Вопрос 4. Формы коммерческих расчетов
Под формой расчетов понимается урегулированный законодательством способ исполнения через банк денежных обязательств участников рынка и представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к которым относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот.
Основными формами коммерческих расчетов являются безналичная и наличная, другими словами, речь идет о безналичном и наличном денежном обороте.
Безналичный денежный оборот представляет собой совокупность платежей, осуществляемых без использования наличных денег. Наличный денежный оборот представляет собой совокупность платежей с использованием наличных денег.
Государство постоянно расширяет сферу применения безналичных расчетов, на их долю приходится большая часть всего денежного оборота. Постепенно происходит снижение сферы применения наличных денег для расчетов с населением: наиболее распространенными формами приобщения населения к безналичным расчетам является внедрение платежей за разного рода услуги путем перечислений с вкладов в коммерческих банках на счета организаций.
Общие подходы к организации безналичных расчетов регламентируются следующими законодательно-нормативными документами: Гражданским кодексом РФ, (ч. II, гл. 45 «Банковский счет», гл. 46 «Расчеты»); Федеральным законом РФ № 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Указанием Центробанка РФ № 2-П от 3 октября 2002 г. «О безналичных расчетах в РФ».
Документооборот в системе коммерческих расчетов – это система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств. В состав документооборота при организации коммерческих расчетов входят следующие элементы: содержание платежного документа; выписка грузоотправителем счета-фактуры и передача ее другим участникам расчетов; сроки составления платежного документа и порядок его предоставления в банк и другим участникам расчетов; движение платежного документа между банками; порядок и сроки оплаты платежного документа, порядок получения денежных средств; порядок использования платежного документа для расчетного контроля участников расчетных операций.
Все виды платежных документов должны соответствовать требованиям установленных стандартов и содержать следующие реквизиты: наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93; номер расчетного документа, дату его выписки; вид платежа; наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); наименование и местонахождение банка плательщика; его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета; наименование получателя средств, номер его счета в банке, ИНН; наименование и местонахождение банка получателя, его БИК, номер корреспондентского счета или субсчета; назначение платежа (налог, подлежащий уплате, выделяется отдельной строкой); сумма платежа, обозначенную цифрами и прописью; очередность платежа; вид операции; подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и печати (в установленных случаях).
Платежные документы (кроме чека) выписываются в нескольких экземплярах, как правило, в четырех, для всех участников расчетов. Первый экземпляр используется в банке плательщика для списания средств со счета плательщика и остается в документах банка. Второй и третий экземпляры отсылаются в банк получателя платежа, где второй экземпляр служит основанием для зачисления средств на счет получателя и остается в документах банка, а третий – прилагается к выписке со счета получателя платежа как основание для подтверждения банковской проводки. Четвертый экземпляр возвращают плательщику со штампом банка в качестве расписки о приеме расчетного документа к исполнению.