Анализ финансовых результатов от текущей деятельности. Анализ прочих доходов и расходов по текущей деятельности.
Основную часть прибыли организации получают от реализации продукции, работ и услуг. Для анализа причин изменения прибыли от реализации продукции, работ и услуг используются данные отчетности (форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»). Исходные данные для анализа сводятся в таблицу 2.
Таблица 2- Исходные данные, млн.руб.
Наименование показателей | Код строки | За 2011 год | За 2012 год | Отклонение (+,-) |
1. Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг | 1753,3 | 2658,6 | 905,3 | |
2. Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг | 1319,6 | 1874,0 | 554,4 | |
3. Валовая прибыль (010 – 020 ) | 433,7 | 784,6 | 350,9 | |
4. Управленческие расходы | ||||
5. Расходы на реализацию | ||||
6. Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг (стр.030-040-050) | 133,7 | 284,6 | 150,9 | |
7. Индекс свободных отпускных цен организации на продукцию | 1,29 | 0,29 | ||
8. Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, работ, услуг в сопоставимых ценах (стр.1: стр.7) | 1753,3 | 2060,9 | 1212,9 |
Факторами, влияющими на изменение прибыли от реализации продукции являются:
- изменение уровня среднереализационных цен на продукцию;
- изменение объема и структуры реализованной продукции;
- изменение себестоимости единицы продукции (уровня затрат на рубль реализованной продукции).
Данные факторы по отношению к изменению прибыли до налогообложения являются факторами второго порядка, а по отношению к прибыли от реализации продукции – факторами первого порядка.
В условиях рыночной экономики, когда цены на продукцию являются свободными, и их уровень определяется состоянием рынка, возникает необходимость иметь информацию об их изменении, об их индексе в целях управления экономикой.
Изменение уровня среднереализационных цен на продукцию и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
В нашем примере по сравнению с прошлым годом индекс цен составил 1,29. Для того, чтобы определить как рост цен повлиял на прибыль, необходимо выручку от реализации продукции отчетного года пересчитать по ценам прошлого года, а затем ее сопоставить с выручкой от реализации отчетного года. Разница покажет, на какую сумму изменился объем реализованной продукции, а соответственно и прибыль, за счет изменения цен на продукцию. Пересчет осуществляется путем корректировки выручки от реализации продукции отчетного года на индекс цен, для чего выручка от реализации отчетного года делится на индекс цен, и определяется выручка от реализации продукции в сопоставимых ценах (цена предыдущего года).
D П цен = 2658,6 – 2060,9 = + 597,7 млн. руб.
За счет роста уровня среднереализационных цен на продукцию, дополнительная прибыль составила 597,7 млн. руб.
Изменение объема реализации продукции в целом по организации может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли.
Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли, а убыточной к ее уменьшению. Структура реализованной продукции также может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. При увеличении удельного веса более рентабельных видов продукции в общем объеме реализованной продукции сумма прибыли возрастает, а при увеличении низкорентабельной или убыточной продукции - уменьшается.
Для определения влияния изменения объема и структуры реализованной продукции вначале определим прирост объема реализации по сравнению с предыдущим периодом, как отношение выручки от реализации продукции отчетного периода в сопоставимых ценах к аналогичному показателю в предыдущем периоде за минусом единицы. Затем прибыль от реализации продукции базового периода умножается на полученный коэффициент.
D Проб = (2060,9 : 1753,3 - 1) х133,7 = + 23,45 млн. руб.
Изменение себестоимости реализованной продукции влияет на размер прибыли обратно пропорционально: снижение себестоимости приводит к соответствующему увеличению суммы прибыли и наоборот. Влияние изменения себестоимости на сумму прибыли можно определить, используя показатели затрат на рубль реализованной продукции. Величину влияния изменения себестоимости реализованной продукции на прибыль от реализации определяют как разницу между фактическим уровнем затрат на рубль реализованной продукции в отчетном году (в сопоставимых ценах) и уровнем затрат за прошлый год, умноженную на фактический объем реализованной продукции в сопоставимых ценах.
D Пс/ст= ( 2374 / 2060,9 – 1619,9 / 1753,3 ) х 2060,9 = - 470, 25 млн. руб.
В результате повышения затрат на рубль реализованной продукции прибыль от реализации продукции уменьшилась на 470,25 млн. руб.
В итоге влияния этих трех факторов общий прирост прибыли от реализации продукции составил:
D П общ = 597,7 + 23,45 - 470,25 = + 150,9 млн. руб.
Данные расчета влияния отдельных факторов на изменение прибыли (убытка) отчетного периода сведем в таблицу 3.
Таблица 3- Анализ факторов изменения прибыли (убытка) от реализации продукции
Факторы изменения прибыли (убытка) от реализации продукции | Алгоритм расчета | Величина влияния, млн .руб. |
Изменение прибыли от реализации продукции (работ, товаров, услуг D Пр) , в т.ч. | DПр = гр.4стр.6 –гр.3стр.6 | +150,9 |
1.1. Изменение цен на реализованную продукцию - DПрц | DПрц = графа 4 строка 1 - - графа 4 строка 8 | +597,7 |
1.2.Объема реализованной продукции - D Проб | гр4стр8 D Прс/ст = ( ------------ - 1) х гр.3 стр.6 гр3стр8 | +23,45 |
1.3. Уровня затрат на один рубль реализованной продукции - D Прс/ст | гр4 åстр2,4,5 гр3 åстр2,4,5 D Прс/ст = ( ---------------- - ----------------) гр4стр8 гр3стр8 х гр.4 стр. 8 | - 470,25 |
В результате полученных расчетов можно сделать вывод, что основное влияние на прибыль (убыток) до налогообложения оказывает прибыль, полученная от реализации продукции (товаров, работ, услуг), она увеличила прибыль на 150,9 млн. рублей, в свою очередь рост прибыли от реализации продукции произошел в результате увеличения цен на реализованную продукцию – 597,7 млн. руб., увеличения объема реализованной продукции на 23,45 млн. рублей, и за счет увеличения себестоимости продукции прибыль уменьшилась на 470,25 млн. рублей.
Сальдо прочих доходов и расходов по текущей деятельности включает в себя: прочие доходы по текущей деятельности и прочие расходы по текущей деятельности, которые, в свою очередь, подразделяются на доходы и расходы, связанные с реализацией и прочим выбытием запасов и денежных средств; доходы и расходы, связанные с предоставлением во временное пользование инвестиционных активов, запасов; неустойки, штрафы, пени за нарушение условий договоров, уплаченные или признанные к уплате; прибыль (убыток) прошлых лет по текущей деятельности, выявленная в отчетном периоде; другие доходы и расходы по текущей деятельности.
В нашем примере сальдо прочих доходов и расходов по текущей деятельности снизилось с 10 млн. рублей до 8 млн. рублей. За счет изменения этого фактора прибыль до налогообложения отчетном году по сравнению с предыдущим годом снизилась на 2 млн. рублей.