Базовая классификация подходов
Основные подходы и методы к оценке бизнеса. Область применения. Преимущества и недостатки.
Базовая классификация подходов
Какой-либо унифицированной формулы, с помощью которой можно было бы определить стоимость любой компании в любой конкретной ситуации, не существует. Это и понятно, поскольку ожидания владельцев относительно размера будущих выгод, риск, связанный с деятельностью компании, структура и состав ее активов уникальны для каждой из компаний. Поэтому для стоимостной оценки предприятий применяются различные концепции и разработанные на их основе подходы и методы.
Оценку бизнеса осуществляют с позиций трех подходов – "трех китов" оценки, в основу каждого из которых легла та или иная изложенная выше концепция:
• Затратного (Имущественного);
• Сравнительного (Рыночного);
• Доходного.
Каждый из подходов можно классифицировать по крайней мерс по трем позициям:
1) концептуальность – выразителем и носителем какой концепции является тот или иной подход;
2) точка зрения – выразителем чьей позиции (какого субъекта рынка) в формировании стоимости является тот или иной подход;
3) временной фактор – с информацией какого периода времени работает оценщик, применяя тот или иной подход.
Затратный подход, в оценке бизнеса имеющий еще и другое название – Имущественный, – является носителем концепции затрат, отражает точку зрения продавца, стремящегося возместить произведенные им затраты за период в прошлом по созданию данного объекта, отраженные в ретроспективной бухгалтерской отчетности. Именно по затратам формируется нижняя граница "цены продавца". Основывается на принципе замещения и принципах, связанных с эксплуатацией собственности.
Сравнительный (Рыночный) подход является носителем концепции рынка и основывается на рыночной группе принципов (в первую очередь – на принципе соотношения спроса и предложения, вклада и др.). Процесс формирования стоимости отражает точку зрения свободного конкурентного рынка[1]. Во временном плане работает с информацией, непосредственно приближенной к настоящему моменту, т.е. дате оценки, как со стороны прошлого (недавно проведенные сделки купли-продажи), так и со стороны будущего (листинги предложений но сделкам).
Доходный подход во главу угла ставит концепцию дохода как основной фактор, определяющий величину стоимости. Отражает точку зрения покупателя, основывается на принципе ожидания (доходности) и других принципах. Модели реализации методов Доходного подхода строятся для некоторого (прогнозного) периода в будущем, в расчет вводятся будущие прогнозные потоки доходов, суммарная текущая стоимость которых определяет верхнюю границу "цены покупателя".
Хочется остановиться также на традиционной оценке "преимуществ" и "недостатков" каждого из подходов, встречающейся практически в каждом издании по оценке. Основные соображения по этому поводу могут быть сведены в табл. 8.1. Кавычки выставлены авторами намеренно, хотя в оригиналах их обычно нет. Это связано с тем, что введение данных понятий не подкрепляется логикой. Действительно, может ли быть наличие корректировок – "недостатком" Сравнительного подхода, если это есть суть его модели? Является ли недостатком отсутствие четвертого угла у треугольника?! Является ли субъективизм (при определении ставки дисконта, износа или величины корректировки) недостатком подхода, если субъективизм лежит в основе проведения процесса оценки. Субъективизм связан с принятием оценщиком решений практически на каждом шаге процесса оценки. Нельзя говорить как о недостатке о том, чего не должно быть или не предусмотрено моделью[2] или алгоритмом. Это вопрос ограниченности модели[3]. Надо отдавать себе отчет в том, что́ такое постановка задачи, каковы условия применимости данной модели, метода или формулы. В обсуждаемом контексте не стоит даже говорить о сильных сторонах, о преимуществах по сравнению с чем-то. Законно говорить о специфике, относящейся к алгоритму реализации подхода и отраженной, в частности, во втором столбце табл. 8.1, и об условиях и сфере применимости подхода, в значительной степени отраженных в третьем столбце данной таблицы. Остальное – лишнее.
Таблица 8.1
Специфика подходов
Подход | Предоставляемые возможности ("преимущества") | Ограничения применимости ("недостатки") |
Затратный | 1. Дает возможность полной идентификации конкретных активов, находящихся в собственности компании. 2. Дает возможность выделения в алгоритме конкретных элементов износа и устареваний. 3. Учитывает текущую и долгосрочную задолженность. 4. Можно использовать для оценки новых объектов и объектов, не создающих потока доходов. 5. Позволяет рассчитать ликвидационную стоимость компании | 1. Значительно зависит от учетной политики компании и оценки основных средств. 2. Не отражает доходоприносящий потенциал компании. 3. Не способен полностью учесть все аспекты экономического устаревания |
Сравнительный | 1. Наиболее надежный индикатор рынка. 2. Отражает общий взгляд финансовых инвесторов на отрасль в кратко- и среднесрочной перспективе | 1. Требует наличия активного рынка для отбора необходимого числа сопоставимых сделок. 2. Имеет ограниченное применение в условиях низкой ликвидности в целом фондового рынка. 3. Возможны недостаток или отсутствие свободной информации по сделкам. 4. Данные быстро устаревают |
Доходный | 1. Отражает логику большинства принимаемых в бизнесе решений. 2. Учитывает доходоприносящий потенциал компании. 3. Учитывает временной фактор. 4. Учитывает риски, связанные как с отраслью, так и с самим предприятием. 5. Наилучший способ измерения совокупного износа и устареваний. 6. В силу своей специфики полностью учитывает экономическое устаревание | 1. Уровень умозрительности (анализа и абстракции) высокий |
В рамках рассмотренных подходов разработаны определенные группы оценочных методов, позволяющих учесть условия оценки, наличие необходимой информации, цели и функции оценки, а также отраслевые особенности оцениваемой компании и ее собственные характеристики. В связи с этим результат, полученный па основе одновременного применения всех трех подходов, т.е. оцененный по крайней мере тремя методами, каждый из которых представляет один из подходов, логично считать наиболее обоснованным и объективным.
· [1] Именно поэтому, в отличие от двух других подходов, Сравнительный подход не используется при оценке, привлекающей концепцию стоимостей в использовании, и применяется в основном для оценки рыночной стоимости собственности.
· [2] Чего, например, стоит такая характеристика: "Метод капитализации имеет и свои недостатки (?!): не учитывает стоимость материальных и нематериальных активов, а измеряет эффективность использования всех активов с точки зрения их способности производить доход".
· [3] Примером корректности языка в обсуждаемом контексте является следующая цитата из статьи Ю. В. Козыря: "Одним из ограничений метода дисконтирования денежных потоков является его неспособность адекватного рассмотрения активов, которые не генерируют постоянно денежные потоки и не ожидается их поступление в ближайшем будущем, но представляющие, тем не менее, ценность из-за их потенциала повышения стоимости бизнеса" (Козырь Ю. Применение теории опционов для оценки стоимости компании // Рынок ценных бумаг. 2000. № 12, 13). Речь идет об ограничении метода, т.е. об отсутствии некоторого условия из совокупности условий, определяющих сферу его применимости, что есть констатация особенности, а не выявление "недостатка".