Составление отчета об исполнении бюджетов и их утверждение.

Составление проектов бюджетов;

Рассмотрение и утверждение бюджетов;

Исполнение бюджетов;

Составление отчета об исполнении бюджетов и их утверждение.

Каждый орган власти на каждой стадии бюджетного процесса имеет свои бюджетные полномочия.

Бюджетные полномочия — это совокупность прав и обязанностей органов государственной власти и местного самоуправления по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджет­ного процесса.

К субъектам, обладающим бюджетными полномочиями, относятся:

• Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ;

• органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;

• органы денежно-кредитного регулирования;

• органы государственного финансового контроля

• органы государственных внебюджетных фондов;

• главные распорядители и распорядители бюджетных средств (бюджет­ные учреждения, получатели бюджетных средств).

Органы представительной власти рассматривают, утверждают и контролируют исполнение федерального бюджета.

Органы исполнительной власти составляют и исполняют бюджеты, пред­ставляют отчеты об их исполнении.

Банк России разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, выполняет функции генерального аген­та по обороту государственных ценных бумаг.

Органы государственного контроля контролируют исполнение бюджетов и государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов, целевых программ.

Первой стадией бюджетного процесса является составление проекта бюджета, чему предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Бюджетная политика государства на очередной финансовый год содержится в Бюджетном послании Президента РФ, которое должно быть направлено Федеральному Собранию РФ не позднее марта бюджетного года, предшествующего очеред­ному финансовому году.

Составление проектов бюджетов — исключительная функция Правитель­ства РФ. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Ми­нистерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление проекта бюджета состоит из нескольких этапов:

1 этап формирования федерального бюджета — разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор правительством плана-прогноза функционирования экономики страны на очередной финансовый год;

2 этап — распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями рас­ходов;

3 этап — рассмотрение проекта бюджета и иных сопутствующих ему документов, представленных Министерством финансов РФ, Министерством эко­номики РФ, и утверждение проекта Федерального закона «О федеральном бюд­жете» для внесения его в Государственную Думу.

Второй стадией бюджетного процесса является рассмотрение и утверждение бюджета. Государственная Дума РФ рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях.

Со стадией рассмотрения и утверждения бюджета связано понятие «бюд­жетной инициативы» — право субъекта, обладающего бюджетными полномочи­ями, вносить изменения в проект бюджета.

Правительственная бюджетная инициатива предполагает реализацию прав только правительства по внесению изменений в проект бюджета и ограни­чивает права парламента. Парламент должен либо утвердить, либо отклонить бюджет в целом (Великобритания).

Парламентская бюджетная инициатива предусматривает право членов парламента на внесение исправлений в проект в процессе его рассмотрения с тем, чтобы затем утвердить этот исправленный проект (США).

Смешанная бюджетная инициатива распространена в западноевропей­ских странах и России. Поправки и изменения в проект бюджета могут вносить как правительство, так и парламент.

Принятый федеральный закон о федеральном бюджете в течение 5 дней со дня принятия передается на обязательное рассмотрение в Совет Федерации. В течение 5 дней со дня одобрения Советом Федерации Федеральный закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета. В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На ор­ганы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.

Четвертой стадией бюджетного процесса являются подготовка, рассмот­рение и утверждение отчета об исполнении бюджета. В конце каждого финансо­вого года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого госу­дарственного внебюджетного фонда в отдельности.

По итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений:

• об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;

• об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

На всех стадиях бюджетного процесса должен осуществлять государственный и муниципальный финансовый контроль.

Законодательные государственные и муниципальные органы осуществля­ют финансовый контроль в следующих формах:

• предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

• текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

• последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Особыми полномочиями в бюджетном процессе наделены Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство.

Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств, а в предусмотренных законом случаях — за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Министерство так­же организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц — получателей бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

Федеральное казначейство (Казначейство России) осуществляет пред­варительный, текущий и последующий контроль за ведением операций с бюд­жетными средствами, взаимодействует с другими федеральными органами ис­полнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и коорди­нирует их работу

-2-

Важнейшим элементом этой стадии бюджетного процесса является кассо­вое исполнение бюджета.

Кассовое исполнение бюджета — это организация сбора бюджетных средств на территории страны, их хранения и выдачи, а также ведение уче­та и отчетности.

