Структура и задачи операционного центра авиакомпании

Подсистема планирования и контроля
(60)

информация из внешней информация из внутренней

среды среды

Информация о

состоянии подсистемы.. планы, решения конкурирующие

Взаимодействия подсистем

Перерабатывающая подсистема
вход выход.

Труд продукция,услуги

Подсистема обеспечения.
Материалы

Капитал

Информация

Энергия

Авиакопании в наибольшей степени соответствующая требованиям рыночной экономики должна соответствовать 3-м основны критериям:

1)выживаемость предприятия обеспечивается минимальной рентабельностью вложенных капиталов.

2)предприятие в условиях рынка подвержено конкуренции ,находится в постоянном движении,развитии.

3)для финансового развития необходиы помощь инвесторов и их способность мобилизироваь новые капиталы.

Текущая операционная деятельность включает в себя:

1)коеффициенты операционной деятельность;

2)критерии эффективности;

3)сравнение с целевыми показателями;

4)вклад направлений бизнеса.

Основные стратегии:

-ориентация на качество продукта,услуги;

-конкурентное преимущество;

-партнерство;

-поиск отличительного преимущества;

-вовлечение ресурсов;

-отбор целевых рынков;

-стратегии ценообразования;

-эффективность затрат.

Основные типа оргструктур авиакопании:

1)бюрократическая - высокая степень разделения труда, иерархия упр-ния; цепь команд; наличие многочисл-х правил и норм поведения персонала; подбор кадров по их деловым и профес-ным кач-вам;

2)функциональная-организация,разделенная на отдельные элементы,каждый из которых имеет свою четкую определенную конкретную задачу и обязанности;

3)региональная-используется в случаях,если деятельность охватывает большие географические зоны;

4)матричная-разновилнрсит проектной структуры,в которой члены проектной групп подчиняются как руководителю проекта так и руководителям функциональных отделов,в которых они работают.

Технология разработки производственного плана (плана движения ВС) авиакомпаний.

(90) Разработка расписания движения самолетов.

Применяя описанные выше приемы, попытаемся разработать проект расписания движения самолетов авиакомпании. В качестве исходных данных возьмем следующую задачу.

Любая авиакомпания рассматривает две сети маршрутов – ее собственную сеть и сеть маршрутов, по которым пассажиры желают совершать полеты (выявляется на основе анализа рынка, маркетинговых исследований и т.п.). Последняя – это так называемая «сеть спроса». Сеть спроса является источником дохода для авиакомпании. Собственная сеть авиакомпании – сеть, в которой оказываются услуги по перевозке, в которой совершают полеты самолеты, и в которой авиакомпания несет расходы. Эти две сети объединяются расписанием. Расписание связывает авиакомпанию с пассажиром. Схематически это можно отобразить так:

В
А
С
D
E
Сеть спроса
B
C
A
E
D
Сеть маршрута компании

Спрос определяет то, куда пассажир хочет совершить полет. Спрос на перевозку определенным рейсом является спросом на перемещение между пунктом отправления и пунктом назначения и имеет результатом пассажиропоток внутри сети маршрутов авиакомпании. Каждый рынок имеет уникальные характеристики спроса. Немаловажную роль в уровне спроса на авиалинии и отдельные рейсы играют факторы времени и сезонности. Но кроме этих двух факторов имеются такие случайные изменения спроса, из-за которых спрос на один и тот же рейс в одно и то же время колеблется. Существует несколько типов изменчивости спроса.

Сезонная эластичность Суточная изменчивость

весна лето осень время суток

По дням недели Случайная изменчивость

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5

Исследования поведения пассажиров показывают, что они имеют четкие критерии для планирования своего путешествия. Их интересует день, когда им нужно вылететь, продолжительность и график полета, выполняющая рейс авиакомпания и возможные варианты рейсов. Также пассажир имеет четкое представление о том временном промежутке (окне), который его устраивает для совершения полета. При выборе рейса пассажир рассматривает уже только те варианты, которые находятся в том «окне принятия решения». Критерии «качества» путешествия и «окно принятия решения» являются факторами, определяющими выбор пассажира. Пассажир планирует:

