Органы отраслевого управления финансами
К органам общего управления финансами относятся органы государственной власти. Они состоят из высших органов государственной власти (Национальное собрание Республики Беларусь, Президент страны и его администрация) и местных органов государственной власти (Советы депутатов).
Высшие органы государственной власти в области управления финансами наделены следующими функциями:
1) определение финансовой политики;
2) разработка, рассмотрение и утверждение основополагающих форм финансовых отношений в виде законов, декретов;
3)осуществление общегосударственного контроля за соблюдением финансового законодательства и т.п.
Местные органы государственной власти в области управления финансами наделены функциями в пределах своей компетенции, они разрабатывают, рассматривают и утверждают формы финансовых отношений, имеющих только региональное значение. Причем формы финансовых отношений не могут вступать в противоречие с общегосударственным финансовым законодательством.
К государственным органам оперативного управления финансами относятся:
- Совет (Кабинет) Министров страны и местные государственные исполнительные органы;
- Министерство финансов и его региональные органы;
- Министерство по налогам и сборам и его региональные органы;
- Национальный банк республики и его региональные подразделения;
- Комитет государственного контроля, его местные органы и др.
Эти органы выполняют следующие функции управления финансами:
1) проведение в жизнь финансовой политики органов власти;
2) разработка и издание после утверждения форм финансовых отношений инструкций по их применению;
3) изучение эффективности функционирующих форм финансовых отношений и внесение предложений органам власти по их совершенствованию.
К органам отраслевого управления финансами относятся: финансовые управления министерств и ведомств; финансовые управления (отделы) предприятий, организаций, учреждений.
Указанные органы выполняют следующие функции управления финансами:
1) практически применяют формы финансовых отношений;
2) проверяют путем внутриведомственного и внутрихозяйственного контроля соблюдение установленных форм финансовых отношений и вносят предложения по их совершенствованию;
3) разрабатывают, утверждают, изучают и совершенствуют формы финансовых отношений, предназначенных для осуществления внутрихозяйственного расчета.
Для успешного выполнения функций по управлению финансами важнейшее значение имеет применение автоматизированной системы управления финансами (АСУФ). Она является частью действующей системы управления финансами, неотъемлемым элементом структуры финансовых органов и других структур управления финансами.
Под АСУФ понимается совокупность административных, экономических, математических, технических методов управления, позволяющих быстро, качественно и эффективно собирать информацию, анализировать ее и на основе этого создавать базу для научного совершенствования форм финансовых отношений и методов их осуществления.
В результате создания и внедрения этой системы повышается эффективность управления финансами, поскольку сокращается трудоемкость сбора, обработки и анализа информации, появляется возможность производить на базе ЭВМ многовариантные расчеты финансовых последствий при применении той или иной формы финансовых отношений.
5) Финансовый механизм государства: понятие и основные элементы
Важнейшей частью финансовой политики государства является финансовый механизм.
Финансовый механизм — система форм финансовых отношений, выработанных на основе финансовой политики государства и предназначенных для решения намеченных социально-экономических задач в обществе на данном этапе его развития.