Решение. Сумма амортизационных отчислений исходя из соотношения первоначальной стоимости автомобиля я и его предполагаемого пробега составит:
Сумма амортизационных отчислений исходя из соотношения первоначальной стоимости автомобиля я и его предполагаемого пробега составит:
(5000 х 80 000)/400 000 = 1000 руб.
Аналогичный способ расчета амортизационных отчислений используется при наличии данных по объему продукции.
При решении вопроса о введении ускоренной амортизации следует иметь в виду, что начисленная сумма амортизации влияет на величину себестоимости продукции, на прибыль и на сумму льгот по налогу на прибыль по капитальным вложениям.
Расчет сумм амортизации организации производят ежемесячно в размере 1/12 от годовой нормы и оформляют специальной таблицей «Расчет амортизации основных средств» (при журнально-ордерной форме учета в журналах-ордерах №10,10/1, ведомостях 2,13,15 и др.).
На практике сумму амортизации за отчетный период определяют следующим образом: к сумме амортизации, начисленной в прошлом месяце, прибавляют сумму амортизации со стоимости поступивших ОС за прошлый месяц и вычитают сумму амортизации со стоимости ОС, выбывших в прошлом месяце.
Для учета амортизации ОС используют пассивный счет 02 «Амортизация основных средств». Этот счет предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов ОС.
Начисленную сумму по собственным ОС производственного назначения отражают по дебету счетов издержек производства и обращения (счет 23 «Вспомогательные производства», счет 25 «Общепроизводственные расходы», счет 26 «Общехозяйственные расходы» и др.) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».
5. Два независимых направления в контроллинге: американское и немецкое (европейское). Различия этих направлений
В Европу контроллинг пришел из США в послевоенный период в рамках американской экономической экспансии и в современном понимании контроллинг как концепция управления получил наибольшее развитие в Германии. Хотя некоторые традиционные функции контроллинга существовали в немецкой экономической практике и раньше, преобладающим является мнение о том, что концепция контроллинга как совокупность целей, задач, инструментов, субъектов и организации была перенесена на немецкую почву во второй половине 1950-х гг.
Некоторые исследователи среди причин того, что контроллинг впервые появился в США, отмечают тот факт, что степень экономической свободы хозяйственных субъектов в США в 1920-е гг. была неизмеримо выше, чем в Германии, где изначально на фирмах существенной была роль такого специфического органа, как наблюдательный совет [124, с. 74].
Первоначально в Германии к контроллингу относились критически, что в значительной степени было связано с его неправильным пониманием или неточной интерпретацией. Область деятельности контроллинга зачастую ограничивалась его участием в последней стадии процесса управления — контрольной, а полномочия контроллера преувеличивались и расценивались как угроза для менеджеров. Со временем, однако, возобладало мнение о возможности и необходимости переноса идей контроллинга в практику хозяйственных отношений страны, что было обусловлено двумя причинами:
первая связана с формированием в крупных организациях центров прибыли, их обособленности в ведении учета вследствие чего ранее применявшиеся инструменты координации и управления ими утратили свое воздействие;
вторая обусловлена проблемой неплатежеспособности обусловившей необходимость улучшения инструментария планирования и управления, привлечения специалистов, способных критически оценить действия руководителей предприятия.
О тенденциях развития контроллинга в Германии можно судить по ряду эмпирических исследований в этой области, проведенными немецкими учеными в 1970—1990-х гг. В частности, исследование К. Штоффеля [149, с. 129] отражают существенные различия между задачами и организацией контроллинга в хозяйственной практике Германии, Франции и США. Его результаты показывают, что в Германии наиболее ярко проявляется координирующая функция контроллера на всех уровнях планирования. В отличие от США и Франции существенным является его участие в стратегическом планировании. Задачи финансового характера, опять же в отличие от США, гораздо реже входят в круг должностных обязанностей контроллера в Германии.
Таким образом, дальнейшее развитие контроллинга носило двойственный характер, что проявилось в становлении двух независимых направлений в контроллинге: американской и немецкой (европейской). Различия прежде всего касаются разграничения областей компетенции контроллинга и финансового менеджмента.
Каталог задач контроллинга по американскому представлению в основном концентрируется на вопросах внешнего учета, планирования, информирования и анализа:
· составление, координация планов предприятия, контроль за реализацией запланированного;
· сравнение полученных результатов с планами и со стандартами;
· информирование о результатах деятельности и их анализ на всех уровнях менеджмента;
· оценка различных сфер менеджмента, оценка всех процессов в различных фазах на предмет достижения поставленных целей, оценка действенности политики, организационных структур и процессов;
· формулирование и использование принципов и методов работы в области налогообложения;
· контроль и координация при составлении сообщений для государственных органов;
· обеспечение безопасности имущества путем проведения внутреннего контроля, внутренней ревизии и наблюдения за страховым обеспечением (защитой);
· постоянные исследования экономических, социальных и политических факторов и оценка их влияния на организацию.
В центре немецкого представления контроллинга стоит внутренний учет в различных формах: плановый, документальный, контрольный. Внешний учет, напротив, не входит в задачи контроллинга:
· консультирование и координация при бюджетировании;
· консультирование и координация при стратегическом пла нировании;
· консультирование и координация при долгосрочном планировании;
· руководство расчетами издержек/результатов (расчет производственного результата);
· руководство внутренней информационной службой;
· консультирование и координация при планировании инвестирования;
· проведение специальных экономических исследований.
В этой связи немецким ученым Д. Ханом предложена следующая классификация американской и немецкой организационных моделей контроллинга [118, с. 511] (табл. 1.2).