- День

- Время вылета и прибытия

- Продолжительность полета

- Авиакомпанию

- Рейсы

Определяющими для пассажира являются самое ранее время вылета и самое позднее время вылета, а также самое ранее и самое позднее времена прибытия. Время, проведенное в полете для него не имеет принципиального значения. Основной задачей при составлении расписания является достижение сбалансированности предлагаемой вместимости ВС и имеющегося спроса. Наряду с вместимостью самолета необходимо рассматривать также частоту выполненных рейсов. Ниже приводится пример взаимосвязи между спросом и частотой рейсов. В этом примере полеты выполняются на небольших самолетах, поэтому для удовлетворения спроса рейсы должны выполняться чаще. Тем не менее, существуют часы, когда спрос низок, чтобы вообще оправдать назначение на это время хоть одного рейса. Единственный недостаток этого подхода состоит в том, что за сравнительно небольшой промежуток времени приходится выполнять большое число рейсов, что может превысить возможности авиакомпании или аэропорта.

Другим способом удовлетворения спроса является выполнение рейсов с небольшой частотой на больших самолетах. Хотя этот способ позволяет удовлетворить спрос в наиболее загруженное время суток, его недостаток состоит в том, что в остальное время суток величина спроса недостаточна для того, чтобы было выгодно выполнять рейс.

Также следует рассмотреть эффективность расписания с точки зрения перевозки грузов. Спрос на перевозку характеризуется высокой изменчивостью по направлениям и временам года. Эта изменчивость отражает неоднородность географического расположения потребителей и производителей товаров, а также сезонные изменения производства и потребления.

Сеть авиакомпании состоит из маршрутов, по которым предлагаются полеты для клиентов. Приведенная выше схема имитирует сеть авиакомпании с прямыми маршрутами, и маршрутами, выполняемыми с одной посадкой. В некоторых случаях пассажиры вылетают из пунктов, которые обслуживаются данной компанией и бывают вынуждены совершать пересадку в городе, который не является конечным для маршрута авиакомпании.

Как уже говорилось, связующим звеном между пассажирами и авиакомпанией является расписание. С точки зрения пассажиров расписание должно позволять им перелететь из одной точки в другую без значительных неудобств и необходимости торопиться. С точки зрения авиакомпании расписание должно удовлетворять спрос пассажиров, будучи рентабельным, гибким, охватывающим необходимые рынки. Компромиссами между желаниями клиентов и авиакомпании служат различные стратегии составления расписания.

Для маршрутов, имеющих небольшую протяженность в качестве варианта стратегии можно предложить обслуживание пассажиров на самолетах с небольшой вместимостью, но при большой частоте рейсов. По мере увеличения продолжительности полетов пассажиров все больше начинает интересовать имидж авиакомпании, ее опыт работы и качество обслуживания. Здесь в стратегии нужно учитывать размеры самолета, его вместимость, комфортабельность, скорость, репутацию его модели и т.д. Все стратегии расписания рейсов разрабатываются с учетом вида транспортировки и ресурсных ограничений. Для авиакомпании принципиально существует два вида транспортировки: транспортировка грузов и пассажиров. В ограничения входит целый комплекс ресурсов, среди которых можно назвать:

- Вместимость ВС

- Количество ВС, доступных авиакомпании

- Степень исправности ВС авиакомпании

- Пропускная способность аэропорта

- Горючее, доступное авиакомпании

- Количество экипажей, доступных авиакомпании

- График технического обслуживания самолетов

- Совместимость модели ВС с практикой технического обслуживания в отдельных аэропортах

- Наличие свободных стоянок

- Загруженность аэропортов и воздушных коридоров

- При разработке расписания следует учитывать:

- Спрос (пожелания пассажиров, их изменения)

- Авиакомпанию (ее маршруты)

- Безопасность полетов (в этих целях должны соблюдаться заданные временные интервалы между взлетами и посадками самолетов, а также должна производиться синхронизация времени пролета самолетами точек схождения и пересечения трасс)

- Наиболее рациональное в коммерческом отношении время вылета самолетов

- Оптимальное использование самолетов и экипажей.

Наши рекомендации