Понятийный аппарат инноваций
Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovation. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или «введение новшеств». Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом [5].
Новация (лат. novation) в соответствии с толковым словарем Даля (XIX в.) трактуется как изменение, обновление.
Нововведения (лат. innovations) с 20-х гг. современного столетия (XX в.) трактуется как инновация. Смысл этого понятия сводится к ряду действий, к процессу совместной деятельности людей или переходу системы, в целом, из одного состояния в другое. В настоящее время не сложилось единой трактовки понятия инновации, поэтому можно встретить в словарях различные определения, но единые по смыслу.
Инновация (нововведение) – комплексный процесс создания распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием закономерного развития общества, а также сопряженные с данным новшеством изменения в социальной и вещественной среде [24].
Инновации – нововведения; внедрение новых идей, технологий, видов продукции и др. в области труда производства, управления на предприятии, в отрасли. В принципе любое социально-экономическое нововведение (пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения) в области труда, производства и управления можно считать инновацией. Таким образом, термин «инновация» как понятие – это любые идея, орудие, процедура, метод, продукт, которые впервые производятся, употребляются и применяются в данной организации. Новшество (инновация) является результатом процесса нововведения.
Термин инновация наиболее широко распространен в американском менеджменте.
Американские авторы задались целью исследовать роль инноваций как связующего звена между маркетинговым подходом фирмы к бизнесу и ее организационным поведением. Модель, рассматриваемая авторами, представлена на рис. 3.
Рис. 3. Маркетинговый подход, окружающая среда,
инновации и организационное поведение
В исследовании формируются и проверяются по результатам деятельности 134 банков Среднего Запада США следующие гипотезы:
1) Инновационная деятельность определяет соотношение маркетингового подхода и организационного поведения фирмы;
2) Ориентация на потребителя положительно воздействует на инновационную деятельность и в технической, и в административной сферах;
3) Ориентация на конкурента положительно влияет на информационную деятельность в технической сфере, но не оказывает прямого влияния на инновации в административной сфере;
4) Межфункциональная координация положительно влияет на инновационную деятельность в обеих сферах;
5) И технические, и административные инновации имеют прямое положительное воздействие на организационное поведение фирмы;
6) Оба типа инноваций положительно взаимодействуют друг с другом, создавая синергетический эффект в деятельности фирмы;
7) Внешняя нестабильность усиливает связь маркетинговая ориентация – инновации [30].
Инновации тесно связаны с рыночной экономикой. Автор книги «Управление научно-техническим нововведениями» Б. Твисс [28], получивший широкую известность, в том числе и у нас в стране, отталкиваясь от определения министерства торговли США однозначно определяет эту взаимосвязь: «Нововведение – применение, т.е. процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание». Таким образом, изобретение или идея станут «нововведениями», если будут коммерциализованы, т.е. найдут дорогу к рынку.
Стоит обратить внимание на следующую характерную особенность нововведений. Это может быть новый продукт, предназначенный для удовлетворения конечного спроса населения. Типичные нововведения такого рода были связаны за последние годы с появлением на рынке видеомагнитофонов, проигрывателей на основе компакт-дисков, кабельного телевидения, персональных компьютеров и т.д. Но нововведением может быть и процесс, например, новая технология изготовления ценных лекарственных препаратов, позволяющая увеличить их выпуск или снизить себестоимость их производства. Д. М. Гвишиани и В. И. Громека предлагают двоякое толкование понятия нововведения: «как процесс доведения технического изобретения или открытия до стадии практического использования, когда оно начинает давать экономический эффект, или как конечный результат этого процесса, т.е. изобретение, доведенное до стадии коммерческого использования – продукта или товара, проявившегося в результате процесса нововведения в первом значении этого понятия» [15].
Связь нововведений с Предпринимательской деятельностью неявно отмечалось уже в начале прошлого века. Около 1800 г. французский экономист Ж. Б. Сэй сформулировал положение, которое не потеряло своего значения до настоящего времени: «Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой производительностью и большей результативностью».
Существенный сдвиг в понимании роли нововведений в экономике и предпринимателя как субъекта инновационного процесса произошел, благодаря работам одного из самых влиятельных экономистов нашего столетия Й. Шумпетера «Теория экономического развития» и «Деловые циклы». В первой из этих книг он, в частности, писал: «Под предприятием мы понимаем осуществление новых комбинаций, а также то, в чем эти комбинации воплощаются: заводы и т.п. Предпринимателями же мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент» [29].
Шумпетер обращает внимание на следующий принципиальный момент. Новая комбинация может возникнуть только дискретным путем. Если же такая комбинация получается постепенно из старой, за счет постоянных небольших приспособлений, то она тоже может привести к экономическому росту, но это уже будет развитием в его понимании.
Понятие «осуществление новых комбинаций», задающее форму и содержание экономического развития, охватывает по Шумпетеру следующие пять случаев:
1. Изготовление нового, т.е. еще не известного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага.
