Распределение расходов по уровням бюджетной системы в 2012 г., в % к общему объему расходов консолидированного бюджета РФ
Расходные обязательства | Федераль ный бюджет | Консолидир. бюджеты субъектов РФ | Федераль ный бюджет | Консолидир. бюджеты субъектов РФ |
тыс.руб. | тыс.руб. | % | % | |
Расходы - всего, в том числе: | ||||
Гос. управление и местное самоуправление | 690768,1 | 12,64 | 10,71 | |
Судебная власть | 78460,75 | 19450,2 | 1,44 | 0,41 |
Международная деятельность | 38967,7 | 2469,6 | 0,71 | 0,05 |
Национальная оборона | 822035,9 | 15,05 | 8,81 | |
Правоохр. деятельность и обеспечение безопасности государства | 662867,2 | 12,133 | 6,21 | |
Промышленность, энергетика, строительство | 269354,5 | 4,93 | 0,53 | |
Сельское хозяйство и рыболовство | 29679,7 | 0,54 | 2,48 | |
Транспорт, связь и информатика | 206291,8 | 3,78 | 8,99 | |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 53024,4 | 0,97 | 16,85 | |
Здравоохранение и физическая культура | 206373,5 | 3,78 | 14,88 | |
Культура, искусство и кинематография | 345743,9 | 6,33 | 3,66 | |
Социальная политика | 215565,7 | 3,95 | 11,86 | |
Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы | 33,76 | 14,54 |
Как следует из таблицы 4, расходы федерального бюджета включают такие основные группы затрат, как государственная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, оборона страны, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности, финансовая поддержка регионов, погашение и обслуживание государственного долга.
При сравнении расходов по уровням бюджетной системы в 2012 году, можно отметить, что наибольший удельный вес в структуре расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ занимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, физическую культуру и спорт, социальную политику.
В структуре федерального бюджета наибольший удельный вес занимают:
- расходы на национальную оборону (что вызвано необходимостью сохранения и развития комплекса оборонной промышленности, поддержания боеготовности армии, продолжения разработки новейших образцов вооружений, а также усилением социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, повышением окладов офицерскому составу, ростом цен на военную продукцию);
- правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства (что обусловлено обострением криминогенной обстановки и разрешением межнациональных конфликтов);
- финансовую помощь другим бюджетам бюджетной системы.
Заметное место в расходах на народное хозяйство занимает государственное финансирование целевых программ развития промышленности, сельского хозяйства, научно-прикладных исследований.
Использование бюджетных средств для финансирования капитальных вложений ограничивается задачами общегосударственного значения, реализацию которых невозможно обеспечить за счет других источников. Это инвестиции на обеспечение программ структурной перестройки экономики, создание относительно небольших проектов с высокой скоростью оборота капитала и быстрой отдачей. Инвестиции должны концентрироваться на реализации пусковых программ целевых программ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, мероприятий, связанных с социальным развитием сельской местности, со строительством жилья для военнослужащих, строительством вузов, интернатов для детей с недостатками умственного и физического развития, детских домов.
Значительное внимание уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Предусмотрены меры по повышению минимального уровня заработной платы, по упорядочению заработной платы работников бюджетных учреждений и другие меры.
Следует иметь в виду, что крупная часть социальных расходов проходит по внебюджетным социальным фондам.
Развитие здравоохранения предусматривает его поэтапное реформирование, введение многоканальности финансирования, выделение лечебным учреждениям средств в зависимости от объема и качества оказываемых медицинских услуг.
Список использованной литературы
I. Нормативно-правовые материалы:
Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. - 25 декабря.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №31. - Ст. 3823.
2. Налоговый кодекс РФ. Часть первая / Федеральный закон РФ от 31 июля 1998г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - №31. – Ст.3824.
3. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая / Федеральный закон РФ от 5 августа 2000г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. - №31. – Ст.3674.
4. О федеральном бюджете на 2010 год: Фед. Закон от 23 декабря 2009 г. № 186-ФЗ // Парламентская газета. – 2009. - № 63-66.
5. О федеральном бюджете на 2011 год: Фед. Закон от 23 декабря 2010 г. №173-ФЗ // Парламентская газета.- 2010. - № 63-66.
6. О бюджете Республики Татарстан на 2010 год: Закон РТ от 17 декабря 2009 г., №129-ЗРТ // Республика Татарстан. – 2009. - № 254.
7. О бюджете Республики Татарстан на 2011 год: Закон РТ от 30 ноября 2010 г., №71-ЗРТ // Республика Татарстан. – 2010. - № 259.
8. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2010-2011 гг.// roskazna.ru
9. Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ по бюджетной деятельности на 01.12.2010 и на 01.12.2011гг. // официальный сайт Министерства Республики Татарстан.
10.Закон Республики Татарстан Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2010-2011 гг. // официальный сайт Министерства Республики Татарстан.
II. Специальная литература:
11.Налоги. Учебное пособие. /Под. ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 328с.
12. Поляк, Г.Б. Бюджетная система России: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 703с.
13.Поляк, Г.Б., Романов, А.Н. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для вузов. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – С.399.
14. Финансы: учеб. / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. – С.78.