XII. Формирование доступной среды
Согласно Конвенции ООН «О правах инвалидов» от 13.12.2006 г., чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, необходимы надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.
Доступность зданий и сооружений
Целью обеспечения доступности зданий и сооружений является формирование условий обеспечивающих физическую доступность окружающей среды для инвалидов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
разработка нормативных правовых документов, регламентирующих обязательное соблюдение требований доступности для объектов, зданий, сооружений при строительстве новых объектов и реконструкции существующих объектов;
приспособление входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений, прилегающих территорий;
оборудование зданий и сооружений лифтами и подъемными устройствами с системой голосового оповещения;
оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией и др.
Финансирование мероприятий по обеспечению доступности зданий, сооружений будет осуществляться на основе принципа софинансирования за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Доступность инженерной и транспортной инфраструктуры
Обеспечение индивидуальной мобильности инвалидов с максимально возможной степенью их самостоятельности, предусматривает, прежде всего, создание доступности транспорта и транспортной инфраструктуры, в том числе путем:
разработки нормативных правовых актов устанавливающих обязательные требования к объектам инженерной и транспортной инфраструктуры;
модернизации подвижного состава пассажирского транспорта, приспособленного для инвалидов (аппарели, подъемники, места крепления колясок, автоматические свето-звуковые информаторы);
реконструкции железнодорожного транспорта: приспособление для инвалидов остановочных пунктов и вагонов пригородного железнодорожного транспорта системами синхронного вывода речевой и текстовой информации, пандусами, тактильными и контрастными поверхностями;
обустройства для инвалидов железнодорожных вокзалов, аэропортов, морских и речных портов:
установка специализированных таксофонов для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата;
оборудование мест в залах ожидания, оборудование кабин в общественных туалетах;
оборудование специализированных касс;
установка указателей со световой и звуковой информацией для лиц с потерей слуха и зрения.
Мероприятия по формированию доступности дорог для инвалидов включают разработку нормативно-правовой документации, а также реализацию мероприятий регламентирующих требования к проектированию дорог с учетом возможного передвижения инвалидов, в том числе на личном и общественном транспорте:
оборудование пешеходных и транспортных коммуникаций, остановок, станций и вокзалов общественного пассажирского транспорта свето-звуковой и тактильной информацией (включая графические схемы маршрутов движения транспорта);
оборудование пешеходных переходов, установка светофоров со звуковым сопровождением;
соответствие проектирования дорог транспортным средствам для инвалидов;
проектирование полос движения на дорогах с учетом возможного передвижения специального транспорта инвалидов;
создание специально отведенных парковочных мест для инвалидов на городских парковках;
оснащение дорог специальными знаками дорожного движения, как для инвалидов, так и информирующих о передвижениях инвалидов по данным участкам дорог.
Финансирование мероприятий по формированию доступности инженерной транспортной инфраструктуры и дорог для инвалидов будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Доступность учреждений здравоохранения
Целью обеспечения доступности учреждений здравоохранения является формирование доступности лечебно-профилактических учреждений для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
оснащение специальным оборудованием лечебно-профилактических учреждений с целью облегчения проведения медицинских мероприятий для инвалидов;
разработка и внедрение типового решения для обеспечения информационной доступности учреждений здравоохранения в целях информирования инвалидов об объеме медицинской помощи, рекомендаций врача, режима работы учреждения.
Финансирование мероприятий по обеспечению доступности учреждений здравоохранения будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Доступность учреждений культуры и искусства
Мероприятия по обеспечению доступности учреждений культуры и искусства имеют целью гармоничное развитие личности инвалидов и маломобильных групп населения, а также создание равных прав всех граждан доступа к учреждениям и мероприятиям данной сферы.
Обеспечение доступности учреждений культуры и искусства, играет важное значение в осуществлении проведения различных форм социально-средовой реабилитации и социально-бытовой адаптации инвалидов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
разработка нормативных правовых документов, регламентирующих обязательное соблюдение требований доступности для учреждений культуры и искусства;
организация доступа к произведениям культуры и искусства в доступных форматах;
оборудование системами субтитрирования кинотеатров;
обеспечение учреждений культуры специальными устройствами для инвалидов (электронные носители информации, аудио- и видеоплееры, книги, напечатанные шрифтом Брайля, компьютеры, оснащенные специальной клавиатурой, программами озвучивания, теле- и радиоаппаратурой);
обеспечение физической доступности театров, музеев, кинотеатров, библиотек, а также возможность доступа к памятникам и объектам, имеющим национальную культурную значимость.
