ | 20_ | 20_ | В среднем 20_ -20_ гг. | ||||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |
Итого: |
• характеристика организации с точки зрения масштабов производства, уровня специализации, комбинирования, кооперирования;
• внешнеэкономическая деятельность (если ведется);
• конкурентные преимущества.
После ознакомления с основными организационными документами (уставом, коллективным договором, положениями об отделах, должностными инструкциями, штатным расписанием) студент должен:
• провести анализ административной деятельности:
Таблица 4
Анализ административной деятельности
Возможные вопросы | Балльная оценка | ||||
1. Можно ли получить необходимую информацию (доступность информации)? | совершенно невозможно | трудно | относительно легко | легко | очень легко |
2. Какой объем информации фирма в состоянии контролировать? | очень малый | малый | средний | большой | очень большой |
3. Сколько писем и документов установленного образца готовится вручную каждый день? | менее 10 | ||||
4. Каково время прохождения заказа? | 5 дней | 4 дня | 3 дня | 2 дня | 1 день |
5. Входит ли фирма в различные торговые организации (биржи, торговые дома, союзы и ассоциации)? Если да, то как используются возможности этих ассоциаций? | нет | плохо используются | незначительно используются | хорошо используются | очень хорошо используются |
Сумма баллов: | 13 баллов - в административной деятельности возможно возникновение проблем по отдельным функциям управления персоналом |
25 - 20 баллов - административная деятельность эффективна и отвечает целям организации;
19 - 10 баллов - в административной деятельности возможно возникновение проблем по отдельным функциям управления персоналом;
менее 10 баллов - организация административной деятельности неэффективна и входит в «зону актуальных управленческих проблем», наличие которых снижает конкурентоспособность организации.
• привести перечень должностей, наделенных рекомендательными, согласовательными и функциональными, параллельными полномочиями (табл. 5);
Таблица 5. Характеристика полномочий управленческих должностей в ________организации
|
• привести примеры, объясняющие содержание операций (утверждает, согласовывает, готовит) при работе менеджеров с документацией;
• установить особенности распределения функционала и делегирования полномочий в организации, закрепления ответственности за результат.
По результатам работы необходимо сделать выводы по разделу.
2. Ознакомление с видами деятельности и структурой управления организации. На этом этапе практики студент описывает структуру управления организации. В отчете студент представляет следующую информацию:
• анализ организационной структуры управления (прикладывается модель структуры организации);
• назначение и содержание блоков общего линейного, технического руководства и управления деятельностью организации, перечень должностей, выполняющих функциональные обязанности по каждому блоку (табл.6);
Таблица 6. Характеристика блоков управления организацией__________
|
• схема документопотока в организации;
• оценка эффективности деятельности организации за 3 годы, отобрав только те показатели, которые соответствуют анализируемой организации (коммерческая, производственная, социальная) (табл. 7)
Таблица 7.
Показатели эффективности деятельности, 20__-20 гг.
Показатели | 20 г. в % к 20 г. | |||
• перечень управленческих должностей и специалистов внутри структурного подразделения и функции, закрепленные за ними (табл. 8);
Таблица 8.
Распределение должностных обязанностей внутри структурного подразделения
• профессиограммы должности менеджера, обязанности которого выполняются практикантом (табл. 9);
Таблица 9.
Профессиограмма
Раздел | Содержание раздела |
Профессия | |
Процесс труда | |
Санитарно-гигиенические условия труда | |
Психофизиологические требования профессии к работнику | |
Профессиональные знания и навыки | |
Требования к подготовке и повышению квалификации |
• особенности распределения основных функций между менеджерами в подразделении, связанных с управлением профилирующим проектом;
• задачи менеджера в соответствии с принципом Эйзенхаузера: примеры задач А (важные и срочные), В (важные, но несрочные) и С (срочные, но неважные) для руководителя отдела (подразделения);
• особенности принятия управленческих решений руководителя подразделения, привести пример (табл. 10).
Принятие решения руководителем подразделения
Таблица 10.
Этапы решения | Действия руководителя | ||
1. Идентификация проблемы. Что случилось? | |||
2. Диагностика проблемы, определение степени ее актуальности. Симптомы проблемы? Что не устраивает? | |||
3. Формулировка ограничений при решении проблемы. Отметьте ограничения. Согласуйте интересы. | |||
4. Выявление и оценка альтернатив. Что делать? Возможные действия. Какой вариант развития ситуации предпочтительнее? | |||
Критерии выбора альтернативы | № 1 | № 2 | № 3 |
Содержание | |||
Ресурсы | |||
Стоимость решения | |||
Сроки реализации | |||
Исполнители | |||
Оформление решения | |||
Планируемый результат | |||
Эффективность | |||
5. Выбор и описание оптимальной альтернативы. Какие конкретные шаги? Оформление решения. | |||
6. Реализация решения. Кто исполнители? Что конкретно делает каждый из них? Сроки реализации. | |||
7. Оценка и контроль результатов реализации. Какие реальные результаты? Каковы последствия? Достигнуто ли запланированное? Что помешало реализации? Как планируется ликвидировать отклонения? |
По результатам работы необходимо сделать выводы по разделу.
