Функции государства на рынке недвижимости.
На рынке недвижимости государство выполняет следующие функции:
-идеологической и законодательной инициативы (концепции развития отдельных видов рынка и программы их реализации);
-инвестора в приоритетные отрасли материального производства, жилищное строительство и социально-культурную сферу;
-профессионального участника при торговле жилищными сертификатами, государственными зданиями и сооружениями и другими объектами недвижимости;
-эмитента государственных и муниципальных ценных маг под залог недвижимого имущества;
-регулятора, устанавливающего правилаи нормы функционирования рынка недвижимости;
-верховного арбитра в спорах между участниками рынка недвижимости через систему судебных органов;
-контролера устойчивости и безопасности рынка (регистрация прав и сделок с недвижимостью).
Формы государственного регулирования рынка недвижимости. Прямое административное управление.
В организационном отношении государственное регулирование рынка недвижимости осуществляется в двух формах:
1. путем прямого вмешательства, т.е. административным способом;
2. косвенным воздействием или экономическими методами управления.
Прямое административное управление включает совокупность следующих приемов:
-создание нормативной базы — законов, постановлений, инструкций, правил, положений, регулирующих функционирование рынка недвижимости в центре и в регионах;
-отбор и удостоверение статуса профессиональных участников рынка недвижимости — лицензирование, регистрация, предоставление прав уполномоченных лиц органами исполнительной власти по совершению сделок с объектами государственной и муниципальной собственности;
-установление обязательных требований к содержанию и качеству различных видов деятельности на рынке недвижимости и к его участникам;
-контроль за соблюдением всеми участниками рынка установленных норм и правил;
-введение запретов и санкций за отступление от нормативных требований при совершении сделок с недвижимым имуществом;
-поддержание правопорядка на рынке;
-выкуп в государственную собственность любых объектов недвижимости для общественных нужд.
Административное управление не связано с созданием дополнительных материальных стимулов или штрафных санкций. Оно основывается на силе государственной власти и включает в себя меры запрета, принуждения или разрешения. Например, в России введены ограничения на ведение градостроительной деятельности в зонах охраны памятников истории и культуры, в санитарных, защитных, водоохранных зонах, на территориях залегания полезных ископаемых, в поселениях с особым регулированием (г. Москве, Санкт-Петербурге и др.).
В качестве характерных примеров организационно-правовых механизмов назовем следующие направления действий:
0разграничение государственной собственности между различными уровнями федеральных, субъектов Федерации и муниципальных собственников,
0разделение и условия взаимодействий государственных и негосударственных структур,
0регистрация недвижимости и сделок с нею,
0учет недвижимости (техническая инвентаризация, система кадастров и др.), статистическое и иное информационно-аналитическое обеспечение участников и профессионалов рынка,
0стандарты и программы профессионального образования и повышения квалификации (первое высшее образование и второй диплом, мастер бизнес -администрирования),
-стандарты профессиональной деятельности (стандарты измерения, расчетные методы, формы документов, стандарты этики),
-обязательное страхование профессиональной деятельности,
-контроль качества предоставляемых услуг и система санкций.