Наделение властью и новые программы мотивации
В последние годы американские компании широко применяют различные, основанные на теориях мотивации программы, цель которых состоит в повышении уровня удовлетворенности от труда сотрудников и показателей выполнения рабочих заданий (см. табл. 16.2). Новейшей тенденцией в мотивации работников является наделение властью— передача рядовым сотрудникам дополнительных властных полномочий. Данная практика позволяет добиться существенного повышения производительности труда, так как она способствует творческому труду, когда работники самостоятельно принимают решения о методах выполнения рабочих заданий. Большинство приходящих в организацию сотрудников хотели бы добиться высоких показателей, и наделение властью позволяет реализовать эту мотивацию.
Ральф Штайер, исполнительный директор fympubijohnsonville Foods, уверен, что возможности менеджера определяются уровнем мотивированности и заинтересованности его подчиненных: «Настоящая власть заключается в передаче ее другим, тем, кто умеет делать нечто лучше, чем вы»15. Менеджер, который передает часть своих полномочий подчиненным, имеет все основания рассчитывать на устойчиво мотивированных, творчески относящихся к решению рабочих задач сотрудников.
Наделение властью сотрудников означает, что они получают в свои «руки» четыре «символа освобождения»: информацию, знания, власть и вознаграждение. Таблица 16.2.Новые мотивационные программы вознаграждения за труд
Название программы | Описание |
Оплата в зависимости от результатов труда | Каждый работник вознаграждается пропорционально результатам вклада в решение общих задач. Также известна как оплата за заслуги |
Участие в доходах | Предусматривает вознаграждение всех работников и менеджеров при достижении компанией (бизнес-единицей) поставленных целей. Стимулирует работу в командах |
Программа участия в собственности компании | Работники превращаются в частичных собственников компании, что позволяет им участвовать в прибылях (что в свою очередь мотивирует сотрудников к направленным на увеличение доходов усилиям) |
Единовременные бонусы | Вознаграждение труда работников в форме разовой денежной премии |
Определяемая знаниями оплата труда | Зарплата работника увязывается с требуемыми от него навыками (выполняемыми задачами). У работников появляется мотивация к повышению квалификации, обучению новым профессиям, что положительно воздействует на степень гибкости и показатели производительности компании |
Гибкие рабочие графики | Гибкий график работы позволяет работникам самостоятельно планировать свой рабочий день. Если в компании практикуется совместительство, то одну должность могут занимать два и более совместителей |
Часть 5. Лидерство
Глава 16. Мотивация
Работники получают информацию о деятельности компании. В компаниях, широко использующих принципы наделения властью, работники получают свободный доступ к необходимым им данным. Примером служит компания Сот-Согр Industries, в которой каждый работник имеет доступ к финансовой информации (включая сведения о заработной плате высших менеджеров).
Сотрудники обладают знаниями и навыками, которые они используют для достижения целей компании. Для того чтобы развить эти знания и навыки, компании реализуют специальные обучающие программы. В компании Tellabs (производство телекоммуникационного оборудования) исполнительный директор лично раз в месяц проводит занятия с сотрудниками, в ходе которых его подчиненные осваивают методы самостоятельного решения производственных проблем и повышения качества продукции.
Работники обладают достаточной для принятия самостоятельных решений властью. Сотрудники компании могут оказывать непосредственное влияние на исполнение различных рабочих процедур и деятельность компании в целом. Как правило, оно осуществляется в форме самоуправляемых рабочих команд или специальных групп по контролю и улучшению качества. В компании Compaq торговые представители получили возможность работы на дому и право самостоятельного составления графиков работ. Компания предоставляет им подключенные к корпоративной сети компьютеры, так что работники могут делиться информацией с коллегами и имеют доступ к обширным базам данных. В ответ на «заботу» менеджмента торговый персонал Compaq установил новый рекорд производительности16. Во вставке «Движущие силы управленческой революции» вы найдете рассказ о том, как наделение властью привело к обретению корпорацией Chrysler второго дыхания.
Уровень вознаграждения работников определяется результатами деятельности компании. В организациях, в которых работники имеют широкие властные полномочия, вознаграждение зачастую зависит от первичных результатов деятельности. RJohnsonville Foods, например, работники имеют «долю в деятельности компании»: каждые шесть месяцев между ними распределяется фиксированный процент от прибыли до налогообложения. Какую долю получит конкретный работник, определяется по системе индивидуальных оценок. А разрабатывают и пользуются этой системой рядовые работники-волонтеры компании.