2. Внедрение нового, т.е. данной отрасли промышленности еще, практически не известного, метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться даже в новом способе коммерческого использования соответствующего товара.
3. Основание нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.
4. Получение нового источника сырья или полуфабрикат равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать.
5. Проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия [29].
Идея Шумпетера о нарушении сложившегося на рынке равновесия в результате осуществления новых комбинаций как основном механизме экономического развития оказалась плодотворной и нашла продолжение в работах многих современных исследователей. Она звучит и в определении крупного американского специалиста по управлению П. Друкера, который проводит следующую прямую связь между нововведениями и предпринимательство «Нововведение – это особый инструмент предпринимателей, средство с помощью которого они используют изменение как шанс для разного рода бизнеса или услуг».
Лаконичное, но очень емкое по сути определение экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) гласит, что научно-техническое нововведение это «новое приложение научных и технических знаний, приводящее к успеху на рынке».
Именно рынок дает экономическую оценку идее практического использования нового знания и определяет ее последующую судьбу быстрое внедрение в производство или забвение на долгие годы [14, 15, 29].
Инновационный процесс – процесс разработки и реализации нововведения, совокупность множества фаз, стадий нововведения. Фазы – это части, из которых складывается инновационный процесс; обычно различают три или пять фаз.
Например, при нематериальных нововведениях различают три фазы:
• возникновение (создание);
• разработка;
• реализация.
В области продуктных материальных нововведений различают пять фаз:
• наука, разработка теоретического подхода к решению проблемы;
• исследование, изучение информационных массивов литературы, опыта, практики, проведение анализа, экспериментов, моделирования, т.е. проведение исследовательских процедур;
• разработка, т.е. непосредственно проектирование, моделирование нового, методика, рекомендации;
• производство продукта, изделия, т.е. подготовка производства, запуск изделий в производство, пусконаладочные производства, поставка потребителю;
• сервисное обслуживание, т.е. нововведения в сфере материальных услуг.
Классификации инноваций
Первый признак – источник инициативы. Виды:
• заказные инновации (по заказу инвестора, фирм, государственный заказ и др.);
• авторские (инициативные) как результат индивидуальной инновационной деятельности, переходящие в редких случаях в форму крупного инновационного бизнеса (например, «Микрохирургия глаза» Б. Федорова.); однако, статистики по ним не ведется; имеет место априория: больше заказных, чем авторских.
Второй признак – масштабы нововведений. Виды:
• единичные (локальные) инновации – осуществляются на одном объекте, например, рационализаторские предложения;
• диффузные инновации – широко распространенные, например, используемые в виде ноу-хау, лицензий и т.д.
Третий признак – по местам возникновения, разработки и распространения инноваций. Виды:
• внутриорганизационные, т.е. внутри организации, фирмы, предприятия;
• внутриотраслевые, т.е. внутри какой-либо отрасли хозяйства;
• внутригосударственные, т.е. внутри государства;
• межорганизационные, т.е. между предприятиями, организациями, учреждениями;
• межотраслевые;
• межгосударственные, т.е. когда изобретение запатентовано в других странах, применяются лицензии;
• межнаучная кооперация инноваций – сложный объект управления, пока белое пятно науки инноватики.
Четвертый признак – научно-инновационный потенциал. Виды:
• радикальные (базовые) инновации, лежащие в основе перехода к новым поколениям и направлениям техники, формирования новых отраслей, подотраслей, классов продукции;
• модифицирующие (улучшающие) инновации, направленные на обновление моделей и улучшение параметров выпускаемой, пользующейся спросом на рынке продукции для повышения ее конкурентоспособности;
• псевдоинновации (квази-инновации) – усилия по улучшению и обновлению продукции, находящейся на последней фазе цикла, устаревшей в своей основе; в этом случае вложения могут не дать эффекта и привести к утере конкурентоспособности фирмы, ее банкротству.
Пятый признак – степень завершенности. Виды:
• завершенные и незавершенные инновации, т.е. приведение или неприведение к положительному результату
Шестой признак – уровень результативности. Виды:
• результативные и нерезультативные, т.е. получение результата или нет.
Седьмой признак – содержание инновации. Виды:
• продуктные – наиболее распространенный вид инноваций, хотя статистики не имеет, например, новая техника, машины, приборы, инструменты, предметы потребления;
• технологические (процесс-инновации) – связанные с разработкой или модификацией способов производства; широко распространены, но уступают техническим;
• экономические инновации, т.е. новые методы, показатели, подходы в экономике (экономиксинновэйшен);
• управленческие инновации связаны с организацией труда, управлением, техникой менеджмента;
• правовые инновации связаны с разработкой новых систем, норм правовых актов;
• социальные инновации связаны с мотивацией труда, внутриколлективных отношений, формированием инновационного мышления у работников предприятий, фирм;
• психологические инновации связаны с психологическим отбором и оценкой кадров (хьюманрэлейшен);
• педагогические инновации связаны с новыми методами образования, технологиями преподавания;
• информационные инновации связаны с новыми информационными системами и технологиями.