Существуют три системы организации кассового исполнения бюджета:

- казначейская система предусматривает деятельность казначейства по формированию доходов, осуществлению расходов и сдаче остатков на специ­альные счета в банках. Казначейство выступает в этом случае и кассиром, и бан­киром;

- банковская система предусматривает выполнение перечисленных функций эмиссионным (головным) банком страны;

- смешанная система предусматривает распределение функций исполне­ния бюджета между казначейством и эмиссионным банком.

В Российской Федерации с 1992 г. установлена казначейская система кассового исполнения бюджета.

Исполнить бюджет по доходам — значит мобилизовать контингент нало­гов, сборов и других платежей и распределить их по уровням бюджетной систе­мы в соответствии с существующим законодательством.

Исполнить бюджет по расходам — значит профинансировать расходы, предусмотренные в бюджете, в соответствии с бюджетной росписью.

Кассовое исполнение бюджета — это организация и осуществление в процессе исполнения бюджета приема, хранения и выдачи бюджетных средств, ведение учета и отчетности. То есть казначейство является кассиром всех получателей бюджетных средств.

В основе кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы, означающий, что все собранные на территории страны доходы поступают на единый счет, с которого производятся все ассигнования в соответствии с утвер­жденными расходами, что позволяет Министерству финансов РФ осуществлять постоянный контроль за поступлением средств, движением кассовой налично­сти, предотвращать кассовые разрывы.

Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников фи­нансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федераль­ного казначейства.

Федеральное казначейство ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Данные Главной книги казначейства являются основой для формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.

В соответствии с Положением, Федеральное казначейство (Казначей­ство России) — это единая централизованная система органов федерально­го казначейства, состоящая из:

- главного управления Федерального казначейства Министерства финан­сов РФ;

- территориальных органов управления Федерального казначейства по субъектам федераций — второй уровень — располагаются в административных центрах субъектов Федерации;

- отделений Федерального казначейства — третий уровень управления — располагаются в районных центрах, крупных населенных пунктах.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

• перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

• распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирую­щих доходов;

• возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

• учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответ­ствующего бюджета.

Основные этапы исполнения бюджетов по расходам.

Исполнение бюджетов по расходам осуществляется в пределах фактиче­ского наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных, последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования:

• составление и утверждение бюджетной росписи;

• утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утвержде­ние смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

• принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

• подтверждение исполнения денежных обязательств;

• выверка исполнения денежных обязательств.

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

Государственные расходы осуществляются только в соответствии с финансово-плановыми актами.

Государственные расходы осуществляются разными способами.

Финансирование — безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления соответствующей дея­тельности. Безвозвратность и безвозмездность финансирования отличают его от кредитования.

Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, ко­торая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возмезд­ной и возвратной основах и его строго целевое назначение.

Бюджетная ссуда — средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему с целью устранения кассового разрыва при разрыве в периоды поступления и расходования; может быть возмездной.

Государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сфе­ры находятся на сметно-бюджетном финансировании и с использованием лице­вых счетов.

Лицевой счет открывается в едином учетном регистре Федерального каз­начейства для каждого получателя средств федерального бюджета. Лицевой счет:

- необходим для отражения средств федерального бюджета, которыми располагает получатель этих средств;

- открывается в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства;

- учитывает средства от предпринимательской деятельности и использо­вания государственной собственности бюджетного учреждения, которые зачис­ляются на единый счет федерального бюджета в соответствующем территори­альном органе Федерального казначейства;

- на его основе формируется Главная книга Федерального казначейства.

Сметно-бюджетное финансирование — это безвозвратное и безвозмездное предоставление денежных средств из бюджета в соответствии с утвержденной сметой.

Смета состоит из статей, которые имеют предметно-целевое назначение. Все учреждения финансируются по трем укрупненным статьям: заработная пла­та, текущие расходы и капитальные вложения.

Статьи расходов бюджета составляются на основе норм расходов.

Нормы расходов — единые измерители расходов по однородным учреждениям. Существуют различные нормы расходов.

Нормы расходов подразделяются на обязательные и расчетные:

- обязательные (штаты и ставки заработной платы, расходы на команди­ровки, питание, медикаменты);

- расчетные — или необязательные расходы (расходы на содержание зда­ний, сооружений, затраты на освещение, отопление).