Вопросы
1. Низкооплачиваемый обслуживающий персонал - проблема для многих комп
Возьмем, к примеру, плохо обученных и слабо мотивированных опер;
ских машин, которые проверяют багаж пассажиров в аэропортах. К ровали этих людей, чтобы повысить их бдительность?
2. В одной небольшой компании регулярно выбирают «работника месяца». Ему п
ставляется право парковать свою машину рядом с машиной президен
перед самым входом. Как теория объясняет возникновение позитивной
в данном случае?
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИИ ВОЗВРАЩАЕТСЯ СТОРИЦЕЙ |
В 1990-х гг. компания Chrysler выпела, нн. рынок целую серию новых автомобилей, пользующихся у потребителей «бешеной» популярностью. В 1994 г. объем еж продаж вырос (в сравнении с 1993 г.) на 20 %, а доходы подскочили на 246 %! В том же .году каждый участвующий в прибылях, сотрудник получил вознаграждение в размере S 8тыс. (рекорд за все время существования Chrysler). Если вы попробуете выведать у главы компании Роберта Итона секрет успеха, то в ответ услышите кгего два слова: наделение властью.:-?
Р. Итон продолжает политику Ли Якоккн начала 1980<-х гг. Как утверждает менеджер,
с тех пор как он пришел в Ch)-ysler,:ou ни ра.чу не принимал личного участия в решениях
относительно товаров. Для разработки новой модели или «омоложения» старой создается
самоуправляемая межфункшюнальная команда, которая несет полную ответственность
за «судьбу» проекта. Высший менеджмент предлагает лишь идею, образ новых автомоби
лей^ ставит перед командой высокие цели — и дает работникам'полную свободу. Если
возникают проблемы и разногласия, они разрешаются внутри команды без привлечения
руководства. По словам Р. Итона: «Мы им не метаем, и люди чувствуют что делают свою
модель. Поэтому они работают намного, намного усерднее, работают с гордостью. Будет
ли проект успешным или провалится"— целиком зависит от непосредственных его участ
ников». Один из результатов подобной; организации' -~ снижение затрат на разработку
новых моделей, другой плюс — высокая скорость выхода на рынок. Раньше от идеи нового
автомобиля до вывода его на рынок проходило пять лет, сегодня — три года, и борьба со
временем продолжается. ::: / 7
Роберт Итон уверен, что успех любой компании определяют люди. «Тут нет никакого волшебства. — говорят он. — Вся разница в том, насколько хорошо вы обучаете сотрудников, насколько хорошо вы мотивируете их, и в какой степени вы наделяете их властью».
Источник: Marshall Loeb, «Empowerment Thai Pays Off», Fortune, March 20, 1995,
.;";l;j45-146. •<:;;.:: >;;;-й '•• :.-.. ^ : 111: :: ••>;;"
3. Для того чтобы добиться сокращения числа несчастных случаев на производстве,
в компании Campbell Soup используется лотерея. Право на получение призов получа
ет каждый проработавший без происшествий 30 и более дней сотрудник. В чем при
чина успеха программы?
4. Если опытная секретарша обнаружит, что она получает меньше, чем только что на
нятая уборщица, в чем будет состоять ее реакция? Какие «доходы» и расходы» она
будет сравнивать в процессе оценки?
5. На какого начальника вы бы предпочли работать: на человека с большой потребно
стью в достижениях, в близких связях или во власти? Почему? В чем преимущества
и недостатки каждого типа руководителей?
6. Исследование, проведенное среди учителей, показало, что двумя самыми важными
выгодами они считают чувство, что они выполняют важную работу и чувство дости
жения успеха. Соответствует ли это модели характеристик рабочих заданий Р. Хэк-
мена и Г. Олдхема?
7. В том же исследовании учителя оценивают свою зарплату и дополнительные льготы
как весьма низкие. При всем при том, однако, они продолжают работать. Объясните
их поведение, используя двухфакторную теорию Ф. Герцберга.
8. Во многих организациях среди торговых работников проводятся конкурсы и другие
развлекательные мероприятия. Делается это для того, чтобы сотрудники, часто стал
кивающиеся (в силу специфики работы) с отказами, не «вешали нос». Могут ли
подобные методы повысить мотивацию торговых агентов?
Часть 5. Лидерство
Глава 1.6. Мотивация
9. От каких характеристик работников зависит позитивный эффект улучшения дизайна рабочих заданий, а именно повышение производительности и удовлетворенности людей?
Ю.Как вы считаете, будет ли эффективной программа наделения властью, если она не увязана с мотивационной программой оплаты труда, скажем, с участием в прибылях?
