Перечень рекомендуемой литературы
Для студентов заочной формы обучения
по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»
Иваново 2016
Контрольная работа
для студентов заочной формы обучения
Контрольная работа выполняется только студентами заочной формы обучения.
Контрольная работа включает один вопрос теоретического курса, на которые необходимо дать четкие и обоснованные ответы, и задачу. В конце контрольной работы необходимо указать список используемых источников, которые были использованы при выполнении работы.
Контрольная работа включает в себя выполнение следующих двух заданий:
1. Изложение одного теоретического вопроса.
2. Решение одной задачи.
Для определения номера вопроса следует использовать буквенное обозначение, приведённое в перечне теоретических вопросов, которые соответствуют заглавной букве фамилии студента. Ответ на вопрос должен быть полным и в соответственном изложении.
Задачу следует определять по поледней цифре зачётной книжки от 1 до 0.
Работа выполняется на листах белой бумаги формата А4 (210 мм × 297 мм). На листах оставляются поля по всем четырем сторонам, но внутренняя рамка не вычерчивается. Размер левого поля 30 мм, правого – 10 мм, верхнего – 15 мм, нижнего – 20 мм. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу арабскими цифрами без точки. Нумерация листов в тексте работы сквозная от титульного до последней страницы. На титульном листе номер страницы не ставится, но он входит в общее количество. Первой пронумерованной страницей будет страница, на которой размещается содержание работы.
Работа выполняется на одной стороне листа с использованием шрифта размера 14 с межстрочным интервалом 1,5. Работа должна быть сброшюрована в обложку.
При оформлении работы соблюдаются следующие основные требования:
- в тексте работы выделяют вопросы предложенных вариантов;
- каждый вопрос начинается с нового листа и нумеруется арабскими цифрами;
- наименование вопросов записывается в виде заголовков прописными буквами.
Переносы слов в заголовках не допускаются. Точка в конце заголовков вопросов не ставится.
Порядок оформления источников литературы соответствует их библиографическому оформлению в любой книге. Например:
- Бойко Е.А. Бухгалтерский управленческий учет / Е.А. Бойко и др. Под ред. проф. д.э.н. А.Н. Кизилова, проф. д. э. н. И.Н. Богатая. – Ростов – н/Д «Феникс», 2013. – 380с.
- Константинов В.А. Теоретические и практические аспекты ценообразования на предприятиях АПК с позиции управленческого учета / В.А. Константинов, Е.Л. Малкина // Управленческий учет. - 2013. - № 5 – С. 42-52.
Варианты контрольных заданий
Изложить суть одного из приведённых ниже теоретических вопросов
№ вопроса | Заглавная буква фамилии | Наименование вопроса |
А, Н | Роль и место управленческого учета в системе управления организацией. | |
Б, О | Классификация расходов и затрат в системе управленческого учета. | |
В, П | Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). | |
Г, Р | Метод «директ - костинг» в системе управленческого учета. | |
Д, Щ | Нормативный метод учета и калькулирования продукции. | |
Ж, Э | Бюджетирование, его роль в управленческом учете. | |
И, М | Управленческий учет и контроль в системе управления предприятием. | |
К, З, | Сегментарная отчетность организации в системе управленческого учета. | |
Л, Я | Опыт организации управленческого учета в странах с развитой рыночной экономикой и его использование в отечественной практике | |
С, Ч | Внутренняя управленческая отчетность в системе управленческого учета. | |
У, Ф | Управленческий анализ как элемент бухгалтерского управленческого учета, его роль в информационном обеспечении менеджмента организации. | |
Х, Т | Калькулирование себестоимости как элемент управленческого учета. | |
Ш, Е | Планирование прибыли, учет доходов, расходов и денежных потоков по центрам ответственности. | |
Ц, Ю | Основные принципы организации учета затрат на производство. |
Задачи для выполнения
Вариант 1
Организация производит керамическую посуду. Производственный процесс состоит из двух переделов, при этом все исходное сырье для производства отпускается в первом переделе, а добавленные издержки распределяются равномерно. Исходные данные представлены в таблице.
