Понятие о себестоимости продукции и услуг, ее виды
Себестоимость проданной продукции - это затраты на ее производство и продажу.
Производственная себестоимость - это затраты на производство выпущенной продукции. При исчислении полной производственной себестоимости в ее состав включают общехозяйственные расходы; неполная производственная себестоимость исчисляется без общехозяйственных расходов.
В определении себестоимости продукции подчеркивается, что она включает в себя только те затраты, которые непосредственно связаны с производством и продажей выпущенной и проданной продукции. На это обстоятельство следует обратить особое внимание, поскольку время производства продукции не совпадает с отчетным периодом. В связи с этим, как правило, не все затраты отчетного периода включаются в себестоимость выпущенной продукции. Вместе с тем себестоимость продукции могут включаться затраты не только отчетного, но и предшествующих отчетных периодов.
Для исчисления различных показателей себестоимости продукции необходимо классифицировать затраты по ряду признаков (выделить затраты, включаемые в себестоимость продукции, общехозяйственные расходы, расходы на продажу и др.).
Кроме того, с целью управления затратами и производством продукции затраты целесообразно классифицировать по другим направлениям - для принятия решений, осуществления контроля и регулирования.
Таким образом, дополнительно к рассмотренной классификации расходов организации затраты целесообразно классифицировать по следующим трем направлениям:
• для исчисления себестоимости продукции;
• для принятия решений;
• для осуществления контроля и регулирования.
По экономическому содержанию расходы группируют по элементам затрат и по статьям калькуляции.
Как уже отмечалось, в соответствии с ПБУ 10/99 расходы организации по обычным видам деятельности группируют по следующим элементам затрат:
1) материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
2) затраты на оплату труда;
3) отчисления на социальные нужды;
4) амортизация;
5) прочие затраты (почтово-телеграфные, телефонные, командировочные и др.).
Полученные по элементам расходов данные необходимы для определения финансового результата по обычным видам деятельности за отчетный период, разработки бизнес-планов, определения объема закупок материальных ресурсов, фонда оплаты труда и суммы амортизационных отчислений, организации контроля за расходами, исчисления показателей эффективности использования ресурсов (материалоемкости, трудоемкости и др.) и ряда других показателей.
Следует отметить, что при учете расходов по их элементам не выделяют расходы на законченную производством продукцию (работы, услуги) и незавершенное производство.
НК РФ предусматривает выделение не пяти, а четырех элементов расходов:
1) материальные расходы;
2) расходы на оплату труда;
3) сумма начисленной амортизации;
4) прочие расходы.
Статьи калькуляции - это установленная организацией совокупность затрат для исчисления себестоимости всей продукции (работ, услуг) или ее отдельных видов.
Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях и проекту методических рекомендаций по учету затрат на производство продукции, работ, услуг рекомендуют следующую группировку расходов по статьям калькуляции:
1) «Сырье и материалы»;
2) «Возвратные отходы» (вычитаются);
3) «Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций»;
4) «Топливо и энергия на технологические цели»;
5) «Затраты на оплату труда работников, непосредственно участвующих в процессе производства продукции, выполнении работ, оказании услуг»;
6) «Отчисления на социальные нужды»;
7) «Расходы на подготовку и освоение производства»;
8) «Общепроизводственные расходы»;
9) «Общехозяйственные расходы»;
10) «Потери от брака»;
11) «Прочие производственные расходы»;
12) «Расходы на продажу».
Итог первых 11 статей образует производственную себестоимость продукции, а итог всех 12 статей - себестоимость проданной (реализованной) продукции.
Организации могут вносить изменения в приведенную номенклатуру статей затрат на производство с учетом особенностей техники, технологии и организации производства.
30. Учет процесса реализации (продажи)
Процесс продаж продукции (работ, услуг) является завершающим в круговороте хозяйственных средств. Задача учета – предоставить аппарату управления достоверную и своевременную информацию о фактических издержках производства и продажè конкретных наименований выпущенной продукции. Эта информация является одним из основных источников определения продажной цены на рынке аналогичных товаров и валовой (балансовой) прибыли от реализации продукции. Последняя исчисляется как разность между отпускной (договорной) стоимостью реализованной продукции и полной ее фактической себестоимостью.
Полная фактическая себестоимость реализованной продукции представляет собой производственную себестоимость и расходы на продажу.
