Аудит как форма хозяйственной деятельности

I. Понятие аудита

Аудио – слушать.

Аудит – возник в XIX в. Основой для появления послужило отделение собственников предприятия от руководителей

Аудит – предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности и оказание сопутствующих услуг.

Аудит в узком смысле – проверка полноты и достоверности финансовой отчетности.

Аудиторская деятельность – аудит + аудиторские услуги (услуги консультационные, услуги в виде проверки полноты и достоверности отчетов перед обязательным аудитом).

Аудит персонала– разновидность аудиторских услуг.

Ключевые моменты аудита:

1) Аудит представляет собой объективную и независимую оценку;

2) Аудиторская проверка совершается в интересах определенных лиц;

3) Аудитор не отвечает за осуществление той деятельности, которую проверяет;

4) Аудитор не утверждает отчеты компании, аудитор просто выражает свое мнение, дает некоторую степень уверенности пользователям отчета;

5) Аудитор занимается проверкой эффективности систем, созданных руководством, а не эффективности руководства.

II. Стандарты и принципы аудита

В аудиторской деятельности должны руководствоваться прежде всего стандартами, которые устанавливают минимальный уровень исполнения проверки, т.е. уровень квалификации аудиторов, применяемые методы аудиторской проверки, составление аудиторского отчета и т.д.

Если финансовый аудит, то стандарты закреплены законодательно. Существующие законодательно закрепленные стандарты непригодны для аудита персонала.

Принципы аудита:

1. Независимость – отсутствие у аудитора финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого объекта;

2. Принцип истинности - следование аудитора общим нормам морали;

3. Объективность – применение таких методов, которые максимально устраняют субъективность;

4. Компетентность- аудитор должен владеть таким объемом знаний и навыков, который позволит осуществить квалифицированное аудиторское исследование;

5. Конфиденциальность;

6. Профессиональное поведение – аудитор должен поддерживать репутацию профессии.

III. Виды аудита

По функциональным особенностям:

1) Финансовый аудит;

2) Управленческий аудит;

3) Технологический аудит;

4) Аудит персонала и т.д.

По степени обязательности:

1. Обязательный;

2. Инициативный (добровольный).

В зарубежной практике, исходя из объекта аудита, выделяют:

1) Аудит отчетности;

2) Аудит на соответствие законам и нормативным актам, правилам, инструкциям, договорам;

3) Операционный аудит – проверка правильности отдельным процедур или операций.

По отношению к пользователям информации:

1. Внешний – осуществляют аудиторы, не входящие в штат предприятия;

2. Внутренний аудит- осуществляют собственные сотрудники.

Масштабы применения внутреннего аудита постоянно возрастают. Причины распространения:

- внутренний аудит гораздо быстрее можно организовать;

- внутр. аудит быстрее проводится за счет экономии на этапе предварит. диагностики предприятия;

- внутренний аудит дешевле на 30-50%, чем внешний.

Недостатки внутреннего аудита:

- определенное нарушение принципа независимости;

- отсутствие жестких требований к квалификации внутренних аудиторов.

Виды аудита персонала:

- Аудит ресурсов;

- Аудит затрат;

- Аудит эффективности;

- Социальный аудит;

- Аудит социально-трудовой сферы и т.д.

1) Аудит кадровой документации – проверяется правильность положений, приказов, ведения трудовых книжек и др.;

2) Аудит кадрового потенциала – оценка качественных характеристик персонала. Им занимаются психологи;

3) Аудит кадровых процессов – оценивается правильность найма, увольнений, оплаты труда, развития персонала и др. Нужна экономическая и управленческая подготовка.

IV. Этапы аудита

1. Предварительная диагностика предприятия – изучаются коммерческие, технические, финансовые особенности предприятия, особенности кадрового потенциала, трудового поведения. Это нужно, чтобы аудит был более точным. Для внутренних аудиторов этот этап отсутствуют;

2. Разработка стандартов;

3. Сбор информации;

4. Анализ информации;

5. Составление аудиторского заключения.

Второй этап – это то, что отличает аудит от других форм проверки.

Аудиторское заключение формируется на основании стандартов.

Для финансового аудита предусмотрена следующая форма аудиторского отчета:

1) Шапка отчета: что проверял, когда;

2) Общее впечатление о проверяемом объекте – положительные, отрицательные черты;

3) Вердикт, который может быть 4 видов:

- положительное заключение – абсолютно все в порядке;

- условно положительное – есть отдельные недостатки, которые не нарушают общую положительную картину;

- отрицательное заключение на основе разногласий обнаружены очень большие проблемы;

- отрицательное заключение на основе неопределенности, если не хватает данных для заключения.

Отчет может быть как устным, так и письменным. Однако, рекомендуется, что даже при устном нужно составить специальную документацию. Нужно описать, что было и когда было представлено клиенту, и какая была его реакция.

Наши рекомендации