Вопрос 16. Налоговая система РФ. Налоговый механизм

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1990 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие. Этот закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей. Он определяет плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщиков осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом.
Можно выделить следующие черты налоговой системы России:
1. Правовые основы налоговой системы определены конституционными нормами и основанными на них иными нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном, региональном и местном уровнях.
2. Все налоги и сборы разделены по уровням государственной власти на федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
3. Налоговые системы всех уровней построены по единым принципам.
4. Единый механизм взимания налогов действует на всех уровнях.
5. Налоговые полномочия разделены по уровням власти.
6. Налоговые поступления в бюджеты разных уровней дифференцированы на закрепленные, т.е. налоги, законодательно закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами и регулирующие, т.е. федеральные и региональные налоги.

Состояние бюджета зависит, главным образом, от трех групп факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколько сильна налоговая служба страны.
Налоговый Кодекс РФ (НК РФ) – основной законодательный акт, регулирующий налоговые отношения. Часть первая налогового кодекса устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. НК РФ определяет общие принципы и понятия налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых органов, состав налоговых правонарушений, процедуры рассмотрения дел по ним и порядок взыскания сумм штрафов, пеней и недоимок.
Налоговая политика, наряду с кредитно-денежной и бюджетной, является одним из ключевых звеньев экономической политики государства.
Налоговая политика представляет собой процесс воздействия на решения экономических субъектов посредством манипулирования элементами налогового механизма.
К основным элементам налогового механизма относят структуру налоговой системы, межбюджетные налоговые отношения, объекты налогообложения, ставки налогов и налоговые льготы.

Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Государство придает налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его, воздействуя на экономические процессы. Конечная цель налогового механизма - обеспечить выполнение принятых в законе налогового регламента и запланированных объемов налоговых поступлений в казну государства.
Налоговый механизм - это конкретное воплощение, форма действующей организации налоговых отношений, основанная на общих принципах построения налоговой системы. При этом форма налоговых отношений должна возможно точнее отражать экономическую сущность налогов.
Основные направления: совершенствование системы администрирования налогов в России и, в частности, подходов проведения налоговых проверок, обеспечение информационного взаимодействия между налоговыми, таможенными, правоохранительными и другими органами; совершенствование системы регистрации юридических лиц; снижение налоговой нагрузки на экономику.
Налоговую политику предлагается развивать в направлении контроля за трансфертным ценообразованием, налогообложения дивидендов и освобождения от такого налогообложения дивидендов, получаемых при стратегическом участии российской организации в российских или иностранных юридических лицах.

Наши рекомендации