3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. Программа практики предполагает расчет студентом показателей финансово-хозяйственной деятельности организации.
• расчет основных технико-экономических показателей по труду и заработной плате, выявление основных наметившихся тенденций (табл.11);
Таблица 11.
Основные технико-экономические показатели по труду в 20 - 20 гг.
Показатели по труду | 20_ | 20_ | 20_ | 20 г. в % к 20 г. |
численность персонала | ||||
средняя заработная плата | ||||
квалификационная структура персонала | ||||
демографическая структура персонала (возраст и пол) |
• расчет кадровых показателей за 2 года и их объяснение (табл. 12, 13);
Таблица 12.
Обеспеченность организации персоналом (по категориям работников) на начало финансового года
Категории работников | Количество по штатному расписанию (план) | Количество по табелю на постоянной основе (факт) | % обеспеченности |
А | В | В х 100% : А | |
Руководители | |||
Специалисты | |||
Производственный персонал | |||
Вспомогательный персонал | |||
Итого: |
Таблица 13.
Кадровые показатели, 20 - 20 гг.
Показатели | Рекомендуемые расчетные методики | ||
коэффициент выбытия персонала из организации | Кв = (Чув : Чср), где, Кв - коэффициент выбытия; Чув - численность уволенных работников по всем причинам за анализируемый период; Чср - среднесписочная численность работников за аналогичный период | ||
коэффициент приема персонала | Кпк = (Чп : Чср), где, Кпк - коэффициент приема; Чп - численность всех принятых работников за анализируемый период; Чср - среднесписочная численность работников за аналогичный период | ||
коэффициент текучести персонала | Кт = (Чв : Чср), где, Кт - коэффициент текучести кадров; Чв - численность уволенных работников по всем причинам, не вызванных производственной и общегосударственной потребностью, за анализируемый период; Чср - среднесписочная численность работников за аналогичный период | ||
коэффициент внутренней мобильности | Км = (Чсд : Чср), где, Км - коэффициент внутренней мобильности персонала (должностные или профессиональные продвижения; срок - 1,3 и 5 лет); Чсд - численность работников, сменивших должность за анализируемый период; Чср - среднесписочная численность работников за аналогичный период | ||
коэффициент стабильности персонала | Кст = (Чпр : Чср), где, Кст - коэффициент стабильности; Чпр - численность постоянных работников, состоявших в списках организации в течение анализируемого периода; Чср - среднесписочная численность работников за аналогичный период | ||
коэффициент закрепленности определенной категории работников | Кз = (Чус : Чср), где, Кз - коэффициент закрепленности; Чус - численность лиц с определенным стажем работы, покидающих организацию в течение анализируемого периода; Чср - среднесписочная численность работников за аналогичный период |
• оценить производительность труда работников (натуральным, стоимостным и трудовым методами):
1) объем производства (или реализации) на 1 сотрудника в физических мерах = объем за период / численность сотрудников;
2) объем производства (или реализации) на 1 сотрудника в стоимостном выражении = стоимость объема за период / численность сотрудников;
3) показатель производимой продукции за час производительного труда на 1 сотрудника (нормо-час) = объем производства за период / на трудоемкость 1 изделия;
• вертикальный и горизонтальный анализ баланса;
• оценка финансовой устойчивости организации, используя следующие показатели (табл. 14).
Таблица 14
Анализ финансовой устойчивости в 20 г
Показатели | Начало периода | Конец периода | Изменение за период |
1. Источники собственных средств (итого по 3 разделу бухгалтерского баланса) | |||
2. Основные средства и вложения (итого по 1 разделу) | |||
3. Наличие собственных оборотных средств, Ес | |||
4. Долгосрочные, среднесрочные кредиты и займы (итого по 4 разделу) | |||
5. Наличие собственных, долгосрочных и среднесрочных заемных источников, Ет | |||
6. Краткосрочные кредиты и займы (итого по 5 разделу) | |||
7. Общая величина основных источников, Е3 | |||
8. Общая величина запасов и затрат (стр. 210 баланса), З | |||
9. Излишек/недостаток собственных оборотных средств, +Ес | |||
10. Излишек/недостаток собственных долгосрочных и среднесрочных заемных источников, +Ет | |||
11. Излишек/недостаток общей величины основных источников, +Ее | |||
12. Трехкомпонентный показатель типа финансовой устойчивости |
Для полного отражения разных видов источников в формировании запасов и затрат используются следующие показатели:
1. Наличие собственных оборотных средств:
Ес = капитал и резервы - внеоборотные активы.
