Мозговой штурм – это один из методов, позволяющий получить множество идей за короткий период времени
Во время мозгового штурма необходимо:
· за короткое время предложить и записать максимально большое количество идей.
Во время мозгового штурма можно:
· шуметь и смеяться,
· высказывать самые безумные и глупые идеи,
· записывать идеи на схеме,
· не высказывать собственных суждений (если вы лидер),
· высказывать идеи о своеобразной продукции,
· шутками и занимательными историями способствовать работе.
Во время мозгового штурма нельзя:
· вести магнитофонных записей,
· пользоваться классной доской и слайдовыми пленками,
· выбирать исключительно пожилых или молодых членов групп,
· позволять присутствовать наблюдателям,
· пропускать заполненные листы,
· уделять слишком много времени одной продукции и позволять излишнюю детализацию.
После проведения мозгового штурма необходимо оценить предложенные идеи. Это можно провести с помощью ряда критериев (макроотбора и микроотбора).
После получения результатов макроотбора 10 потенциально осуществимых проектных идей необходимо подвергнуть более тщательному отбору, то есть микроотбору. Можно применить схему результатов макро / микро отбора, которая включает пять основных критериев оценки осуществимости проектной идеи, а именно наличие:
1. рынка,
2. сырья,
3. технологии,
4. рабочей силы необходимой квалификации,
5. приоритетов правительства.
Основываясь на собственном восприятии, информации и опыте, определяются вес каждого критерия, чтобы в сумме общий вес составлял 100 %. Участники мозгового штурма определяют силу каждого критерия по пятибалльной системе:
· 5-превосходно,
· 4-очень хорошо,
· 3-удовлетворительно,
· 2-посредственно,
· 1-плохо.
Параметры оценки каждого из критериев включают:
1. Наличие рынка. Рынок должен быть достаточно емким, чтобы предприниматель смог захватить свою долю рынка и получить достаточную прибыль от операций после вычитания затрат из объема продаж. Показатели наличия рынка в числе прочих следующие:
А) объем поставок в настоящее время не адекватно удовлетворяет существующий спрос;
Б) существующий спрос в настоящее время обслуживается через импорт продукции;
В) существующий спрос в настоящее время не удовлетворяется вообще;
Г) продукция проекта обладает уникальными чертами, уникальными маркетинговыми качествами (если это товар) или уникальным предложением (если это услуги), например, более приемлемые характеристики, более высокое качество, больший срок годности, лучшие вкусовые качества, превосходное после продажное обслуживание, свобода доставки и пр.;
Д) не надежны поставки товара / услуг;
Е) ожидается значительное увеличение в будущем спроса на товар / услуги;
Ж) поставки продукции в настоящее время осуществляются контрабандным путем.
2. Показатели наличия сырья:
А) местное сырье имеется в достаточном количестве;
Б) имеются надежные поступления сырья (из местных и заграничных источников);
В) было изучено и найдено удовлетворительным положение дел с сезонностью, сроком хранения, качеством и разнообразием сырья;
Г) цена сырья находится на разумном уровне;
Д) предполагается, что увеличение цены на сырье в будущем будет носить разумный и предсказуемый характер.
3.Наличие технологии. Оценку наличия технологии можно дать при помощи следующих показателей:
А) технология, которую предстоит использовать, апробирована;
Б) для производства продукции имеется технология по разумной стоимости;
В) технология соответствует уровню производства, инвестиций и желаемому качеству продукции;
Г) на проект не будет оказывать негативного влияния устаревшая технология.
4. Наличие рабочей силы необходимой квалификации можно оценить через следующие факторы:
А) для проекта имеется различная необходимая квалификация (концептуальная, управленческая, техническая и рабочая);
Б) имеется относительно устойчивое и стабильное предложение рабочей силы необходимой квалификации, чтобы проекту не был нанесен ущерб при непредвиденных изменениях ситуации с рабочей силы или других непредвиденных проблем;
В) прогнозируется достаточно стабильная и предсказуемая стоимость рабочей силы.
