Управление прибылью предприятия.
Управление процессом формирования прибыли всегда начинается с планирования финансовых поступлений в расчетном периоде. Оно осуществляется финансовыми службами предприятия на основе анализа следующей информации:
· расчетных потребностей предприятия в финансовых ресурсах для обеспечения процесса расширенного воспроизводства как суммы затрат по всем направлениям деятельности;
· фактически имеющейся загрузки производственных мощностей как суммы выручки по уже сформированному портфелю заказов;
· результатов маркетинговых исследований, позволяющих прогнозировать поступление новых заказов в течение планового периода.
При планировании процесса формирования прибыли предприятия необходимо особое внимание уделить следующим моментам:
а) в современных условиях хозяйственной деятельности исключительно высока вероятность уменьшения фактической выручки от реализации вследствие сокращения производственной нагрузки в сравнении с плановой величиной. Это определяет актуальность планирования дополнительных (резервных) источников финансовых ресурсов, прежде всего, внереализационных поступлений;
б) для существенного расширения финансовых возможностей предприятия необходима корректная (т.е. не противоречащая действующему фискальному законодательству) минимизация планируемых платежей по налогу на прибыль и другим налогам.
Планирование прибыли - составная часть финансового планирования. Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли, в первую очередь, прибыль от реализации продукции. Основой расчетов прибыли является планируемый объем продаж (планируемая выручка), в соответствии с которым определяется производственная программа и полная себестоимость реализуемой продукции. Объем выручки и полная себестоимость реализуемой продукции рассчитываются с учетом переходящих остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода по формуле:
Рпр. = Он + Тпр. – Ок ,
где Рпр. – обьем реализованной продукции, исчисленный в двух оценках: по ценам продаж и по полной себестоимости:
Он и Ок – соответственно остатки готовой продукции на складе на начало и конец планируемого периода, также исчисленные в двух оценках;
Тпр. – объем товарной продукции, исчисленный по ценам продаж и полной себестоимости.
После того, как объем реализованной продукции будет рассчитан в двух оценках - по ценам продаж и полной себестоимости, определяется прибыль (убыток) как разница объемов реализации в двух оценках.
К существенным недостаткам данного метода планирования прибыли следует отнести:
1. Не учитывается уменьшение полной себестоимости продукции за счет экономии удельных постоянных расходов при увеличении объемов производства.
2. Не учитывается в расчете прибыли действие фактора отнесения затрат на производство к фактическому периоду их осуществления.
К методам планирования прибыли, позволяющим устранить указанные недостатки, относится метод воздействия операционного рычага и метод определения запаса финансовой прочности.
Как уже отмечалось , эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага.
Планирование прибыли с использованием эффекта операционного рычага рассмотрим на примере.
Пример. Выручка от реализации продукции составила на предприятии 500 тысяч рублей; при этом постоянные затраты равны 100 тысяч рублей и переменные - 250 тысяч рублей. Определить эффект операционного рычага и процент роста прибыли при увеличении реализации на 10 %.
Выручка от Переменные
Сила воздействия реализации – затраты
операционного = =
рычага Прибыль от реализации
Маржинальная прибыль (доход)
Прибыль от реализации
В нашем примере сила воздействия операционного рычага равна: (500-250) / (500-250-100) = 1,67
Другими словами, любое изменение выручки влечет за собой изменение прибыли в пропорции 1 : 1,67. Допустим, у предприятия появилась возможность увеличить выручку от реализации на 10 %, в этом случае прибыль возрастет на 16,7 %.
Выручка от реализации: 500 × 1,1 = 550 тыс. руб.
Переменные затраты: 250 × 1,1 = 275 тыс. руб.
Маржинальная прибыль (доход): 550 - 275 = 275 тыс. руб.
Прибыль от реализации: 275 -100 = 175 тыс. руб.
Прибыль увеличилась на 25 тыс. руб. или на 16,7 %.
При снижении выручки от реализации сила операционного рычага возрастает, что влечет за собой еще большее снижение выручки. Например, при снижении выручки на 7 %, прибыль уменьшится на 11,7 %.
Метод определения запаса финансовой прочности основан на расчете точки безубыточности производства и запаса финансовой прочности.
Точка безубыточности производства или «мертвая точка» показывает физический объем производства, при котором величина выручки от реализации равна затратам на производство.
Рассчитывается по формуле (см. разд. 1.З.):
Qпр.пост = Sпост
Цп – Sудел.пост
Объем реализации, соответствующий точке безубыточности, называется порогом рентабельности (Вп.р.), рассчитывается по формуле:
S пост.
В п.р. = 1 – К ,
где К – доля переменных затрат в цене товара
Для нашего примера К = 0,5 (500/250) и порог рентабельности соответствует объему реализации 200 тыс. рублей (100/0,5).
Запас финансовой прочности (Зпр.) - это отношение превышения планируемой выручки от реализации (В ïë.) порога рентабельности предприятия (В п.ð.) к планируемой выручке, выраженное в процентах, т.е.