2. Наличие собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников для формирования запасов и затрат:
Ет = (капитал и резервы + долгосрочные пассивы) - внеоборотные активы.
3. Общая величина основных источников средств для формирования запасов и затрат:
Ее = (капитал и резервы + долгосрочные пассивы + краткосрочные кредиты и займы) - внеоборотные активы.
Трем показателям наличия источников формирования запасов соответствует три показателя обеспеченности запасов и затрат источниками формирования:
1. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств:
+Ес= Ес- З
2. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат:
+ЕТ = Ет - З
3. Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат:
+Ее = Ее - З
С помощью 9, 10 и 11 строчек таблицы 13 мы можем определить трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации ( 1, если x > 0; 0,если х < 0):
Возможно выделение 4-х типов финансовой устойчивости предприятия.
1. Абсолютная устойчивость финансового состояния.
Определяется условиями:
± Е с > 0 ; ± Е т > 0 ; ± Е з > 0.
Трехмерный показатель (1;1; 1) .
Абсолютная устойчивость финансового состояния показывает, что запасы и затраты полностью покрываются собственными оборотными средствами. Предприятие практически не зависит от кредитов. Такая ситуация относится к крайнему типу финансовой устойчивости и на практике встречается довольно редко. Однако ее нельзя рассматривать как идеальную, так как предприятие не использует внешние источники финансирования в своей хозяйственной деятельности.
2. Нормальная устойчивость финансового состояния.
Определяется условиями:
± Е с < 0; ± Е т > 0; ± Е з > 0.
Предприятие оптимально использует и кредитные ресурсы. Текущие активы превышают кредиторскую задолженность. Трехмерный показатель (0;1;1) .
3. Неустойчивое финансовое состояние.
Определяется условиями:
± Е с < 0 ; ± Е т < 0; ± Е з > 0.
Трехмерный показатель (0;0; 1) .
Неустойчивое финансовое положение характеризуется нарушением платежеспособности: предприятие вынуждено привлекать дополнительные
источники покрытия запасов и затрат, наблюдается снижение доходности производства. Тем не менее еще имеются возможности для улучшения ситуации.
4. Кризисное (критическое) финансовое состояние.
Определяется условиями:
± Е с < 0 ; ± Е т < 0 ; ± Е з < 0.
Трехмерный показатель (0;0; 0) .
Кризисное финансовое положение - это грань банкротства: наличие просроченных кредиторской и дебиторской задолженностей и неспособность погасить их в срок. В рыночной экономике при неоднократном повторении такого положения предприятию грозит объявление банкротства.
• анализ ликвидности баланса
В зависимости от степени ликвидности активы предприятия разделяются на следующие группы.
А1. Наиболее ликвидные активы — к ним относятся все статьи денежных средств предприятия и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги). Данная группа рассчитывается следующим образом:
А1 = стр. 250 + стр. 260
А2. Быстро реализуемые активы — дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты.
А2 = стр. 240
А3. Медленно реализуемые активы — статьи раздела 2 актива баланса, включающие запасы, налог на добавленную стоимость, дебиторскую задолженность, и прочие оборотные активы.
А3 = стр. 210 + стр. 220 + стр. 230 + стр. 270
А4. Трудно реализуемые активы — статьи раздела 1 актива баланса — внеоборотные активы.
А4 = стр.190
Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты.
П1. Наиболее срочные обязательства — к ним относится кредиторская задолженность.
П1 =стр. 620
П2. Краткосрочные пассивы — это краткосрочные заемные средства и прочие краткосрочные пассивы.
П2 = стр. 610 + стр. 670
П3. Долгосрочные пассивы — это статьи баланса, относящиеся к 5 и 6 разделам, т.е. долгосрочные кредиты и заемные средства, а также доходы будущих периодов, фонды потребления, резервы предстоящих расходов и платежей.
П3 = стр. 590 + стр. 630 + стр. 640 + стр. 650 + + cтр. 660
П4. Постоянные пассивы или устойчивые — это статьи 4 раздела баланса «Капитал и резервы». Если у организации есть убытки, то они вычитаются.
П4 = стр. 490 {-стр.390}.
Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву.
Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:
А1 > П1; А2 > П2; А3 < П3; А4 < П4.
Если выполняются первые три неравенства данной системы, то это влечет выполнение и четвертого неравенства, поэтому важно сопоставить итоги первых трех групп по активу и пассиву. Выполнение четвертого неравенства свидетельствует о соблюдении одного из условий.