Неизбежные расходы, которые несет предприятие по продаже за свой счет, принято называть расходами на продажу. Их состав включает расходы на тару и упаковку продукции на складе, по доставке ее до пункта (станции, порта, пристани) отправления, включая расходы по нагрузке в транспортные средства, комиссионные и иные сборы, уплачиваемые сбытовым и иным посредническим организациям, расходы на рекламу, организацию выставок и т.п.
В текущем учете расходы по продаже, осуществляемые за счет грузоотправителя, в том числе поставщика, собираются на отдельном активном собирательно-распределительном счете 44 «Расходы на продажу».
Некоторые из перечисленных выше расходов (например расходы на упаковку и транспортировку) включаются в себестоимость отдельных наименований продукции прямым путем. Если такая возможность отсутствует, то распределение их осуществляется косвенным путем. В качестве базы распределения между отдельными видами отгруженной продукции могут быть установлены объем, вес, производственная себестоимость и другие показатели. В любом случае вариант распределения коммерческих расходов на упаковку и транспортировку определяется отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг).
Другие расходы сразу списываются на себестоимость отгруженной продукции (работ, услуг).
Отклонения между нормативной (плановой) и фактической себестоимостью выпущенной из производства готовой продукции списываются сразу в дебет счета 90 «Продажи» с кредита счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», если последний применяет предприятие. В дебет счета 90 «Продажи» может относиться также сумма общехозяйственных расходов как условно постоянные расходы при использовании метода «сокращенной» себестоимости. В дебет указанного счета списывается и плановая нормативная себестоимость проданной готовой продукции с кредита счета 43 «Готовая продукция».
Параллельно аналогичная запись делается на положительную сумму (при перерасходе «+») или методом «красное сторно» (на сумму экономии "-") как результат разницы между плановой (нормативной) и фактической себестоимостью продукции.
Такой вариант применяется в том случае, если предприятие не пользуется при организации учета проданной продукции счетами 40 «Выпуск продукции (работ, услуг) и 45 «Товары отгруженные», то есть выручку от продажи исчисляют по методу отгрузки продукции.
Когда счет 45 «Товары отгруженные» используется, то на сумму отгруженной продукции при постановке на учет выручки от продажи продукции по оплате счетов-фактур делается запись:
Дебет счета «Товары отгруженные»,
Кредит счета «Готовая продукция».
В аналитическом учете эта запись вначале будет отражена по плановой (нормативной) себестоимости. В конце отчетного месяца при исчислении фактической себестоимости отгруженной продукции указанная выше бухгалтерская проводка будет скорректирована обычной записью на сумму перерасхода (фактическая себестоимость оказалась выше плановой (нормативной) или сторнировочной записью на сумму экономии (если фактическая себестоимость отгруженной продукции сложилась ниже плановой (нормативной).
В том случае, когда предприятие как вариант учетной политики в конце месяца закрывает счет 26 «Общехозяйственные расходы» сразу счетом 90 «Продажи», минуя счет 20 «Основное производство», фактическая себестоимость отгруженной продукции будет неполной.
На сумму поступившей на расчетный счет выручки от покупателей за проданную продукцию по договорным ценам:
Дебет счета «Расчетный счет»,
Кредит счета «Продажи».
После чего следует закрыть счет 45 «Товары отгруженные» по плановой (нормативной) себестоимости с отнесением ее в дебет счета 90 «Продажи»:
Дебет счета «Продажи»,
Кредит счета «Товары отгруженные».
Аналогичную запись на положительную (перерасход) или отрицательную (экономия) сумму следует показать в учете при исчислении в конце месяца фактической себестоимости проданной продукции.
В дебет счета 90 «Продажи» списываются расходы на продажу в сумме, относящейся к проданной продукции:
Дебет счета «Продажи»,
Кредит счета «Расходы на продажу».
При исчислении выручки от продажи продукции по оплате часть коммерческих расходов, относящихся к непроданной продукции, присоединяется к счету 45 «Товары отгруженные» внесистемным путем, то есть без составления бухгалтерской проводки.
Наконец, по дебету счета 90 «Продажи» показывается сумма налога на добавленную стоимость, если продукция подлежит обложению этим налогом:
Дебет счета «Продажи»,
Кредит счета «Расчеты по налогам и сборам»/Субсчет «Налог на добавленную стоимость».
По кредиту счета 90 «Продажи» показывается продажная (договорная) стоимость проданной продукции. Сопоставлением суммы оборота по кредиту данного счета с суммой оборота по его дебету исчисляется финансовый результат (прибыль или убыток) от продажи. Когда сумма по кредиту больше суммы оборота по дебету, предприятие имеет прибыль от продажи продукции; в обратном случае – убыток. Следовательно, счет 90 «Продажи» является активно-пассивным сопоставляющим счетом.