ОЦЕНИТЕ ВАШУ МОТИВАЦИЮ
Оценка вопроса 5 = | Разделите на 1 = | безопасность | ||
Оценки вопросов 9и 13 = | Разделите на 2 = | участие в обществе | ||
Оценки вопросов 1,3и7 = | Разделите на 3 = | самоуважение | ||
Оценки вопросов 4, 10, 11 и 12 = | Разделите на 4 = | автономия | ||
Оценки вопросов 2, 6 и 8 = | Разделите на 3 = | самоактуализация |
Укажите, насколько важна для вас каждая характеристика. Вы можете применять их к своей прежней работе или работе, которую выполняете сейчас. По каждой характеристике обведите один из баллов: от 1 (совершенно неважно) до 7 (очень важно) (табл. 16.3). Когда закончите, подсчитайте результаты.
Существуют официальные нормы для должностей президентов, вице-президентов, руководителей высшего среднего, низшего среднего и низшего звеньев . Сравните с ними свои средние показатели.
Источник: Lyman W. Porter, Organizational Patterns of Managerial Job Attitudes, New York: American Foundation of Management Research, 1964, 17,19.
КОМУ ПЛАТИТЬ?
Когда Сюзанна Лебо, менеджер по человеческим ресурсам компании Farley Glass Works, обратилась с просьбой о встрече к Берту Уилксу, она ожидала услышать от него хорошие новости для Комитета по заработной плате и премиям. Ей были из] стны некоторые показатели компании, в соответствии с которыми годовая преми обещала быть рекордной, тем более что в течение целых одиннадцати месяцев ко: пания выполняла принятые планы. Производственные успехи способствовали п< нятию боевого духа работников фирмы, опустившегося было до небывало низк уровня. Теперь же работники стекольного завода были полны энтузиазма, и Сюзан не очень хотелось, чтобы их усилия были вознаграждены по заслугам.
Однако лицо Берта было мрачнее тучи. «Сюзанна, у нас серьезная проблема, — начал он. — Мы рассмотрели показатели за третий квартал и спрогнозировали ре-
Таблица 16.3
I . Чувство самоуважения от выполнения работы | |||||||
2. Возможность личного роста и развития на этой работе | |||||||
3. Престижность работы внутри компании (то есть уважение со стороны других работников компании) | |||||||
4. Возможность мыслить и действовать независимо | |||||||
5. Чувство безопасности на рабочем месте | |||||||
6. Чувство самореализации на работе (то есть ощущение, что ты можешь использовать свои собственные способности, реализовать свой потенциал) | |||||||
7. Престижность работы за пределами компании (то есть уважение со стороны других людей, не работающих в компании) | |||||||
8. Чувство, что усилия на этой работе того стоят | |||||||
9. Возможность помогать другим | |||||||
10. Возможность участвовать в постановке целей | |||||||
1 1 . Возможность участвовать в разработке методов и процедур | |||||||
12. Власть, которую дает работа | |||||||
13. Возможность завязать тесную дружбу на работе |
зультаты на конец года. И выяснилось, что если мы выплатим премии работникам, то на бонусы управленческому составу, выплачиваемые из чистой текущей прибыли, денег не останется. Для руководителей бонусы — основной источник доходов. Мы не можем выплатить рабочим премии и оставить менеджеров без зарплаты».
Сюзанна почувствовала, что начинает терять самообладание. Она не может просто сидеть и смотреть, как вытягиваются в негодовании лица рабочих, потому что бухгалтерия не сумела увязать планы по участию в прибылях и планы бонусов для менеджмента. Она боялась, что все то хорошее, чего им удалось добиться с помощью нового плана мотивации, пропадет зря. Рабочие выполнили свои обязательства перед компанией и то, что фирма получила большую прибыль, знали все.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Выступить на собрании менеджеров компании и попытаться доказать необходимость соблюдения плана оплаты труда рабочих. Руководство может подождать со своими бонусами, до тех пор пока не будут разрешены проблемы с выплатами.
I. Согласиться с Б. Уилксом. Будет несправедливо, если руководители потеряют столь большую сумму денег. Следует начать готовить рабочих к тому, чтобы они не ждали больших прибылей от участия в программе в первый же год.
3. Выступить на на совете директоров с предложением о разработке компромиссного плана, который бы разделял бонусы между руководством и рабочими.
Источник: Doug Wallace, «Promises to Keep», What Would You Do?, Business Ethics Magazine, vol. II, July-August 1993, 11-12.
Часть 5. Лидерство
Глава 16. Мотивация
КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Литература