В случае, когда одно или несколько неравенств системы имеют противоположный знак от зафиксированного в оптимальном варианте, ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется их избытком по другой группе в стоимостной оценке, в реальной же ситуации менее ликвидные активы не могут заместить более ликвидные.
Относительные показатели ликвидности
Коэффициент абсолютной ликвидности: Ка.л. = А1/(П1 + П2) L2 > 0,2 0,7.
Показывает, какую часть краткосрочной задолженности организация может погасить в ближайшее время за счет денежных средств.
Коэффициент текущей ликвидности: Кт.л = (А1 + А2 + АЗ)/(П1 + П2).
Необходимое значение 1; оптимальное не менее 2,0.
Показывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные средства.
Доля оборотных средств в активах = (А1 + А2 + АЗ)/Валюта баланса.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами Ксос = (П4 — А4)/(А1 + А2 + АЗ).
Должен быть не менее 0,1.
Этот коэффициент характеризует наличие собственных оборотных средств у организации, необходимых для ее финансовой устойчивости.
Для комплексной оценки ликвидности баланса в целом следует использовать общий показатель ликвидности, вычисляемый по формуле:
Кл=(А1 + 0,5А2 + 0,3АЗ)/(П1 + 0,5П2 + 0,3П3).
С помощью данного показателя осуществляется оценка изменения финансовой ситуации в организации с точки зрения ликвидности. Данный показатель применяется также при выборе наиболее надежного партнера из множества потенциальных партнеров на основе отчетности.
• Оценка рентабельности предприятия
Показатели рентабельности являются наиболее обобщенной характеристикой эффективности хозяйственной деятельности. Общая рентабельность предприятия = валовая прибыль / средняя стоимость имущества*100
Чистая рентабельность предприятия = чистая прибыль предприятия / средняя стоимость имущества * 100. Характеризует экономическую рентабельность всего используемого капитала
Чистая рентабельность собственного капитала = чистая прибыль предприятия / средняя величина собственного капитала * 100. Показывает финансовую рентабельность собственного капитала
Общая рентабельность производственных фондов = валовая прибыль / средняя стоимость основных производственных и оборотных материальных активов * 100.
• Оценка эффективности управления
Чистая прибыль на 1 рубль оборота = чистая прибыль предприятия / продукция (оборот) * 100.
Прибыль от реализации продукции на 1 рубль реализации продукта (оборота) = прибыль от реализации продукции / продукция (оборот) * 100.
Общая прибыль на 1 рубль оборота = валовая прибыль / продукция (оборот) * 100.
• Оценка деловой активности
Общая фондоотдача = продукция / средняя стоимость имущества * 100.
Отдача основных производственных средств и нематериальных активов = продукция / средняя стоимость основных производственных средств и нематериальных активов.
Оборачиваемость всех оборотных активов = продукция (оборот) / средняя стоимость всех оборотных активов.
Оборачиваемость запасов = продукция / средняя стоимость запасов,
Оборачиваемость дебиторской задолженности = продукция / средняя величина дебиторской задолженности.
Оборот к собственному капиталу = продукция / средняя величина собственного капитала.
• Оценка рыночной устойчивости
Коэффициент автономии (Ка), равный доле источников средств в общем итоге баланса. Нормальное значение на уровне 0,5.
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств равен отношению величины обязательств предприятия к величине его собственных средств.
Кз/с = 1 / Ка - 1,
Коэффициент маневренности равен соотношению собственных оборотных средств предприятия к общей величине источников собственных средств.
Коэффициент имущества производственного назначения равен отношению суммы стоимостей основных средств, капитальных вложений, оборудования, производственных запасов и незавершенного производства к итогу баланса.
Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств равен отношению величины долгосрочных кредитов и заемных средств к сумме источников собственных средств предприятия и долгосрочных кредитов и займов.
Коэффициент краткосрочной задолженности выражает долю краткосрочных обязательств предприятия в общей сумме обязательств.
• анализ финансовых результатов деятельности предприятия (на основе формы 2)
По результатам работы необходимо сделать выводы по разделу.
4. Анализ рисков (классификацию рисков см. в Приложении 3 )
5. SWOT-анализ
SWOT-анализ используется, чтобы осуществлять стратегическое планирование развития способностей того или иного предприятия или его части. Алгоритм:
1. Выявить сильные и слабые стороны по сравнению с конкурентами
2. Выявить возможности и угрозы внешней среды
3. Связать сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами в виде таблицы
4. Сформулировать основные направления развития предприятия
6. Оформление, сдача и защита отчета по производственной практике. Итоговая конференция по практике.
По материалам практики делается заключение, содержащее выводы по каждому разделу практики. Готовится выступление студента (5-7 мин.) с презентацией по результатам прохождения учебной практики для итоговой конференции.
Раздел 4. ОФОРМЛЕНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