Обратная связь в ходе аудита
Проведение эффективного управленческого аудита предполагает постоянное взаимодействие с представителями организации по поводу возникающих вопросов, неясностей, вырабатываемого аудитором видения ситуации, формируемых путей решения проблемы, т. е. наличие эффективной обратной связи.
Обратная связь в период аудита — важный диагностический метод. Правильно отобранная, проанализированная и представленная информация вызывает у клиента определенную реакцию, распознание которой очень важно для диагностики проблемной ситуации. Реакция сотрудников организации на получаемую ими от аудитора информацию исключительно полезна для работы последнего, и он должен максимально стремиться к таким контактам на протяжении всей своей работы. Обратная связь предполагает проработку с клиентом новой, неизвестной ему информации, неожиданных взаимосвязей и скрытых достоинств и недостатков, служи!’ инструментом, побуждающим представителей организации самостоятельно делать выводы на основе отобранной и объективно представленной аудитором информации. Аудитор должен предостеречь клиента о существующем риске вмешательства преждевременных неподготовленных изменений.
Обратная связь при управленческом аудите осуществляется в устной и письменной форме. К устной форме относятся: индивидуализированное обсуждение с ведущими специалистами организации-клиента, встречи с разными группами. Устная форма обратной связи дает возможность выявить отношение представителей организации к рассматриваемой проблеме и применяемым аудитором методам и повысить концентрацию усилий на основных вопросах.
К письменной форме обратной связи относится любая письменная информация от аудитора к клиенту, например, промежуточные отчеты и памятки. Форма применяемой обратной связи должна соответствовать ее целям.
Результаты аналитической работы удобно представить схематично, используя метод SWOT, предполагающего сначала выявление сильных и слабых сторон, угроз (рисков) и возможностей их предотвращения, а затем создающего предпосылки для планирования изменений в организации. При этом составляется управленческая матрица SWOT и ее блоки оцениваются с точки зрения важности и степени влияния на стратегию организации.
SWOT-анализ рассматривает общие, отраслевые и внутренние факторы среды и показывает, какие из них подлежат использованию в организации, а какие представляют для нес потенциальную угрозу.
Методика SWOT-анализа предполагает построение трех видов матриц:
• матрицы возможностей;
• матрицы угроз;
• SWOT-матрицы.
После того как перечень сильных и слабых сторон организации, а также угроз и возможностей определен, составляется матрица, показанная на рис. 2.4.
На пересечении внутренних и внешних характеристик образуются четыре поля: поле СИВ (сила и возможности), поле СИУ (сила и угрозы), поле СЛВ (слабости и возможности), поле СЛУ (слабость и угрозы). Процедура SWOT-анализа заключается в определении различных сочетаний показателей достоинств и недостатков организации с оценкой ее возможностей и угроз. В результате просмотра всех логических пар генерируются четыре основные комбинации.
• Сочетание основного достоинства организации с се ключевой возможностью.
• Сочетание основного достоинства организации с главной угрозой ее будущему.
Возможности 1. 2. 3. | Угрозы 1. 2. 3. | |
Сильные стороны | ||
1. | Поле | Поле |
2. 3. | СИВ | СИУ |
Слабые стороны | ||
1. | Ноле | 11оле |
2. 3. | елв | СЛУ |
Рис. 2.4. SWOT-матрица
• Сочетание основного недостатка организации с ее ключевой возможностью.
• Сочетание основного недостатка организации с главной угрозой ее будущему.
Таким образом, с точки зрения отражения потенциальной угрозы организации и использования открывающихся перед ней новых возможностей роль анализа профессионально-деловой среды в процессе стратегического управления сводится к поиску ответа па три вопроса:
• В каком положении находится сейчас организация?
• В каком положении, по мнению руководства, организация должна находиться в будущем?
• Что должно сделать руководство организации, чтобы она переместилась из того положения, в котором она находится сейчас, в то положение, в котором оно хотело бы се видеть в будущем?
Составление и анализ такой матрицы позволяет выявить возможные сочетания, комбинации и выработать стратегию поведения организации (табл. 2.1).