Немаловажной составляющей данных мероприятий является создание возможностей для инвалидов и маломобильных групп населения развивать и использовать свой творческий, художественный и интеллектуальный потенциал не только для себя, но и для общества.
Финансирование мероприятий по обеспечению доступности учреждений культуры, искусства будет осуществляться на основе принципа софинансирования за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Доступность спорта и туризма
Меры по наделению инвалидов возможностью участвовать наравне с другими в спортивных и туристических мероприятиях должны быть, направлены на:
разработку нормативных правовых документов, регламентирующих обязательное соблюдение требований доступности для учреждений спорта и туризма;
поощрение и пропаганду более полного участия инвалидов в общепрофильных спортивных мероприятиях на всех уровнях;
обеспечение инвалидам возможности организовывать спортивные и досуговые мероприятия специально для инвалидов, развивать и участвовать в них, содействие тому, чтобы им наравне с другими предоставлялись надлежащие обучение, подготовка и ресурсы;
обеспечение доступа инвалидов к спортивным, рекреационным и туристическим объектам и услугам;
обеспечение детям-инвалидам равного с другими детьми доступа к участию в играх, проведение досуга и отдыха в спортивно-оздоровительных учреждениях, спортивных мероприятий, включая мероприятия в рамках школьной системы;
участие инвалидов в параолимпийских играх;
обеспечение доступа инвалидов к услугам организаторов досуга, туризма, отдыха и спортивных мероприятий;
обеспечение свободного доступа инвалидов и малоподвижных групп населения к занятиям физкультурой и спортом и разработку универсального дизайна спортивных залов.
Финансирование мероприятий по обеспечению доступности учреждений спорта и туризма будет осуществляться на основе принципа софинансирования за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Доступность жилья
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, жилищные отношения подлежат регламентации субъектами Российской Федерации в той мере, в какой они не урегулированы Российской Федерацией. Субъекты Российской Федерации регулируют также вопросы, отнесенные к их ведению.
В связи с этим в контексте реформирования системы социальной защиты инвалидов, является актуальным вопрос выполнения региональных программ субъектов Российской Федерации по реализации предоставленных им полномочий по переселению инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в приспособленные жилые помещения с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации инвалида, состояния его здоровья, а также с учетом других обстоятельств (приближение к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных, близких и т.п.).
Среди мероприятий программы по переселению инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в приспособленные жилые помещения необходимо предусмотреть:
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке нормативно-правовой документации по проектированию и переоборудованию жилых помещений для переселения инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;
переселение инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в приспособленные жилые помещения должно предусматривать их переоборудование и дооборудование с учетом индивидуальных потребностей инвалидов и программ реабилитации;
социальная поддержка семей, имеющих детей-инвалидов (право на предоставление жилых помещений, находящихся в собственности субъекта и субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством и правовыми актами субъекта Российской Федерации);
переселение инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в переоборудованные жилые помещения будет осуществляться с учетом разработанного перечня показаний в зависимости от вида патологии и индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Финансирование мероприятий по переселению в приспособленные жилые помещения будет осуществляться путем субсидирования субъектов Российской Федерации. Правила предоставления субсидий определяет Правительство Российской Федерации.
Доступность связи, электронных и экстренных служб
Целью формирования доступности связи, а также электронных и экстренных служб является обеспечение доступа инвалидов к информации, новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
разработка нормативных правовых актов обеспечивающих обязательное выполнение принципов информационной доступности в сфере теле-, радиовещания электронных и экстренных служб;
организация скрытого субтитрирования телевизионных каналов;
создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов в пунктах коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в рамках оказания универсальных услуг связи;
адаптация официальных сайтов органов государственной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с учетом потребностей инвалидов по зрению.
Финансирование мероприятий по обеспечению доступности связи, электронных и экстренных служб будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.