Направления повышения конкурентоспособности продукции предприятия
Реализация программы повышения конкурентоспособности продукциидолжна включать совокупность организационных, научно – технических, экологических, инвестиционных, управленческих и других решений, связанных между собой единственной целью.
Для достижения положительного результата руководство предприятия должно обеспечить увеличение качественного уровня продукции и максимальное удовлетворение требований потребителей с одновременной минимизацией затрат на изготовление и реализацию. С этой целью необходимо разработать комплекс мер по совершенствованию организации производства, обращая особое внимание на обновление и модернизацию основного технического парка предприятия, рационализацию и стимулирование эффективности производства, создания системы мотивации управления трудом, подготовка персонала.
Проблема повышения конкурентоспособности имеет несколько аспектов: технический, организационный, экономический, социальный, психологический, юридический (правовой), коммерческий. И хотя все они создают единственную систему обеспечения конкурентоспособности продукции, существует соответствующая очерёдность в решении вопросов каждого из аспектов с учётом их «весомости»:
1) ценовая политика предприятия в отношении обеспечения высокой конкурентоспособности на рынке;
2) инвестиционная политика предприятия в отношении выпуска конкурентоспособной продукции;
3) налогообложение предприятия, которое изготавливает и реализует на рынке конкурентоспособную продукцию;
4) кредитная политика государства и банковских структур в отношении предприятий, которые выпускают конкурентоспособную экспортную продукцию, и в отношении самой конкурентоспособной продукции (разработка, освоение, производство);
5) регулирование финансового учёта;
6) регулирование импорта продукции;
7) антимонопольная политика.
Ценовая политика предприятия, направлена на повышение конкурентоспособности продукции на рынке, должна основываться на принципах государственного регулирования цен на отдельные виды продукции, например, запрет демпинговых цен, ограничения монопольных, государственных , прейскурантных и некоторых других рыночных цен.
Инвестиционная политикапредприятия в отношении выпуска конкурентоспособной продукции должна строиться на основании первоочередного инвестирования перспективных технологий и товаров, целевых программ по их разработке и внедрению.
Налогообложение как способ создания конкурентоспособной продукции должно носить благоприятный (более лояльный) характер для предпринимательских структур, которые выпускают конкурентоспособную продукцию, или внедряют новые технологии.
Кредитная политикадолжна носит льготный характер в отношении условий и сроков кредитования тех предприятий, которые осваивают технологию выпуска и изготавливают конкурентоспособную продукцию.
Регулирование импорта продукциис целью защиты отечественного товаропроизводителя предусматривает осуществление протекционистских или ограничительных мер в отношении продукции, которая импортируется в Украину.
Регулирование финансового учётапредусматривает жесткую классификацию состава затрат и финансовых результатов предприятий, которые выпускают конкурентоспособную продукцию, внедряя новейшие разработки системы бухгалтерского учёта, налогового и управленческого учёта.
Антимонопольная политика государстваможет быть построена на примере государств с развитой рыночной экономикой с учётом особенностей развития народного хозяйства Украины и его состояния в период рыночных трансформаций. Это должно благоприятствовать созданию равнозначных условий для рыночных конкурентов и обеспечению высокой конкурентоспособности их продукции.
Вопросы для самоконтроля:
1. Понятие конкурентоспособности продукции предприятия.
2. Факторы влияния на конкурентоспособность продукции.
3. Качественные и количественные параметры оценки конкурентоспособности продукции.
4. Внутренние и внешние конкурентные преимущества продукции на рынке.
5. Способы определения конкурентоспособности продукции.
Литература: (6, 9).