Показатель | Единица измерения | |
руб. | шт. | |
Остаток незавершенного производства на 01.03.09. | - | 5 000 |
Стоимость сырья в незавершенном производстве | 10 000 | - |
Добавленные издержки в незавершенном производстве – 30% готовности | 8 000 | - |
Отпущено сырья на первый передел в январе | 12 000 | 6 000 |
Добавленные издержки первого передела | 10 000 | - |
Выпущено из первого передела | - | 10 000 |
Остаток незавершенного производства на 01.04.2009 – 50% готовности | - | 1 000 |
Определить себестоимость полуфабриката керамической посуды, изготовленного в первом переделе и переданного во второй передел в марте 20__ г., и остаток незавершенного производства первого передела по состоянию на 1 апреля 20__ г.
Вариант 2
Предприятие имеет 3 производственных передела и 2 обслуживающих подразделения. Сумма накладных расходов: 1 передела – 50 000 руб., 2 передела – 40 000 руб., 3 передела – 30 000 руб., 1 обслуживающего подразделения – 12 020 руб., 2 обслуживающего подразделения – 19 000 руб. Расходы обслуживающих подразделений распределяются (%):
Расходы | 1 передел | 2 передел | 3 передел | 1 обслуживающее подразделение | 2 обслуживающее подразделение |
1. | 25 | 30 | 35 | 10 | - |
2. | 30 | 20 | 20 | - | 30 |
Распределите затраты.
Вариант 3
ООО «Марс» занимается массовым производством игрушек и имеет два цеха. В цехе А производится формовка, во втором цехе Б - обработка. Основные материалы отпускаются в производство в первом цехе. В процессе производства к затратам на материалы добавляются трудовые и накладные расходы в обоих цехах. Готовые полуфабрикаты из цеха А передаются в цех Б. После обработки в цехе Б готовая продукция передается на склад предприятия.
Данные по цеху А, полученные за месяц:
Показатели | Коли-чество (шт.) | Степень завершен-ности (%) | Затраты (руб.) | |||
Материальные | Трудовые | Накладные | Всего | |||
на начало периода НП | 1000 | 40 | 10 000 | 21 000 | 19 000 | 50 000 |
за отчетный период начата обработка | 12 000 | 80 000 | 210 000 | 200 000 | 490 000 | |
Выпущено | 11 000 | |||||
на конец периода НП | 2000 | 60 |
Определить себестоимость полуфабрикатов, которые будут переданы из цеха А в цех Б и стоимость незавершенного производства в цехе А на конец отчетного периода.
Вариант 4
Рассчитайте себестоимость внутрипроизводственных услуг. За отчетный период 3 производственных участка пользовались услугами ремонтной мастерской. Издержки ремонтной мастерской — 16000 руб. складываются из:
- заработной платы за ремонтные работы —4000 руб.;
- затрат на материалы —2000 руб.;
- накладных расходов — 10000 руб.
Одноэлементные затраты распределяются по производственным Участкам в следующих соотношениях.
Вид затрат | 1 участок | 2 участок | 3 участок |
З/пл за ремонтные работы Затраты на материалы | 25% 25% | 55% 65% | 20% 10% |
Известно, что 40 % накладных расходов ремонтной мастерской относятся на производственные участки аналогично затратам на материалы, а 60% — пропорционально заработной плате. Определите затраты.
Вариант 5
Организация «Омега» получила заказы на изготовление изделия А и изделия Б. Количество изделия А составляет 5 шт., изделия Б - 4 шт. Производство обоих заказов занимает три месяца. На предприятии был составлен производственный план и открыты карточки заказов на оба изделия.
В процессе выполнения заказов были произведены прямые затраты:
Таблица – Затраты на выполнение заказов (руб.)
Наименование изделия | 1 месяц | 2 месяц | 3 месяц | |||
Материальные затраты | Трудовые затраты | Материальные затраты | Трудовые затраты | Материальные затраты | Трудовыезатраты | |
изделие А | 30 000 | 50 000 | 25 000 | 40 000 | 20 000 | 45 000 |
изделие Б | 25 000 | 45 000 | 20 000 | 40 000 | 15 000 | 35 000 |
Итого | 55 000 | 95 000 | 45 000 | 80 000 | 35 000 | 80 000 |
Общепроизводственные расходы составили: 1 месяц – 30 000 рублей; 2 месяц – 25 000 рублей; 3 месяц – 20 000 рублей. Базой распределения накладных расходов на предприятии приняты трудовые расходы.
