Понятие и значение финансового контроля
Фин.контроль-регламентированная нормами права деят-ть гос.,муниципальных, общественных органов и организаций,иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности фин.планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соотв.фондыденеж.средств, правильности и эффективности их использования. Цель – укрепление фин.дисциплины. ФК подлежат все предприятия, учреждения, организации любой формы собственности. Значение: благодаря ФК обнаруживаются недостатки не только в конкр.организации, они яв.свидетельством несовершенства действующего законод-ва или правоприменит.практики. Поэтому ФК помогает ликвидировать недостатки и способствует принятию более совершенных управленческих решений. ФК-это функция гос-ва,кот.проводится в конкр.направлениях его деят-ти: бюджетной, налоговой, банковской,гос.кредите, страховании и др. Сущность ФК в том, что субъект управления финансами осущ.проверку того, как объект, кот.находится под регулированием придерживается законод-ва.
Особенности ФК:1.Это–спец.гос.контроль, кот.допускает 2 аспекта:-осущ. Спец.субъектами, наделенными гос-вом особенной компетенцией именно в отрасли ФК;-осуществляется относительно спец.объекта – централиз.и децентрализ.денеж.фондов. 2. Он вкл.контроль за фин.дисциплиной. Она означает четкую сдержку установленных предписаний, порядка формирования, распределения и использования централиз. и децентрализ.денеж.фондов.3. Целенаправленность в условиях публичной регуляции, когда денеж.ресурсы выделяются на опр.цели и нецелевое их расходования ограничено императивными запретами.
19.Виды финансового контроля.
В зависимости от взаимосвязанности объекта и субъекта
1. Внутренний - самоконтроль, который осуществляют организации, предприятия и учреждения, как по собственной финансовой деятельностью, так и за деятельность подразделений. Осуществляется за счет собственных средств. Субъект и объект принадлежат к одной системе.
2. Внешний - осуществляется сторонними органами, уполномоченными на проведение компетентных действий в сфере проверки соблюдения финансовой дисциплины отдельными участниками правоотношений. Субъектом контроля является орган, который не принадлежит к той же системы, что и объект
За время проведения:
1. Предварительный - предшествует осуществлению финансово-хозяйственных операций. Осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов.
Цель: предотвращать нарушения финансового законодательства.
2. Текущий - проводят в течение короткого времени в процессе осуществления хозяйственных операций. Позволяет выявить ошибки и злоупотребления допущены как на стадии предварительного контроля так и на стадии осуществления финансовых операций
3. Следующий - проводится после завершения конкретной финансовой хозяйственной операции или по истечении определенного отчетного периода. Проводится с целью выявления финансовых правонарушений.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль:
1. Государственный финансовый контроль проводят государственные органы власти и управления. Весь государственный контроль делится на общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный контроль имеет чрезвычайно большое значение, от его организации и действенности во многом зависят пути экономического развития общественного производства, уровень благосостояния населения, масштабы теневой экономики и экономических преступлений. Проводят общегосударственный контроль Кабинет Министров, Министерство финансов, Государственная налоговая служба, Государственная контрольно-ревизионная служба, местные государственные администрации, Государственный таможенный комитет и др..
2.Муниципальний финансовый контроль осуществляется органами местного самоуправления
3.Громадський финансовый контроль - осуществляют общественные организации (партии, движения, профсоюзные организации). Добровольно и бесплатно
4.Аудит - новый вид финансового контроля. Это независимый внешний финансовый контроль, основанный на коммерческих началах. Есть независимым, профессиональным, осуществляется аудиторскими фирмами, аудиторами.
По сфере деятельности:
1. Бюджетный.
2. Налоговый.
3. Валютный (банковский).
По источникам информации:
1. Фактический - изучение реального состояния проверяемого объекта
2. Документные - проверка и анализ первичных документов, содержащих сведения о движении средств
По форме проведения:
1. Инициативный - на основании решений субъектов хозяйственной деятельности как собственниками предприятия так и с участием сторонних органов - аудиторскими организациями
2. Обязательный - проводится с участием государственной или местной власти