Отчет по производственной (технологической) практике
Кафедра бухгалтерского учета, анализа, статистики и аудита
ОТЧЕТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКЕ
(Общество с ограниченной ответственностью ООО «Россо-Траст» )
Студент(ка): | ВУБ-13, О.Д. Буданова | ||||
дата | подпись | группа, Ф.И.О. |
Руководитель | к.э.н., доцент, Н.В. Кузнецова | ||||
(от Университета) | дата | подпись | должность, Ф.И.О. |
Руководитель (от Организации) | Ген. директор, Е.В. Черных | ||||
дата | подпись | должность, Ф.И.О. |
МП
Иркутск, 2016
Значение, задачи, методы, информационная база анализа розничного
товарооборота
Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность предприятий торговли. Он включает продажу товаров населению для личного потребления, а также предприятиям и учреждениям для коллективного потребления и текущих хозяйственных нужд. Объем продаж (товарооборот) оказывает влияние на все показатели хозяйственной деятельности предприятия.
В розничной торговле объектами изучения являются объем товарооборота, состав товарооборота, структура товарооборота.
Состав товарооборота в свою очередь изучается по видам продаж, организационным формам, формам обслуживания, формам оплаты.
Анализ розничного товарооборота служит предпосылкой для его прогнозирования на предстоящий период и определения рентабельности организации и ее финансового состояния. От полноты и глубины анализа, от правильности сделанных выводов о работе зависит точность, экономическая обоснованность последующих прогнозных расчетов.
Основные задачи анализа розничного товарооборота:
-проверка обоснованности плановой величины товарооборота;
-проверка выполнения плана товарооборота в целом за отчетный период (год, полугодие, квартал, месяц) а также по отдельным составляющим данного периода;
-изучение динамики розничного товарооборота, т. е. изменения его объема по сравнению с предыдущим отчетным периодом;
-рассмотрение состава товарооборота;
-изучение структуры розничного товарооборота;
-факторный анализ товарооборота;
-выявление резервов увеличения объема розничного товарооборота.
Эти задачи стоят перед последующим (итоговым, ретроспективным) анализом товарооборота. Прогнозный же анализ должен осуществить определение критического (безубыточного) объема реализации (продаж) товаров в будущем периоде. И исходя из возможных изменений величин издержек обращения и прибыли торговой организации, а также выбор оптимальной структуры товарооборота.
Для анализа розничного товарооборота используются: данные о социально-экономических показателях района деятельности организаций и предприятий (численность и структура населения, их денежные и покупательные фонды и др.); планы, составляемые самими организациями и предприятиями; бизнес-планы предприятия; данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчётности; первичные документы, товарно-денежные отчёты и учётные регистры, отражающие движение товаров; инвентаризационные описи товаров; акты документальных ревизий, обследований и хронометража, и др.
Исходная информация для анализа:
1. Статистическая отчетность (сведения о производстве и отгрузке
товаров и услуг), здесь приводятся данные об обороте розничной торговли, в том числе продовольственными товарами, а также конкретными товарами по установленному перечню товарных групп;
2. Бухгалтерская отчетность;
3. Материалы аудита, инвентаризации;
4. Данные управленческого учета;
5. Маркетинговые исследования и анализ рынка услуг;
6. Данные бизнес-плана, нормативные документы по запасам;
7. Внеучетные источники.
Анализ розничного товарооборота производится в фактических и сопоставимых ценах в следующей последовательности:
1) изучается объем розничного товарооборота по сравнению с планом и в динамике;
2) исследуется структура розничного товарооборота в целом по торговому предприятию и на примере отдельных подразделений, по ассортименту, методам продажи;
3) выполняется факторный анализ;
4) выявляются резервы роста объемов деятельности с целью улучшения обслуживания покупателей и максимизации прибыли;
5) определяются возможности учета неиспользованных резервов при планировании объема розничного товарооборота на будущий период.
