Аудит как форма хозяйственной деятельности
I. Понятие аудита
Аудио – слушать.
Аудит – возник в XIX в. Основой для появления послужило отделение собственников предприятия от руководителей
Аудит – предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности и оказание сопутствующих услуг.
Аудит в узком смысле – проверка полноты и достоверности финансовой отчетности.
Аудиторская деятельность – аудит + аудиторские услуги (услуги консультационные, услуги в виде проверки полноты и достоверности отчетов перед обязательным аудитом).
Аудит персонала– разновидность аудиторских услуг.
Ключевые моменты аудита:
1) Аудит представляет собой объективную и независимую оценку;
2) Аудиторская проверка совершается в интересах определенных лиц;
3) Аудитор не отвечает за осуществление той деятельности, которую проверяет;
4) Аудитор не утверждает отчеты компании, аудитор просто выражает свое мнение, дает некоторую степень уверенности пользователям отчета;
5) Аудитор занимается проверкой эффективности систем, созданных руководством, а не эффективности руководства.
II. Стандарты и принципы аудита
В аудиторской деятельности должны руководствоваться прежде всего стандартами, которые устанавливают минимальный уровень исполнения проверки, т.е. уровень квалификации аудиторов, применяемые методы аудиторской проверки, составление аудиторского отчета и т.д.
Если финансовый аудит, то стандарты закреплены законодательно. Существующие законодательно закрепленные стандарты непригодны для аудита персонала.
Принципы аудита:
1. Независимость – отсутствие у аудитора финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого объекта;
2. Принцип истинности - следование аудитора общим нормам морали;
3. Объективность – применение таких методов, которые максимально устраняют субъективность;
4. Компетентность- аудитор должен владеть таким объемом знаний и навыков, который позволит осуществить квалифицированное аудиторское исследование;
5. Конфиденциальность;
6. Профессиональное поведение – аудитор должен поддерживать репутацию профессии.
III. Виды аудита
По функциональным особенностям:
1) Финансовый аудит;
2) Управленческий аудит;
3) Технологический аудит;
4) Аудит персонала и т.д.
По степени обязательности:
1. Обязательный;
2. Инициативный (добровольный).
В зарубежной практике, исходя из объекта аудита, выделяют:
1) Аудит отчетности;
2) Аудит на соответствие законам и нормативным актам, правилам, инструкциям, договорам;
3) Операционный аудит – проверка правильности отдельным процедур или операций.
По отношению к пользователям информации:
1. Внешний – осуществляют аудиторы, не входящие в штат предприятия;
2. Внутренний аудит- осуществляют собственные сотрудники.
Масштабы применения внутреннего аудита постоянно возрастают. Причины распространения:
- внутренний аудит гораздо быстрее можно организовать;
- внутр. аудит быстрее проводится за счет экономии на этапе предварит. диагностики предприятия;
- внутренний аудит дешевле на 30-50%, чем внешний.
Недостатки внутреннего аудита:
- определенное нарушение принципа независимости;
- отсутствие жестких требований к квалификации внутренних аудиторов.
Виды аудита персонала:
- Аудит ресурсов;
- Аудит затрат;
- Аудит эффективности;
- Социальный аудит;
- Аудит социально-трудовой сферы и т.д.
1) Аудит кадровой документации – проверяется правильность положений, приказов, ведения трудовых книжек и др.;
2) Аудит кадрового потенциала – оценка качественных характеристик персонала. Им занимаются психологи;
3) Аудит кадровых процессов – оценивается правильность найма, увольнений, оплаты труда, развития персонала и др. Нужна экономическая и управленческая подготовка.
IV. Этапы аудита
1. Предварительная диагностика предприятия – изучаются коммерческие, технические, финансовые особенности предприятия, особенности кадрового потенциала, трудового поведения. Это нужно, чтобы аудит был более точным. Для внутренних аудиторов этот этап отсутствуют;
2. Разработка стандартов;
3. Сбор информации;
4. Анализ информации;
5. Составление аудиторского заключения.
Второй этап – это то, что отличает аудит от других форм проверки.
Аудиторское заключение формируется на основании стандартов.
Для финансового аудита предусмотрена следующая форма аудиторского отчета:
1) Шапка отчета: что проверял, когда;
2) Общее впечатление о проверяемом объекте – положительные, отрицательные черты;
3) Вердикт, который может быть 4 видов:
- положительное заключение – абсолютно все в порядке;
- условно положительное – есть отдельные недостатки, которые не нарушают общую положительную картину;
- отрицательное заключение на основе разногласий обнаружены очень большие проблемы;
- отрицательное заключение на основе неопределенности, если не хватает данных для заключения.
Отчет может быть как устным, так и письменным. Однако, рекомендуется, что даже при устном нужно составить специальную документацию. Нужно описать, что было и когда было представлено клиенту, и какая была его реакция.