Нормы расходов, учитываемые при составлении смет, могут быть материальными и денежными:

- материальные нормы определяют объем материальных (натуральных) средств на единицу измерения расходов;

- денежные нормы являются стоимостным выражением материальных (натуральных) норм расходов.

Нормы расходов делятся также на индивидуальные и комбинированные:

- индивидуальная норма расходов предусматривает расходы на одну цель (например, питание ученика);

- комбинированные нормы — это совокупность индивидуальных норм по определенному показателю (расходы на одного ученика).

Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 де­кабря, осуществление операций по исполнению бюджетных обязательств закан­чивается 25 декабря.

Для оценки эффективности процесса исполнения бюджета применяются следующие критерии:

- бюджетные предположения утверждены законодательным органом и своевременно, до начала финансового года, разосланы отраслевым министерствам;

- прогнозируется ежегодная потребность в наличных денежных средствах каждого ведомства, движение денежной наличности в государственной системе рационально и обеспечивает разрешения на производство расходов;

- отраслевые министерства эффективно управляют как регулярными рас­ходами, так и проектами развития;

- существует порядок поэтапного выделения средств в течение года, а также единовременного выделения средств в случае особо крупных единичных расходов;

- министерство финансов полномочно изменять суммы ассигнований от­раслевым ведомствам в течение года;

- ведомства могут получать дополнительные ассигнования, если они обоснованны;

- централизованные платежи не подрывают эффективность функционирования ведомств, не ослабляют контроля за расходами.

В целях улучшения организации работы и усиления контроля за исполне­нием бюджетов Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ тесно взаимодействует с Банком России и иными федеральными и региональными орга­нами исполнительной власти РФ.

-3-

Общественные отношения, урегулированные нормами бюджетного права, приобретают форму бюджетных отношений.

Бюджетные отношения, являясь одним из видов финансовых отношений, характеризуются всеми признаками и свойствами финансов.

Но одновременно они имеют свои особенности, свойственные только это­му виду финансовых отношений. Так, субъектами бюджетного отношения яв­ляются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, местные само­образования, органы государственной власти всех трех ветвей, государственные юридические лица.

Субъект бюджетного отношений либо принимает участие в распределении доходов и расходов между различными видами бюджетов, либо является участ­ником бюджетного процесса, либо получает из бюджета денежные средства в форме бюджетного финансирования или бюджетного кредитования (бюджетной ссуды).

Характерной особенностью бюджетного отношения является то, что оно не может, как правило, длиться свыше одного года и прекращается в конце соот­ветствующего года, что не исключает возникновения нового бюджетного право­отношения между теми же субъектами.

В Бюджетном кодексе РФ закрепляется перечень бюджетных отношений, к которым относятся:

- отношения, возникающие между субъектами бюджетных отношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюдже­тов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюд­жетов государственных внебюджетных фондов;

- отношения, возникающие между субъектами бюджетных отношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уров­ней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и ис­полнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Фе­дерации, контроля за их исполнением.

Бюджетные права — это полномочия различных субъектов бюджетного права, которые выражаются в праве получать определенные бюджет­ные доходы, распределять бюджетные средства по своему усмотрению, са­мостоятельно исполнять бюджет, используя предусмотренные им ассигно­вания.

Бюджетные права Российской Федерации реализуются органами государственной власти: Федеральным Собранием, Президентом Российской Феде­рации, Правительством Российской Федерации.

Бюджетные права субъектов Российской Федерации реализуются соот­ветствующими органами государственной власти субъектов Российской Фе­дерации.

Бюджетные права местных (муниципальных) образований реализуют­ся соответствующими органами местного самоуправления.

Компетенция органов государственной власти Российской Федерации в сфере бюджетных отношений заключается:

- в установлении общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации;

- в разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределении в порядке межбюджетного регулирования до­ходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- в разграничении полномочий по осуществлению расходов между бюд­жетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- в установлении порядка составления и рассмотрения проекта федераль­ного бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществ­ления государственного финансового контроля.

Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Фе­дерации в области регулирования бюджетных отношений включает:

- установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов субъек­тов РФ, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ;

- составление и рассмотрение проектов бюджетов субъектов РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ, утверждение и исполнение бюджетов субъектов РФ, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отче­тов об исполнении бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных госу­дарственных внебюджетных фондов;

- распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных дохо­дов субъектов РФ между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами; осу­ществление государственного финансового контроля.

Компетенция органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных отношений ограничивается:

- установлением порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов;

- составлением и рассмотрением проектов местных бюджетов, утверждением и исполнением местных бюджетов, осуществлением контроля за их исполнением и утверждением отчетов об исполнении местных бюджетов;

- определением порядка направления в местные бюджеты доходов от ис­пользования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;

- определением порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

- определением порядка осуществления муниципальных заимствований и управлением муниципальным долгом;

осуществлением муниципального контроля.

-4-

Важнейшим направлением деятельности органов государственной власти и местного самоуправления является контроль за различными сферами обще­ственной жизни.

В наиболее общем понимании финансовый контроль — это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов.

В сфере государственного управления, финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Целью финансового контроля является обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных действий по управлению финансовыми ресурсами.

Классификация финансового контроля в теории финансов проводится по разным основаниям:

1. В зависимости от времени его проведения финансовый контроль подразделяется на:

- предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств;

- текущий финансовый контроль осуществляется повседневно при прове­дении финансовых операций;

- последующий финансовый контроль осуществляется после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовых ресур­сов из соответствующих фондов денежных средств.

2. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

- Государственный контроль проводится органами государственной власти и местного самоуправления.

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти:

- Счетная палата;

- Министерство финансов РФ;

- Министерство экономического развития;

- Федеральное казначейство;

- Федеральная налоговая служба РФ;

- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

- Федеральная антимонопольная служба России;

- Федеральная таможенная служба;

- Федеральная служба по финансовому мониторингу;

- Центральный Банк России;

- Департамент государственного финансового контроля и аудита.

- Муниципальный финансовый контроль осуществляют выборные и другие ор­ганы местного самоуправления: главы местной администрации, являющиеся высшими должностными лицами местного самоуправления, осуществляют местный финансовый контроль при исполнении местного бюджета, управлении объектами муниципальной собственности, реализации государственных про­грамм приватизации муниципальных предприятий, объектов социально­-культурного и бытового назначения, торговых и иных объектов (имущества), являющихся муниципальной собственностью, и при решении иных вопросов местного значения.

3. По содержанию финансовый контроль подразделяется на:

- бюджетный — проводимый такими органами, как Федеральное собрание, Счетная палата РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, правоохранительные органы;

- налоговый — его осуществляют налоговые органы - Налоговая служба РФ, Министерство финансов РФ;

- банковский — контроль, проводимый Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ, аудиторскими фирмами, право­охранительными органами;

- валютный контроль — осуществляют Правительство РФ, Центральный банк РФ, Налоговая служба РФ, Министерство экономического развития РФ;

- контроль за страховой деятельностью — проводится Центральным банком РФ и правоохранительными органами.

Финансовый контроль осуществляется различными методами.

Под методом понимаются приемы, способы и средства его проведения. К ним относятся:

- Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой дея­тельности проверяемого субъекта.

- Обследование предполагает проведение исследования отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос.

- Проверка проводится на месте, в ходе её используются балансовые, от­четные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дис­циплины и устранения их последствий.

- Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисципли­ны с помощью различных аналитических приемов.

- Ревизия — это основной метод финансового контроля, целью которого является установление законности финансовой дисциплины на конкретном объ­екте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер реви­зии.

Ревизии проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами:

- проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтер­скую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бу­маг, товарно-материальных ценностей и основных фондов;

- проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы, кладовые;

- привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;

- получать от должностных и материально ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам.

Ревизии подразделяются на несколько видов:

1. По содержанию ревизии делятся на:

- Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансо­вых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесо­образность расходования средств.

- Фактическая ревизия проверяет наличие денег, ценных бумаг и матери­альных ценностей.

2. По времени осуществления ревизии делятся на:

- плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раз в год, а в непроизводственной сфере — не реже одного раза в 2 года;

- внеплановые.

3. По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на:

- фронтальная (полная) ревизия - проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период.

- выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансо­вой деятельности только за какой-то короткий период времени.

Наши рекомендации