Органы отраслевого управления финансами

К органам общего управления финансами относятся органы государственной власти. Они состоят из выс­ших органов государственной власти (Национальное собрание Республики Беларусь, Президент страны и его администра­ция) и местных органов государственной власти (Советы де­путатов).

Высшие органы государственной власти в области управле­ния финансами наделены следующими функциями:

1) определение финансовой политики;

2) разработка, рассмотрение и утверждение основополага­ющих форм финансовых отношений в виде законов, декретов;

3)осуществление общегосударственного контроля за соблю­дением финансового законодательства и т.п.

Местные органы государственной власти в области управ­ления финансами наделены функциями в пределах своей ком­петенции, они разрабатывают, рассматривают и утверждают формы финансовых отношений, имеющих только региональное значение. Причем формы финансовых отноше­ний не могут вступать в противоречие с общегосударственным финансовым законодательством.

К государственным органам оперативного управ­ления финансами относятся:

- Совет (Кабинет) Министров страны и местные государст­венные исполнительные органы;

- Министерство финансов и его региональные органы;

- Министерство по налогам и сборам и его региональные ор­ганы;

- Национальный банк республики и его региональные под­разделения;

- Комитет государственного контроля, его местные органы и др.

Эти органы выполняют следующие функции управления финансами:

1) проведение в жизнь финансовой политики органов власти;

2) разработка и издание после утверждения форм финансовых отношений инструкций по их применению;

3) изучение эффективности функционирующих форм фи­нансовых отношений и внесение предложений органам власти по их совершенствованию.

К органам отраслевого управления финанса­ми относятся: финансовые управления министерств и ведомств; финансовые управления (отделы) предприятий, орга­низаций, учреждений.

Указанные органы выполняют следующие функции управ­ления финансами:

1) практически применяют формы финансо­вых отношений;

2) проверяют путем внутриведомственного и внутрихозяйственного контроля соблюдение установленных форм финансовых отношений и вносят предложения по их со­вершенствованию;

3) разрабатывают, утверждают, изучают и со­вершенствуют формы финансовых отношений, предназначен­ных для осуществления внутрихозяйственного расчета.

Для успешного выполнения функций по управлению фи­нансами важнейшее значение имеет применение автоматизи­рованной системы управления финансами (АСУФ). Она явля­ется частью действующей системы управления финансами, не­отъемлемым элементом структуры финансовых органов и дру­гих структур управления финансами.

Под АСУФ понимается совокупность административных, экономических, математических, технических методов управ­ления, позволяющих быстро, качественно и эффективно соби­рать информацию, анализировать ее и на основе этого создавать базу для научного совершенствования форм финансовых отно­шений и методов их осуществления.

В результате создания и внедрения этой системы повышается эффективность управления финансами, поскольку сокращается трудоемкость сбора, обработки и анализа информации, появляется возможность производить на базе ЭВМ многовариантные расчеты финансовых последствий при применении той или иной формы финансовых отношений.

5) Финансовый механизм государства: понятие и основные элементы

Важнейшей частью финансовой политики государства является финансовый механизм.

Финансовый механизм — система форм финансовых отноше­ний, выработанных на основе финансовой политики государства и предназначенных для решения намеченных социально-эконо­мических задач в обществе на данном этапе его развития.

Наши рекомендации