Понятие и предмет коммерческого права. Соотношение коммерческого права с гражданским правом и предпринимательским правом

Оглавление

1. Понятие и предмет коммерческого права. Соотношение коммерческого права с гражданским правом и предпринимательским правом. 2

2. Понятие и виды торговли. 2

3. История коммерческого права зарубежных государств. Дуализм частного права. 2

4. История коммерческого права России. 3

5. Торговое законодательство России. 3

6. Классификация субъектов торговой деятельности. 4

7. Правовое положение индивидуального предпринимателя как субъекта торговой деятельности. 5

8. Порядок создания юридических лиц – субъектов торговой деятельности. 5

9. Реорганизация юридических лиц – субъектов торговой деятельности. 6

10. Ликвидация юридических лиц – субъектов торговой деятельности. 6

11. Правовое положение представителей как участников торговой деятельности. 7

12. Правовое положение посредников как участников торговой деятельности. 7

13. Общая характеристика правового положения торгово-промышленных палат. 8

14. Общая характеристика правового положения саморегулируемых организаций. 8

15. Понятие, признаки и критерии несостоятельности (банкротства). 9

16. Лица, участвующие в деле о банкротстве. Лица, участвующие по делу о банкротстве. 9

17. Собрание кредиторов, комитет кредиторов (понятие, компетенция, порядок формирования, порядок принятия решений). 10

18. Арбитражный управляющий (понятие, виды, предъявляемые требования, порядок утверждения). 13

19. Процедуры банкротства (понятие, общая характеристика, виды). 14

20. Общая характеристика реабилитационных процедур в деле о банкротстве. 14

21. Общая характеристика ликвидационных процедур в деле о банкротстве. 15

22. Товар как экономическая и юридическая категория (понятие, признаки, виды). 16

23. Товарораспорядительные документы (понятие, значение, виды). 16

24. Товарный знак (понятие, виды, порядок регистрации). 17

25. Коллективный товарный знак. Общеизвестный товарный знак. 18

26. Наименование места происхождения товара (понятие, значение, порядок регистрации). 18

27. Использование товарного знака и наименования места происхождения товара. 18

28. Ответственность за незаконное использование товарного знака и наименования места происхождения товара. 19

29. Фирменное наименование (понятие, виды, структура, использование). 20

30. Коммерческое обозначение (понятие, использование). 21

31. Торговый договор: понятие и специфические особенности. 21

32. Принцип свободы договора. 22

33. Общая характеристика договора поставки. 23

34. Общая характеристика договора поручения. 24

35. Общая характеристика договора комиссии. 24

36. Общая характеристика договора агентирования. 25

Понятие и предмет коммерческого права. Соотношение коммерческого права с гражданским правом и предпринимательским правом.

Коммерческое право – комплексная подотрасль гражданского права, представляющая собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих как частно-правовые, так и публично-правовые отношения, складывающиеся между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, либо с участием таких лиц, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Предметом регулирования коммерческого права как подотрасли гражданского права, являются:

– имущественные отношения;

– связанные с имущественными личные неимущественные отношения;

– отношения, складывающиеся по поводу неотчуждаемых прав и свобод человека.

Сравнивая коммерческое и предпринимательское право, нужно отметить, что они схожи по своему предмету. Тем не менее коммерческое право и предпринимательское право – разные отрасли права. Предпринимательское право регулирует отношения, складывающиеся в сфере предпринимательской деятельности, т. е. такой деятельности, которая направлена на получение прибыли. Торговая деятельность является частью предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской деятельности намного шире торговой деятельности. К предпринимательской деятельности относятся, кроме торговли, оборот ценных бумаг, банковская деятельность, организация юридических лиц и др. Так как понятие торговли более узкое, чем понятие предпринимательства, то коммерческое право имеет и более узкий предмет правового регулирования, чем предпринимательское право.

Как уже было сказано выше, коммерческое право является подотраслью гражданского права, так как регулирует сходные отношения – товарный оборот, являющийся составной частью имущественного оборота. Для коммерческого права, так же как и для гражданского права, характерно наличие диспозитивного метода правового регулирования.

Понятие и виды торговли.

Торговля представляет собой отрасль хозяйства и вид предпринимательской деятельности, направленный на удовлетворение покупательского спроса путем реализации товаров потребительского назначения и предоставления услуг общественного (массового) питания.

Торговля – деятельность по обороту купли и продажи товаров.

Традиционно классификация видов торговли выглядит следующим образом:

По месту проведения торговых операций:

1) внутренняя торговля (то есть торговля между местными или отечественными производителями и потребителями), 2) внешняя торговля (между производителями и потребителями, находящимися в разных странах).

Внешняя торговля подразделяется на: а) экспортную торговлю (между отечественным производителем и иностранным потребителем), б) импортную торговлю (между иностранным производителем и отечественным потребителем); кроме того, выделяют: в) транзитную торговлю (между иностранными потребителями и производителями при содействии отечественных посредников).

По степени приближения товара к потребителю:

Здесь выделяют: 1) оптовую торговлю (между торговцами) и 2) розничную торговлю.

По способу передвижения товаров:

1) сухопутную торговлю и 2) морскую торговлю.

Наши рекомендации