Современная методология изучения и анализа розничного товарооборота достаточно разнообразна. В ее арсенале имеется большое количество сравнительно простых методов, не требующих сложных вычислений, но позволяющих получить важные результаты. Особенно широко в анализе розничного товарооборота используется метод группировки, а также индексный метод (индексная методология). Индексный метод сравнительно прост. Тем не менее, он позволяет идентифицировать влияние отдельных факторов на объем розничного товарооборота и получить аналитическую информацию, крайне ценную для практического руководства торговыми предприятиями и принятия хозяйственных решений.
Все известные статистические методы анализа розничного товарооборота отличаются своей универсальностью. Это означает, что их с равным успехом можно применять для решения задач на всех уровнях общей торговой системы, начиная с магазина и кончая торговлей как отраслью народного хозяйства.
Программа анализа розничного товарооборота включает: расчет различных относительных показателей, изучение динамики и структуры розничного товарооборота, структурных сдвигов, выявление влияния отдельных факторов на изменение величины розничного товарооборота, установление объективных взаимосвязей между основными параметрами розничного товарооборота и издержками обращения, численностью торговых работников, размером торговой площади и др.
Изучение состава розничного товарооборота является важным разделом анализа. Состав розничного товарооборота изучают по его видам:
1) по товарным группам:
- продовольственные товары с последующей детализацией,
- непродовольственные товары с последующей детализацией;
2) по формам продажи товаров:
- стационарная торговля,
- развозная торговля,
- разносная,
- посылочная,
- комиссионная;
- интернет-магазины;
3) по формам торгового обслуживания, как организационного приема, представляющего собой сочетание методов обслуживания покупателей.
- салонное обслуживание покупателей (самообслуживание),
- индивидуальное обслуживание через прилавок,
- индивидуальное обслуживание продавцом - консультантом в магазинах самообслуживания,
- обслуживание по образцам и каталогам,
- обслуживание по предварительным заказам,
- обслуживание с доставкой на дом
- обслуживание через автоматы,
- по подписке печатных изданий и др.;
4) по формам оплаты:
- за наличный расчет,
- по кредитным карточкам,
- по безналичному расчету,
- по продаже товаров в кредит и др.;
В процессе деятельности предприятия меняется товарный состав РТО. Поэтому важным этапом работы является анализ структуры РТО в ассортиментном разрезе. Структура РТО – важный показатель торговый деятельности, оказывающий влияние на такие показатели как:
1. товарные запасы,
2. производительность труда,
3. издержки обращения,
4. валовый доход и др.
По данным о составе ТО и продаже отдельных товаров можно судить о степени удовлетворения спроса населения, тенденции и закономерности реализации отдельных товаров и т.п.
При анализе структуры исчисляют удельный вес продажи отдельных товаров в общем ТО за определённые периоды. Затем определяют отклонение от плановых показателей и устанавливают динамику продажи отдельных товаров за ряд лет. По товарным группам сложного ассортимента следует проводить анализ внутригрупповой структуры.
Анализируя структуру товарооборота следует составить таблицу по укрупненным товарным группам, применяя принцип приоритета или предпочтения тем товарным группам, которые занимают наибольшую долю в реализации товаров.
Анализ динамики розничного товарооборота проводится в торговом предприятии не только за ряд лет, но и по кварталам, месяцам, декадам.
Анализ РТО начинают:
1. С определения удельного веса, который занимает торговое предприятие в общем товарообороте города региона, с целью выявления её значения в удовлетворении спроса на товары населения города (региона).
2. Далее анализируется план по розничному товарообороту. Определяется уровень (процент) выполнения плана РТО, а также абсолютные размеры перевыполнения или недовыполнения плановых показателей объёма продажи товаров (разность между планом и фактом).
3. Определяют ритмичность продаж. Если анализ прогнозируемых показателей товарооборота осуществляется за год, то необходимо рассмотреть их выполнение за более короткие промежутки времени: по кварталам, месяцам, декадам. Это даст возможность рассчитать ритмичность выполнения объема продаж. Если продажа товаров в течение периода происходила неравномерно (по объему), то это отрицательно может сказаться на работе торговых организаций, так как создает неравномерную нагрузку на продавцов, приводит к резким колебаниям товарных запасов, потере числа покупателей, которые будут пользоваться услугами других торговых организаций.