5. Приоритеты правительства. Имеются следующие показатели приоритетов правительства:
А) проект попадает под перечень приоритетов правительства в области содействия развитию и инвестициям;
Б) проект получает стимулы правительства, будь то финансовая (например, освобождение от уплаты налогов или снижение налоговых ставок, протекционизм в области тарифов, привилегии по импорту и др.) поддержка или другой вид помощи (услуги в области маркетинга, технологии или консультирования);
В) проект попадает под приоритеты правительства в области замены импорта, содействия экспорта, роста занятости, программ индустриализации села, развития или передачи технологий и пр.
Помимо этого можно применять и другие критерии, которые оказывают сильное воздействие (как положительное, так и отрицательное) на проектные идеи. Можно использовать дополнительные критерии:
6. стратегическая пригодность,
7. простота осуществления,
8. подверженность риску,
9. прибыльность.
10. затраты / выгода.
6. На стратегическую пригодность проекта указывают следующие критерии:
А) предлагаемый проект соответствует компетентности и экспертизе предпринимателя и ведущих сотрудников;
Б) предлагаемый проект соответствует существующим производственным линиям, технологии, структуре маркетинга, производственной системы, мощностям и ресурсам предпринимателя или фирмы;
В) проект дополняет и усиливает существующую структуру, осуществимости или возможности роста фирмы.
7. Простота осуществления. Простоту осуществления можно измерить при помощи следующих критериев:
А) можно легко осуществить проект, потому что имеются в наличии средства;
Б) можно осуществить проект за короткий период становления или подготовки (например, от трех месяцев до одного года);
В) проект может быть задействован на протяжении одного года после окончания обучения;
Г) предприниматель или руководство могут сохранять контроль над любыми непредвиденными трудностями.
8. Подверженность риску. Проект расценивается как превосходный, если он несет меньший риск или минимальный при большей или меньшей уверенности в получении прогнозируемой прибыли. Степень риска можно оценить в плане следующих факторов:
А) если другие люди сочтут проект очень прибыльным, то продукцию или услуги можно легко скопировать или повторить;
Б) конкуренты, располагающие большими ресурсами и экспертизой, могут эффективно обороняться, если ощутят угрозу со стороны проекта;
В) проект может пострадать от непредвиденных обстоятельств, например погодные условия, наличие сырья, устаревшая технология, изменение политики, приоритетов или программ правительства;
Г) зависимость проекта от импортируемых средств. Будь то сырье, технология, рабочая сила или любые другие ресурсы.
9. Прибыльность. До настоящего момента участники еще не занимались разработкой бизнес-плана. В данном случае вопрос о прибыльности зависит от восприятия или предшествующих знаний участников, основанных на прочитанных книгах, опыте, наблюдениях и обратной связи, получаемой от других (конкуренты, поставщики, консультанты и пр.).
10. Затраты / выгоды дают общее представление об осуществимости проекта. При оценке этого фактора можно учесть:
А) стоят ли преимущества, даваемые проектом в плане прибыльности, риска, инвестиционных требований, наличия средств, всех усилий по разработке концепции, организации и осуществления проекта;
Б) проект предоставляет ощутимые преимущества (осязаемые и видимые) обществу через увеличение занятости, создание связей с другими отраслями промышленности или другими видами экономической деятельности, предоставление необходимой продукции и услуг и пр.
В) проект экономически осуществим сам по себе, а не благодаря искусственному вмешательству правительства.
После проведения оценки и проставления баллов десяти критериям участники приступают к уточнению ключевых переменных, сказывающихся на успехе или провале проектной идеи. Это так называемый решающий фактор успеха. Решающий фактор успеха означает конкретный фактор применительно к выбранному проекту, который обладает большой важностью для успеха проекта. Если этот фактор отсутствует, не достаточен или неправильно учтен, то проект в долгосрочном периоде может оказаться неосуществимым.
Решающим фактором проекта может быть один из десяти выше перечисленных факторов. Однако его можно и дальше уточнять. Например, не просто сырье, а сезонность поставок, срок хранения, отсутствие стандартизации и непредсказуемость поставок сырья (что возможно из-за импортных ограничений, инфраструктурных проблем, погодных условий и пр.).
Следующим шагом при составлении бизнес – плана является построение SWOT (Strong, Weakness, Opportunity, Threat) - анализа (рис. 8) (сила, слабость, возможности, опасности).