Решение. Сумма амортизационных отчислений исходя из соотношения первоначальной стоимости автомобиля я и его предполагаемого пробега составит:

Сумма амортизационных отчислений исходя из соотношения первоначальной стоимости автомобиля я и его предполагаемого пробега составит:

(5000 х 80 000)/400 000 = 1000 руб.

Аналогичный способ расчета амортизационных отчислений используется при наличии данных по объему продукции.

При решении вопроса о введении ускоренной амортизации следует иметь в виду, что начисленная сумма амортизации влияет на величину себестоимости продукции, на прибыль и на сумму льгот по налогу на прибыль по капитальным вложениям.

Расчет сумм амортизации организации производят ежемесячно в размере 1/12 от годовой нормы и оформляют специальной таблицей «Расчет амортизации основных средств» (при журнально-ордерной форме учета в журналах-ордерах №10,10/1, ведомостях 2,13,15 и др.).

На практике сумму амортизации за отчетный период определяют следующим образом: к сумме амортизации, начисленной в прошлом месяце, прибавляют сумму амортизации со стоимости поступивших ОС за прошлый месяц и вычитают сумму амортизации со стоимости ОС, выбывших в прошлом месяце.

Для учета амортизации ОС используют пассивный счет 02 «Амортизация основных средств». Этот счет предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов ОС.

Начисленную сумму по собственным ОС производственного назначения отражают по дебету счетов издержек производства и обращения (счет 23 «Вспомогательные производства», счет 25 «Общепроизводственные расходы», счет 26 «Общехозяйственные расходы» и др.) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

5. Два не­зависимых направления в контроллинге: американское и не­мецкое (европейское). Различия этих направлений

В Европу контроллинг пришел из США в послевоенный период в рамках американской экономической экспансии и в современном понимании контроллинг как концепция управле­ния получил наибольшее развитие в Германии. Хотя некоторые традиционные функции контроллинга существовали в немец­кой экономической практике и раньше, преобладающим явля­ется мнение о том, что концепция контроллинга как совокуп­ность целей, задач, инструментов, субъектов и организации была перенесена на немецкую почву во второй половине 1950-х гг.

Некоторые исследователи среди причин того, что контрол­линг впервые появился в США, отмечают тот факт, что сте­пень экономической свободы хозяйственных субъектов в США в 1920-е гг. была неизмеримо выше, чем в Германии, где изна­чально на фирмах существенной была роль такого специфичес­кого органа, как наблюдательный совет [124, с. 74].

Первоначально в Германии к контроллингу относились кри­тически, что в значительной степени было связано с его непра­вильным пониманием или неточной интерпретацией. Область деятельности контроллинга зачастую ограничивалась его учас­тием в последней стадии процесса управления — контрольной, а полномочия контроллера преувеличивались и расценивались как угроза для менеджеров. Со временем, однако, возобладало мнение о возможности и необходимости переноса идей кон­троллинга в практику хозяйственных отношений страны, что было обусловлено двумя причинами:

первая связана с формированием в крупных организациях центров прибыли, их обособленности в ведении учета вслед­ствие чего ранее применявшиеся инструменты координации и управления ими утратили свое воздействие;

вторая обусловлена проблемой неплатежеспособности обус­ловившей необходимость улучшения инструментария планиро­вания и управления, привлечения специалистов, способных кри­тически оценить действия руководителей предприятия.

О тенденциях развития контроллинга в Германии можно судить по ряду эмпирических исследований в этой области, про­веденными немецкими учеными в 1970—1990-х гг. В частности, исследование К. Штоффеля [149, с. 129] отражают существен­ные различия между задачами и организацией контроллинга в хозяйственной практике Германии, Франции и США. Его ре­зультаты показывают, что в Германии наиболее ярко проявляется координирующая функция контроллера на всех уровнях планирования. В отличие от США и Франции существенным является его участие в стратегическом планировании. Задачи финансового характера, опять же в отличие от США, гораздо реже входят в круг должностных обязанностей контроллера в Германии.

Таким образом, дальнейшее развитие контроллинга носило двойственный характер, что проявилось в становлении двух не­зависимых направлений в контроллинге: американской и не­мецкой (европейской). Различия прежде всего касаются разгра­ничения областей компетенции контроллинга и финансового менеджмента.

Каталог задач контроллинга по американскому представле­нию в основном концентрируется на вопросах внешнего учета, планирования, информирования и анализа:

· составление, координация планов предприятия, контроль за реализацией запланированного;

· сравнение полученных результатов с планами и со стандар­тами;

· информирование о результатах деятельности и их анализ на всех уровнях менеджмента;

· оценка различных сфер менеджмента, оценка всех процес­сов в различных фазах на предмет достижения поставленных целей, оценка действенности политики, организационных струк­тур и процессов;

· формулирование и использование принципов и методов ра­боты в области налогообложения;

· контроль и координация при составлении сообщений для государственных органов;

· обеспечение безопасности имущества путем проведения внут­реннего контроля, внутренней ревизии и наблюдения за страхо­вым обеспечением (защитой);

· постоянные исследования экономических, социальных и политических факторов и оценка их влияния на организацию.

В центре немецкого представления контроллинга стоит внут­ренний учет в различных формах: плановый, документальный, контрольный. Внешний учет, напротив, не входит в задачи кон­троллинга:

· консультирование и координация при бюджетировании;

· консультирование и координация при стратегическом пла нировании;

· консультирование и координация при долгосрочном плани­ровании;

· руководство расчетами издержек/результатов (расчет произ­водственного результата);

· руководство внутренней информационной службой;

· консультирование и координация при планировании инвес­тирования;

· проведение специальных экономических исследований.

В этой связи немецким ученым Д. Ханом предложена следу­ющая классификация американской и немецкой организацион­ных моделей контроллинга [118, с. 511] (табл. 1.2).

Наши рекомендации