Гражданско-правовая ответственность за нарушения антимонопольного законодательства
(это из учебника, больше ничего вразумительного не нашла)
Реализация гражданско-правовой ответственности, в том числе в конкурентных отношениях, является традиционной сферой судебной власти и реализуется в судебном порядке по инициативе самих потерпевших частных физических и юридических лиц от незаконных действий, бездействия иных лиц, нарушающих конкурентное законодательство, и выражается в требовании возмещения ущерба, убытков, упущенной выгоды потерпевшему лицу.
Особенностью гражданско-правовой ответственности в отличие от публично-правовой является ее компенсационный характер. Гражданско-правовая ответственность реализуется в целях компенсировать потерпевшему убытки, наступившие вследствие незаконного поведения лиц, нарушающих конкурентное законодательство.
Применение к нарушителям конкурентного законодательства мер уголовно-правовой, административно-правовой и иной публично-правовой ответственности уполномоченными органами власти, в том числе антимонопольным органом, не лишает потерпевшее лицо права требовать от лица, совершившего незаконные антиконкурентные действия, повлекшие убытки, возмещения таких убытков в порядке гражданско-правовой ответственности.
Как отмечается в п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», как привлечение нарушителя антимонопольного законодательства к административной ответственности, так и взыскание с него в федеральный бюджет полученного дохода не лишают потерпевших от нарушения антимонопольного законодательства права на обращение с требованием о возмещении убытков, понесенных вследствие такого нарушения. Данный принцип, реализуемый в антимонопольной практике различных государств мира и сформулированный в указанном постановлении Пленума ВАС РФ, имеет важное значение для обеспечения прав и законных интересов лиц, потерпевших от тех или иных незаконных действий нарушителей норм конкурентного права, поскольку, если публичная ответственность возлагается прежде всего в целях защиты публичного порядка и публичного интереса, то непосредственная защита имущественных интересов частного лица – возмещение понесенного им ущерба – возможна именно и только в порядке реализации гражданско-правовой ответственности в судебном порядке.
В связи с этим хотелось бы также обратить внимание еще на одно разъяснение Пленума ВАС РФ, касающееся вопроса полномочий органов публичной власти по применению ответственности к нарушителям антимонопольного законодательства. Как указывается в п. 5 данного постановления, антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив, в частности, факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (в том числе навязывание цены при заключении договора, неверное применение регулируемых цен (тарифов)), принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности. Однако необходимо учитывать, что, прекращая указанное нарушение антимонопольного законодательства, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов. В частности, он не полномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения путем вынесения предписания нарушителю об уплате контрагенту задолженности или о возмещении понесенных убытков. Представляется, что указания Пленума ВАС РФ аналогичным образом верны и в отношениях других случаев нарушения хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства. То есть не только при рассмотрении дел о злоупотреблениях хозяйствующими доминирующими положением, но и в других делах, связанных с нарушениями антимонопольного законодательства, а также при применении норм иных областей законодательства, в рамках которых антимонопольный орган реализует свои контрольно-надзорные полномочия, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов, а также реализовывать меры гражданско-правовой ответственности, ибо это есть прерогатива судебной власти.
В связи с изложенным хотелось бы подчеркнуть, что система правового регулирования антимонопольной политики предполагает право выбора, свободу выбора лицом, чьи права по его мнению нарушаются действиями иных лиц, содержащими признаки нарушения антимонопольного законодательства, правового способа или порядка защиты нарушенных прав. Здесь хотелось привести разъяснение, содержащееся по этому вопросу в том же постановлении Пленума ВАС РФ № 30. В п. 20 данного постановления указывается следующее: «Право выбора судебного или административного порядка защиты своего нарушенного или оспариваемого права принадлежит субъекту спорных правоотношений. Закон не содержит указаний на то, что защита гражданских прав в административном порядке (путем рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства) исключается при наличии возможности обратиться в арбитражный суд или, наоборот, является обязательным условием обращения лиц, чьи права нарушены, в суд. Следовательно, если лицо за защитой своих прав обратится в арбитражный суд, не подавая до этого соответствующего заявления в антимонопольный орган, суд не может со ссылкой на п. 2 ст. 148 АПК РФ оставить такое заявление без рассмотрения. В случае, если в ходе судебного разбирательства установлено, что лицо за защитой своих нарушенных прав обратилось одновременно и в антимонопольный орган, и в арбитражный суд, судам рекомендуется на основании ч. 5 ст. 158 АПК РФ отложить судебное разбирательство до принятия решения антимонопольным органом».
Институт реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35% или занимающих доминирующее положение в соответствии с федеральными законами: цели, задачи, обязанности субъектов, включенных в реестр
Институт реестра установлен антимонопольным законодательст-вом России. Реестр ведется в целях осуществления антимонопольного контроля за особо крупными хозяйствующими субъектами (группами лиц), соответственно занимающими долю на рынке свыше 35%, либо занимающими доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными зако-нами в целях их применения установлены случаи признания домини-рующим положения хозяйствующих субъектов.
Реестр является государственным информационным ресурсом и базой данных о хозяйствующих субъектах, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих до-минирующее положение на рынке определенного товара, если в от-ношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положе-ния хозяйствующих субъектов. Формирование и ведение реестра осу-ществляют ФАС и ее территориальные органы (далее — антимоно-польный орган). Реестр ведется по форме, утверждаемой ФАС'.
Формирование и ведение реестра осуществляются путем включе-ния в него сведений о хозяйствующем субъекте, а также исключения из него соответствующих сведений и внесения изменений в содержа-щиеся в реестре сведения. Включение в реестр сведений о хозяйст-вующем субъекте независимо от места его государственной регистра-ции осуществляется по решению Федеральной антимонопольной службы или ее территориального органа в соответствии с распределе-нием между ними компетенции по этому вопросу.
Основаниями для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр являются:
1.аналитический отчет, подготовленный:
- в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного зако-нодательства;
- при рассмотрении ходатайства о даче согласия на осуществление сде-лок и иных действий или уведомления о сделках и иных действиях, под-лежащих государственному контролю за экономической концентрацией;
- по итогам рассмотрения заявления хозяйствующего субъекта;
- по итогам анализа состояния конкуренции на товарном рынке, про-веденного антимонопольным органом по собственной инициативе;
2.решение суда о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр.
Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и обще-доступными и предоставляются антимонопольным органом в форме выписки заинтересованным лицам по их запросу в срок, не превы-шающий трех рабочих дней с даты получения запроса.
Исключение сведений о хозяйствующем субъекте из реестра и изменение содержащихся в реестре сведений осуществляются:
по решению Федеральной антимонопольной службы - если сведения о хозяйствующем субъекте были включены в реестр по решению Федеральной антимонопольной службы;
по решению территориального органа Федеральной антимонопольной службы - если сведения о хозяйствующем субъекте были включены в реестр по решению территориального органа Федеральной антимонопольной службы.
Сам факт обладания такой долей и внесения в реестр не является чем-то противозаконным, но внесение таких субъектов в данный ре-естр влечет для них особые правовые последствия и обязанности в целях более эффективной реализации в отношении них антимоно-польного контроля. В частности, лица (группы лиц), внесенные в ре-естр, имеют обязанность согласовывать определенные сделки и дейст-вия с их участием в рамках контроля экономической концентрации, осуществляемого антимонопольным органом в целях предупреждения злоупотреблений доминирующим положением.