Эмиссия корпоративных ценных бумаг
Под эмиссией (от лат. emissio - выпуск) понимается выпуск в обращение денег и ценных бумаг, осуществляемый государством или под его контролем. Данное определение имеет общий характер, однако точно формулирует наиболее важные черты эмиссии.
Содержание эмиссии ценных бумаг представляет собой фактический состав - систему юридических фактов, необходимых для наступления правовых последствий - возникновения, изменения, прекращения правоотношения.
Для достижения целей эмиссии требуется возникновение последовательности ряда юридических фактов - гражданско-правовых сделок, административных актов, организационно-распорядительных действий. В основе каждого выпуска ценных бумаг лежит сложный фактический состав, элементы которого накапливаются в строго определенной последовательности.
Эмиссия ценных бумаг как особая деятельность эмитента осуществляется в соответствии с требованиями нормативных актов Российской Федерации или в порядке, ими установленном. Основные положения и конкретные нормы права, регулирующие осуществление эмиссии ценных бумаг, содержатся в следующих нормативных актах различного иерархичного уровня:
- Конституция РФ;
- законы РСФСР и федеральные законы;
- иные нормативные акты - указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;
- нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Далее следует выделить Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", предусматривающий специальные нормы, посвященные правовому регулированию процедуры эмиссии ценных бумаг; федеральные законы "Об акционерных обществах", "О защите прав и охраняемых интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Среди указов Президента РФ можно выделить нормативные акты, только косвенно регулирующие процедуру эмиссии корпоративных ценных бумаг. К ним, в частности, относится Указ Президента РФ от 3 апреля 2000 г. N 620 "Вопросы Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг", устанавливающий компетенцию ФКЦБ России по регулированию государственной политики в области эмиссии ценных бумаг, а также Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1008 "Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации", который определил основные направления развития рынка ценных бумаг, в том числе в сфере эмиссии государственных и корпоративных ценных бумаг.
Регулирующие эмиссию ценных бумаг юридические нормы обособляются в гражданско-правовой субинститут, составную часть вышестоящего элемента структуры права - института ценных бумаг. Являясь относительно самостоятельным органическим образованием, субинститут эмиссии ценных бумаг характеризуется несколькими признаками, прежде всего предметным единством - все нормы которого направлены на урегулирование общественных отношений, возникающих по поводу эмиссии ценных бумаг.
Еще один признак субинститута эмиссии - это смешанные приемы регулирования. Субинститут эмиссии ценных бумаг, бесспорно, относится к гражданско-правовой сфере. Именно поэтому основные способы воздействия базируются на общих дозволениях. Используя этот прием, эмитенты и инвесторы строят свои взаимоотношения на основах равенства и автономии воли. Однако особое значение и специфика эмиссионных ценных бумаг предопределили уровень государственного регулирования правоотношений, в том числе с использованием достаточно большого массива запрещающих и обязывающих норм.
Правоотношения, образующиеся в процессе эмиссии, как уже указывалось выше, урегулированы нормами права различных отраслей. Эмиссия ценных бумаг прежде всего опосредует возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, складывающихся по поводу эмиссионных ценных бумаг. Данные отношения носят имущественный характер и регулируются главным образом гражданским правом. Отдельные отношения, связанные с осуществлением государственными регулирующими органами своих властных полномочий, основаны на административном и государственном праве РФ. Часть отношений, примыкающих к процессу эмиссии ценных бумаг, является предметом регулирования финансового права, точнее, его подотрасли - налогового права (уплата налога на операции с ценными бумагами).
К регулирующим субъектам эмиссионных правоотношений необходимо отнести органы федеральной исполнительной власти, особо уполномоченные законом государственные организации (Банк России) и саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Субъекты эмиссионных отношений, способствующие осуществлению эмиссии, - это профессиональные участники рынка ценных бумаг. Своей профессиональной деятельностью данная категория субъектов оказывает необходимые услуги основным субъектам эмиссионных правоотношений - эмитенту и инвесторам. К ним прежде всего относятся профессиональные участники, оказывающие посреднические услуги эмитенту и инвесторам в процессе размещения ценных бумаг: брокеры, организаторы торговли, клиринговые организации, доверительные управляющие. Остальные профессиональные участники рынка ценных бумаг - представители учетной системы (регистраторы и депозитарии) оказывают услуги, связанные с учетом прав на ценные бумаги и фиксацией перехода прав собственности на них.
Основным органом власти, в задачу которого входит государственное регулирование процедуры эмиссии ценных бумаг, является ФКЦБ России (в настоящее время Федеральная служба по финансовым рынкам - ФСФР).
Общий порядок касается осуществления эмиссии ценных бумаг без необходимости подготовки, а также регистрации проспекта эмиссии и включает в себя следующие этапы:
- принятие эмитентом решения о выпуске ценных бумаг;
- регистрация выпуска ценных бумаг;
- размещение ценных бумаг;
- регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
Специальный порядок процедуры эмиссии включает в себя необходимость регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг. В этом случае вышеупомянутая процедура действий дополняется следующими этапами:
- подготовка проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;
- регистрация проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;
- раскрытие всей информации, содержащейся в проспекте эмиссии;
- раскрытие всей информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска.
К мерам защиты, направленным на пресечение противоправных действий при обнаружении признаков недобросовестной эмиссии, относятся:
- отказ в государственной регистрации выпуска ценных бумаг;
- приостановление эмиссии ценных бумаг;
- признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся;
- признание выпуска ценных бумаг недействительным;
- признание недействительным акта регистрирующего органа о государственной регистрации выпуска ценных бумаг, иных решений, связанных с эмиссией ценных бумаг;
- изменение или расторжение договора между инвестором и профессиональным участником рынка ценных бумаг (эмитентом);
- прекращение действия договора на рекламу ценных бумаг, выпуск которого был признан несостоявшимся;
- признание сделки по размещению ценной бумаги недействительной.
- возврат гражданам в случае признания выпуска акций или иных ценных бумаг незаконным суммы привлеченных денежных средств (ст. 835 ГК РФ).