Требуется открыть карточку заказов по изделиям А и Б, а затем определить себестоимость единицы этих изделий.
Таблица – Карточка заказа по изделию *** (руб)
Наименование изделия> | Изделие ***** | Количество (шт.) | *** | |
Период | Материальные затраты | Трудовые затраты | Общепроизводственные расходы | Итого |
1 месяц | ||||
2 месяц | ||||
3 месяц | ||||
Итого |
Вариант 6
ООО «Омега» производит канцтовары. Для производства ручек были разработаны следующие нормы:
- нормативные затраты пластмассы – 2 гр. на 1 ручку;
- нормативная цена за пластмассу – 3 рубля за 1 грамм;
- нормативная цена на подвижной механизм – 2 рубля за 1 шт.;
- нормативные трудозатраты – 0,02 часа в штамповочном цехе и 0,07 часа в сборочном цехе;
- норматив оплаты труда – 50 рублей за час в штамповочном цехе и 70 рублей в сборочном цехе;
- нормативный коэффициент накладных расходов 60 рублей на 1 час трудозатрат.
Рассчитать нормативную себестоимость одной ручки.
Вариант 7
Предприятие «Орион» производит изделие А. За отчетный месяц были произведены следующие расходы:
- прямые материальные затраты -100 000 руб.;
- прямые трудовые затраты - 80 000 руб.;
- общепроизводственные расходы - 30 000 руб.;
- управленческие расходы - 70 000 руб.;
- всего за месяц выпущено 100 шт. Из них реализовано 80 шт. по цене 3000 руб. Рассчитать себестоимость изделия А двумя методами.
Таблица – Расчет себестоимости изделия А двумя методами (руб.)
Себестоимость готовой продукции | Метод полных затрат | Метод директ-костинг |
Прямые затраты труда | ||
Прямые материальные затраты | ||
Общепроизводственные расходы | ||
Управленческие расходы | ||
Итого | ||
Себестоимость остатков готовой продукции на конец месяца | ||
Себестоимость проданной продукции |
Затем определить финансовый результат:
Таблица – Определение финансового результата
Показатели, руб. | Метод полных затрат | Метод директ-костинг |
Выручка от продаж | ||
Себестоимость проданной продукции | ||
Маржинальная прибыль | ||
Управленческие расходы | ||
Операционная прибыль |
Вариант 8
Фирма продает один вид продукции по цене за единицу 750 руб. и производственными затратами 500 руб. В отчетном периоде каждому из трех основных покупателей продано по 10 000 единиц.
Общая сумма накладных расходов по сбыту составила 4 562 100 руб., в том числе на транспортировку продукции 2 562 100 руб., ее погрузку и выгрузку - 180 000 руб., заработную плату агентов по продаже 770 000 руб., послепродажное обслуживание 1 050 000 руб., производственные затраты 15000 000 руб. Показатели по процессам продаж характеризуют данные:
Показатель | Клиент 1 | Клиент 2 | Клиент 3 |
Транспортировка продукции, км. | 2500 | 50 | 12 |
Погрузка, выгрузка, т. | 1000 | 500 | 0 |
Услуги посредников (количество визитов к клиенту) | 20 | 40 | 50 |
Послепродажное обслуживание, ч. | 200 | 100 | 60 |
Произведите распределение косвенных затрат методом АВС.
Вариант 9
Организация X производит и реализует телефонные аппараты. Требуется рассчитать точку безубыточности в натуральном выражении для этой организации методом маржинального дохода исходя из следующих основных данных, характеризующих ее деятельность: выручка от реализации — 72 000 руб.; переменные издержки — 42 000 руб.; постоянные издержки — 20 000 руб.; прибыль- 10 000руб.; объем произведенной продукции — 60 шт.; цена единицы продукции — 1200 руб.
Рассчитайте, что произойдет с точкой безубыточности, если цена увеличится на 10%?
Вариант 10
Требуется рассчитать, при каком объеме реализации продукции (в натуральном выражении) организация X, производящая и реализующая телефонные аппараты, достигнет прибыли в 10 000 руб. Рассмотрим порядок расчета точки безубыточности для организации X исходя из следующих данных: цена одного телефонного аппарата — 1200 руб.; переменные издержки (заработная плата рабочим, стоимость комплектующих и т.д.) в расчете на одно изделие — 700 руб.; постоянные издержки — 20 000 руб.