Çпр. = В пл. – Вп.р. × 100% = 500т.р. – 200т.р. × 100% = 60%
В пл. 500 т.р.
Запас финансовой прочности предприятия показывает, на сколько процентов предприятие может снизить объем реализации, не приходя к убыточности (на 60 % для рассматриваемого примера).
Факторы роста прибыли. В процессе планирования прибыли важно определить, за счет каких факторов она растет или снижается. Поскольку прибыль исчисляется как разность между ценой и себестоимостью продукции, то очевидно, что на размер прибыли оказывают влияние изменение цен, себестоимости и обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции.
Влияние цен и ценовой политики на объемы реализации продукции, определение оптимальной выручки и оптимальных цен было изложено ранее.
Подчеркивая возможность использования фактора ценообразования на рост прибыли в современных условиях, следует отметить, что замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции значительно ограничивают возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора.
В результате актуальным становится фактор снижения затрат.
В практике предпринимательской деятельности применяются различные способы снижения себестоимости. Конечно, используются такие традиционные приемы, как экономия топливно-сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, сокращение административных, коммерческих расходов и т.п. Однако снижение себестоимости имеет свой предел, после которого оно невозможно без снижения качества продукции.
В современном рыночном хозяйстве большое внимание уделяется новым методам управления затратами, таким как управленческий учет. С его помощью осуществляется контроль за издержками предприятия. Особенно эффективен учет по центрам ответственности. Эта форма управления затратами позволяет рационализировать структуру расходов, оперативно реагировать на отклонения от запланированной величины издержек и передать часть функций по принятию решений на уровень линейных управляющих.
Они несут ответственность за фактическую величину расходов и выполнение запланированных показателей.
К числу факторов роста прибыли следует отнести также обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции. Любая продукция проходит определенные стадии жизненного цикла: стадию разработки, производства, пробных продаж, серийного выпуска, результатом которого является насыщение рынка, стадию спада продаж. Даже если в настоящее время продукция предприятия пользуется достаточным спросом, по истечении времени она морально устареет и будет вытеснена более совершенной.
Для сохранения уровня прибыли на предприятии важно определить момент начала проектирования и запуска в производство новой продукции.
Повышение качества продукции, дизайна, технические усовершенствования и другие приемы поддержания спроса также требуют времени и дополнительных затрат, поэтому должны планироваться задолго до стадии спада продаж.
Распределение и использование прибыли на предприятии. Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и негативно.
Взаимоотношения предприятий и государства по поводу прибыли строятся на основе налогообложения прибыли.
Распределение прибыли между собственниками предприятия и самим предприятием зависит от многих факторов. В период технического перевооружения и модернизации производства, освоения новых видов продукции предприятие крайне нуждается в финансовых ресурсах, предоставить которые в первую очередь должны собственники. Это не означает, что они не должны получать доход на вложенный капитал. Просто это должны быть отложенные ожидания, т.е. собственники смогут получить свои дивиденды после выхода производства на проектную мощность.
На предприятии распределению подлежит прибыль после уплаты налогов и выплаты дивидендов. Распределение этой части прибыли отражает процесс формирования целевых финансовых фондов и резервов предприятия.
Целевые фонды, формируемые из чистой прибыли, являются важным компонентом его финансовой системы. Они предназначаются для финансирования производственно-технического, социального, научного и иного развития, а также решения других задач текущего или перспективного характера. Предприятие вправе (непосредственно или по решению собственника) самостоятельно определять состав, размеры, порядок формирования и расходования средств этих фондов.
Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, регламентируется внутренними документами предприятия, как правило, учетной политикой. Некоторые аспекты распределительного процесса фиксируются в уставе предприятия. В соответствии с уставом на предприятии создаются фонды накопления, потребления, социальной сферы. Если фонды не создаются, то составляются сметы расходов на развитие производства, социальные нужды и материальное поощрение работников.
За счет средств фонда накопления финансируются научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, освоение новой продукции, модернизация, техническое перевооружение и реконструкция действующего производства. Накопленная прибыль может быть направлена предприятием в уставные капиталы других предприятий, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения.
Прибыль, участвующая в процессе накопления, относится к прибыли, увеличивающей стоимость имущества предприятия.
Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий и т.п.
Средства фонда потребления используются для целей материальной мотивации работников предприятия (выплату премий, оказание материальной помощи, единовременные пособия и др.).
Прибыль, используемая на потребление, не увеличивает стоимость имущества предприятия.
Если прибыль не расходуется, то она остается на предприятии как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала предприятия. Наличие нераспределенной прибыли увеличивает финансовую устойчивость предприятия, свидетельствует о наличии источника для последующего развития.
Образование и прирост резервного фонда, отчисления в который носит первоочередной характер, снижают финансовые риски предприятия, так как создаются покрытия непредвиденных расходов и убытков.