Факторы влияния на конкурентоспособность продукции предприятия
Критериями оценки конкурентоспособности продукциина рынке являются факторы, которые определяют его конъюнктуру:
- наличие потребителей определённого вида продукции;
- количество конкурентов, которые выпускают аналогичную продукцию;
- объём производства и реализации продукции предприятий – конкурентов в целом (ёмкость рынка) и каждого отдельно взятого предприятия;
- важность для конкурентов «господства» на том сегменте рынка, который уже завоёван или планируется к «завоеванию»;
- основные направления конкурентной борьбы на рынке;
- оценка стратегической деятельности конкурентов (контроль над каналами сбыта и деятельности предприятий – поставщиков с целью снижения уровня затрат);
- политика горизонтальной интеграции (с целью выявления возможностей проведения контроля и управления сектором определённой отрасли);
- разнообразие методов конкуренции (цены, качество, технологический уровень, дизайн продукции, сервисные услуги, имидж предприятия, бренд, товарный знак и т.д.);
- стабильность спроса на продукцию предприятия в каждом сегменте рынка.
В современных условиях функционирования отечественных предприятий на рынке ценовая конкуренция сменилась неценовой, т.е. конкуренция технического и качественного уровня продукции. В конкурентной борьбе за рынки сбыта побеждает не тот товаропроизводитель, который предлагает ниже цены, а тот который предлагает выше качество, поскольку высококачественная продукция более практична в использовании. При этом роль цены не уменьшается, она является самым влиятельным критерием максимизации прибыли.
Конкурентоспособная продукция должна характеризоваться конкурентными преимуществами, которые подразделяются на два основных вида:
- самые низкие цены;
- дифференциация товаров.
Конкурентное преимущество в форме самых низких затрат отображает способность предприятия разрабатывать, выпускать и продавать товар с минимальными затратами по сравнению с конкурентами.
Дифференциация товаров определяет способность предприятия обеспечить покупателя уникальной ценностью в виде продукции нового качества, особенных потребительских свойств или послепродажного обслуживания.
Конкурентоспособность продукции характеризуют показатели спроса на неё, а экономический эффект выражается величиной полученной прибыли от реализации продукции на рынке. Кроме того, уровень конкурентоспособности продукции предприятия определяют такие экономические показатели, как:
1)динамика продажи продукции в стоимостном и натуральном выражении (превышение темпов роста стоимостного объёма продукции с учётом инфляционного повышения цен над ростом её физического объёма свидетельствует о повышении спроса на неё);
2)рентабельность реализации продукции на рынке (увеличение такого показателя свидетельствует о повышении конкурентоспособности продукции);
3)отношение объёмов реализованной продукции к стоимости материально – производственных запасов (уменьшение такого показателя свидетельствует о замедлении оборачиваемости запасов через спрос на продукцию или увеличение материальных запасов);
4)отношение объёмов реализованной продукции к объёмам нереализованной продукции (уменьшение этого показателя свидетельствует о сокращении спроса или сверхнормовое производство продукции);
5)отношение объёмов реализованной продукции к дебиторской задолженности, которое отображает объёмы коммерческих кредитов, предоставленных покупателям (чем выше спрос на продукцию, тем ниже размер кредита, меньше дебиторская задолженность);
6)количество заказов на изготовление продукции, объём которых характеризует уровень спроса на неё;
7)загруженность производственных мощностей изготовления продукции (снижение спроса вызывает уменьшение данного показателя);
8)объём и направления капиталовложений (показатель отображает степень направления капитальных инвестиций на производство самых перспективных и конкурентоспособных видов продукции).
С точки зрения покупателей, конкурентоспособной считается продукция, которая максимально отличается по сравнению с аналогами отношением полезного эффекта к затратам на её приобретение и использование.
Систематизация факторов влияния на конкурентоспособность продукции предприятия на рынке приведена в форме интегральной схемы (рис.5.1).
Экономические факторы характеризуют основные экономические и потребительские свойства продукции (цену, себестоимость, уровень спроса на неё и т. д.) и отображается в показателях общих затрат на приобретение и эксплуатацию продукции за весь срок её службы.
Классификационные факторы (параметры предназначения продукции)используются для определения принадлежности продукции к соответствующему классу по ряду признаков (видом продукции, её предназначением, составом, новизной).
Рис. 5.1. Группировка факторов влияния на конкурентоспособность продукции предприятия на рынке
Технико-технологические факторыозначают конструктивные свойства продукции и регламентируются технологическими стандартами производства продукции, которые отвечают стандартам и нормам, действующим в стране и за её пределами.
Нормативно – правовые (юридические) факторыопределяют правовую защищённость продукции на рынке.
Эргономические факторыхарактеризуют свойства продукции в процессе её использования человеком (гигиенические, антропометрические, психофизические).
Эстетические факторыотображают выраженность и доскональность внешнего вида продукции, особенностей её восприятия потребителями в процессе эксплуатации (насыщенность цветов, дизайн, удобство в использовании).
Организационные факторыпредназначены для оценки условий осуществления платежей за приобретение продукции, периодичности и срочности поставок, сроков и условий гарантии, сервисное обслуживание и т.д.
Кнеценовым факторам, которые непосредственно влияют на обеспечение конкурентоспособности продукции, следует отнести уникальность, эффективность базы для распространения информации о продукции, динамизм сбыта и возможность быстрого реагированияна рыночные достижения.
При оценке конкурентоспособности продукции рассматривают свойства собственного и конкурирующих товаров. Количественные способы определения конкурентоспособности продукции оперируют группами показателей – её качественными и количественными параметрами.