Рассчитайте, что произойдет с точкой безубыточности, если переменные расходы увеличатся на 10%?
Вопросы для подготовки к экзамену
1 .Сущность понятия «бухгалтерский управленческий учет».
2. Отличительные характеристики финансового, управленческого и налогового учетов.
3. Задачи и принципы управленческого учета.
4. Понятие затрат, их классификация.
5. Понятие затрат и расходов.
6. Производственный учел затрат.
7. Понятие производственных и периодических, затрат.
8. Деление чат par на прямые и косвенные.
9..Понятие и состав косвенных затрат, выбор базы распределения.
10. Состав себестоимости продукции в целях управленческого и финансового учета.
11. Сущность и задачи калькулирования себестоимости продукции.
12. Попроцессный метод калькулирования себестоимости продукции. Особенности и сфера применения.
13. Позаказный метод калькулирования себестоимости продукции. Особенности и сфера применения.
14. Записи в учете при попроцессном и позаказном методах калькулирования.
15. Попередельный метод калькулирования себестоимости продукции.
16. Калькулирование полной себестоимости.
17. Учет прямых затрат в составе себестоимости продукции.
18. Учет косвенных затрат в составе себестоимости продукции.
19. Особенности функционирования системы учета «директ-костинг».
20. Учетные записи в системе «директ-костинг».
21. Особенности учета затрат в системе «стандарт-кост».
22. Нормативный метод учета затрат.
23. Учетные записи при нормативном методе учета затрат и в системе «стандарт-кост».
24. Сущность оценки запасов методами ФИФО, ЛИФО и средней.
25. Отличительные характеристики системы калькулирования по полной себестоимости и системы «директ-костинг».
26. Учет отклонений в системе нормативного учета затрат.
27 Учет отклонений в системе «стандарт-кост».
28.Сходства и различия учета затрат при нормативном методе и системе
«стандарт-кост».
29. Сущность анализа безубыточности.
30. Математический метод определения точки безубыточности.
31. Метод маржинального дохода для определения точки безубыточности. 32. Графический метод определения точки безубыточности.
33. Порядок составления Отчета о прибылях и убытках при маржинальном
подходе и при полном учете затрат.
34. Сущность понятий «бюджетирование» и «планирование».
35.Генеральный бюджет и его составляющие- операционный и финансовый
бюджеты.
36. Этапы бюджетного цикла.
37. Отличительные особенности гибкого и статичного бюджетов.
38. Организация однокругового ведения бухгалтерского учета.
39. Организация двухкругового ведения бухгалтерскою учета.
40. Сущность понятия «сегментарная отчетность».
41. Правила построения сегментарной отчетности.
42. Отличительные черты операционного и географического сегментов.
43.Понятие центров ответственности и их виды.
44. Организация внутрифирменного контроля за исполнением бюджетов.
45. Контроллинг как элемент метода управленческого учета.
46. Вычисление отклонения прямых материальных, прямых трудовых и общепроизводственных расходов.
47. Релевантный подход при принятии управленческих решений.
48. Построение отчетов по центрам затрат и центрам прибыли.
49. Рабочий план счетов управленческого учета.
50. Управленческая учетная политика.
51. Анализ зависимости «затраты - объем - прибыль».
52. Отчетные калькуляции, их оценка и анализ.
Перечень рекомендуемой литературы
Лысенко Д.В.
Бухгалтерский управленческий учет: учебник / Д.В. Лысенко. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 478 с. - (Высшее образование. Бакалавриат).-гриф МО РФ.
Баханькова Е. Р.
Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие / Е.Р. Баханькова. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2011. - 255 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-369-00580-4, 1500 экз.
Кондраков Н. П.
Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие / Н.П. Кондраков, М.А. Иванова. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 352 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-005040-9, 1000 экз.
Бережной В. И.
Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие / В.И. Бережной, Г.Е. Крохочева, В.В. Лесняк. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 176 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-006808-4, 500 экз.
Керимов В. Э.
Керимов, В. Э. Бухгалтерский управленческий учет [Электронный ресурс] : Учебник / В. Э. Керимов. - 8-е изд., изм. и доп. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. - 484 с. - ISBN 978-5-394-01057-6.