Формирование концепций об эффективном управлении организацией в процессе эволюции школ менеджмента.
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО НАПРАВЛЕНИЮ
для студентов направления 38.03.02 «Менеджмент»
профиля подготовки «Маркетинг»
Очной и заочной форм обучения
На 2016-2017 учебный год
Дисциплина «Теория менеджмента: история управленческой мысли»
Управленческая мысль в России IX- XIX вв.
Истоки зарождения управленческой мысли в России IX-XV вв. Важнейшие факторы развития управленческой мысли в России XVII в. Идеи управления в работах А. Л. Ордин-Нащокина. Особенности концепции управления в работе «О скудости и богатстве» И. Т. Посошкова. И. Т. Посошков и современная управленческая мысль. Развитие управленческой мысли в России XIX века: идеи управления в работах М. М. Сперанского, С. Ю. Витте и др. Вклад исследователей XIX века в развитие современной управленческой мысли.
Формирование концепций об эффективном управлении организацией в процессе эволюции школ менеджмента.
Школа научного управления (Ф. Тейлор, Г. Гант, Ф. и Л. Гилбреты, Г. Форд): использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи, тщательный отбор и обучение работников; обеспечение работников необходимыми ресурсами для эффективного выполнения задач; разработка научно обоснованной системы оплаты труда; утверждение менеджмента как самостоятельной формы деятельности.
Школа административного управления (классическая школа - А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни, Л. Гьюлик и др.): оценка менеджмента как универсального процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных функций; формулирование основных принципов управления, создание систематизированной теории управления всей организацией; выделение управления как особого вида деятельности.
Школа человеческих отношений (Э. Мэйо, М. Фоллет, Ф. Ротлисберг и др.): объективные причины возникновения «концепции человеческих отношений». Хоторнские эксперименты как начало изучения социального сотрудничества в процессе трудовой деятельности. Воззрения М.П. Фоллет о многообразии способов мотивации работников. Идеи Ф. Ротлисберга об обучении работников «социальному поведению». Международное значение деятельности Э. Мэйо и М.П. Фоллет. Сопоставление идей Э. Мэйо и Н. Витке.
Школа науки управления (количественный подход). У. Черчмен, Д. Форрестер и др. Внедрение достижений точных наук в практику управления. Разработка системного подхода. Влияние теории Л. Берталанфи на исследования школы науки управления. Определение характеристик системы и принципов системного подхода.
3. Своеобразие развития управленческих идей в России ХХ-XXI века.
Революционные преобразования и хозяйственное управление в России начала ХХ века. Специфика развития управленческой мысли в России 20-30-х гг. (идеи А. А. Богданова, теория и практика А. К. Гастева: переосмысление идей Ф. Тейлора в практике А. Гастева; принцип оптимума О. Ерманского; ориентация на человеческий фактор в управлении организацией по Н. Витке). Первая Всероссийская конференция по НОТ: полемика «тейлористов» и «антитейлористов». Вторая конференция по НОТ, основные направления в её работе.
Развитие теории и практики управления в 30-50-е годы. Роль кибернетики в развитии теории управления производством. Разработка теории оптимального планирования и управления народным хозяйством (Л. В. Канторович).
Возрождение движения НОТ 60-е годы ХХ века. Исследования 70-80-х гг. в области управления. Формирование управленческих концепций, выработка методологических основ теории управления организацией. Основные управленческие идеи конца XX века. Пути формирования российской модели менеджмента в XXI веке.
Литература по дисциплине «Теория менеджмента: история управленческой мысли»:
1. Кравченко, А. И. История менеджмента: учеб. для студ, вузов / А. И. Кравченко. - Москва: КноРус, 2012. - 432 с.
2. Пранович, И. Б. Менеджмент в глобальном масштабе: управленческая проблема, мир без границ, экономическая среда [Электронный ресурс] / И. Б. Пранович. - М.: Лаборатория книги, 2012. - 120 с. - 978-5-504-00858-5. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140581 (дата обращения 06.10.2016).
3. Семенова, И. И. История менеджмента [Электронный ресурс]: учебное пособие / И. И. Семенова. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 200 с. - 978-5-238-01330-5. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115181 (дата обращения 06.10.2016).
4. Черняк, В. З. История предпринимательства [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. З. Черняк. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 608 с. - 978-5-238-01731-0. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115296 (дата обращения 06.10.2016).
Дисциплина «Теория менеджмента: теория организации»
4. Организация как объект управления: признаки, характеристики, типы и модели.
Определение и признаки организации, с позиций представителей различных научных школ. Признаки, отличающие организацию от других социальных образований. Сложность, профессионализм, специализация, централизация, размер как структурные характеристики организации. Основные подходы к типологии организаций (организационно-формальные критерииЧ. Уорринера, функциональный подход Т.Парсонса, конфигурационный подход Г.Минцберга). Сущность и типы моделей организации (механистическая, органическая, патерналистская, конвенциональная, конфликтно-игровая, политическая). Метафоры в организационных моделях.