Полученный финансовый результат (прибыль, убыток) от продажи продукции за отчетный месяц связан с закрытием счета 90 «Продажи» и поэтому имеет нулевое сальдо. При наличии прибыли за отчетный месяц в учете делается запись:
Дебет счета «Продажи»,
Кредит счета «Прибыли и убытки».
В том случае, когда по итогам отчетного периода получен убыток, составляется бухгалтерская проводка:
Дебет счета «Прибыли и убытки»,
Кредит счета «продажи».
Если предприятие использует как вариант учетной политики исчисление выручки от продажи продукции по дате отгрузки, то организация текущего учета значительно упрощается.
31. Инвентаризация: цели, виды и порядок проведения инвентаризации
Инвентаризация - это проверка имущества и обязательств организации путем подсчета, обмера, взвешивания. Это способ уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью имущества организации.
Основные цели инвентаризации:
• выявление фактического наличия имущества;
• сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
• проверка полноты отражения в учете обязательств.
Инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.
Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
В зависимости от степени охвата проверкой имущества и обязательств организации различают полную и частичную инвентаризацию.
Полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств организации.
Частичная инвентаризация охватывает один или несколько видов имущества и обязательств (только денежные средства, материалы и др.).
Инвентаризации могут быть плановыми, которые проводят в заранее установленные сроки, и внезапными, которые проводят, чтобы установить наличие ценностей неожиданно для материально ответ- ственного лица. Их осуществляют по распоряжению вышестоящих органов, руководителей организаций, по требованию ревизоров, следственных и контрольных органов.
Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
• при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального предприятия;
• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере, и в приравненных к ним местностях инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
• при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
• при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
• в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
• при ликвидации (реорганизации) организации или в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации.
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.
При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.
Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и др.).
В состав инвентаризационной комиссии могут входить представители службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации является основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Перед инвентаризацией осуществляют подготовительные мероприятия: материальные ценности рассортировывают и укладывают по наименованиям, сортам, размерам; в местах хранения вывешивают ярлыки с указанием количества, массы или меры проверяемых ценностей; все документы по приходу и расходу ценностей должны быть обработаны и записаны в регистры аналитического учета; от материально ответственных лиц необходимо получить расписку в том, что у них нет неоприходованных и не списанных в расход ценностей.
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «...» (дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Наличие средств в натуре проверяют при обязательном участии материально ответственного лица. Результаты подсчета, обмера и взвешивания заносят в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах, которые подписывают все члены комиссии. Материально ответственные лица подтверждают на каждой описи, что у них нет претензий к комиссии и что проверенные ценности приняты ими на хранение.
Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).
По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.
При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагаются к описи.
На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, независимо от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и др.) эти ценности показаны.
Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
На последней странице описи незаполненные строки прочеркиваются и делается отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества.
На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
Если материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия проверяет указанные факты и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.
Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации, приведенные в Приложениях 6-19 к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, либо формы, разработанные министерствами и ведомствами.
По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки ее правильности. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где происходила инвентаризация.
Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризации оформляются актом (Приложение 3 к Методическим указаниям) и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций (Приложение 4 к Методическим указаниям).
В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут осуществляться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.
Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, происходящие в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.
На поврежденные или испорченные ценности составляют акты, в которых указывают характер и степень порчи, ее причины, лиц, виновных в порче ценностей. Результаты инвентаризации денежных средств и ценных бумаг оформляют актом без записи их в инвентаризационной описи.
Оформленные инвентаризационные описи и акты сдают в бухгалтерию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтерского учета. Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данным инвентаризации (количество и сумма), наличие средств по данным учета и результаты сравнения - излишек или недостача. В сличительной ведомости ценности записывают с указанием количества и суммы по группам, видам и сортам в соответствии с классификацией, принятой в учете. В сличительную ведомость записывают только те ценности, по которым выявлены излишки или недостачи, а остальные показывают в ведомости общей суммой.
Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указывают в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.
На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляют отдельные сличительные ведомости.
Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы, предложения и решения комиссии оформляются протоколом, утверждаемым руководителем предприятия. После утверждения результаты инвентаризации отражаются в учете.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
1)излишек имущества приходуется по рыночной стоимости имущества на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сум- ма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации, а у бюджетной организации- на увеличение финансирования (фондов);
2) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации, а у бюджетной организации - на уменьшение финансирования (фондов).