Внешний государственный долг
Внешний государственный долг представляет собой сумму основного долга страны и ее резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени. Это в основном иностранные кредиты или займы, полученные от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг.
Основными целями внешних государственных займов являются: покрытие дефицита республиканского бюджета; пополнение валютных резервов; реализация инвестиционных проектов и государственных программ; решение острых социальных и экологических проблем, ликвидация последствий стихийных бедствий; импорт сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики; поддержка экономических реформ.
Размер внешнего государственного долга постепенно меняется в результате ежегодных операций по получению новых займов (кредитов, изменения условий их предоставления; погашения ранее полученных ссуд; уплаты процентов по долговым обязательствам. Но его величина не должна превышать лимита, установленного Парламентом в законе о республиканском бюджете на очередной финансовый год, и считается низкой по сравнению с другими странами СНГ.
Основными кредиторами Республики Беларусь в последние годы являются США, Российская Федерация, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития.
Для погашения внешнего государственного долга используются различные источники. Во-первых, увеличение экспорта продукции в зарубежные страны, получение валютной выручки. Во-вторых, возврат государственного долга Республики Беларусь другими странами. К таким странам, в частности, относятся Казахстан, Украина. Размер их долга возник в конце XX века и исчисляется десятками миллионов долларов.
Средства, полученные от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг, могут использоваться только для покрытия дефицита республиканского бюджета и (или) пополнения валютных резервов Республики Беларусь.
В законе о республиканском бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год устанавливаются лимит внешнего государственного долга и основные направления использования внешних государственных займов.
Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга предусматриваются в законе о республиканском бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год до тех пор, пока задолженность по внешним государственным займам не будет полностью погашена.
Обязательства по внешним государственным займам возникают из международных и гражданско-правовых договоров, решений о предоставлении государственных гарантий и других административных актов, порождающих по законодательству гражданско-правовые последствия, в результате выпуска и размещения государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств на рынках ценных бумаг за пределами Республики Беларусь.
Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга являются первоочередными по отношению к другим расходам при исполнении республиканского бюджета.
Внешние государственные заимствования осуществляются в пределах лимита внешнего государственного долга, установленного законом о республиканском бюджете на очередной финансовой (бюджетный) год, с предварительного согласия Президента.
Решение о привлечении внешних государственных займов и выпуске государственных ценных бумаг от имени Республики Беларусь принимается Правительством, а решение о привлечении таких займов для пополнения валютных резервов- совместно Правительством и Национальным банком.
В мировой практике считается, что превышение внешнего государственного долга более чем на 25 % от ежегодных валютных поступлений страны, превращает такое государство в ненадежного заемщика. Этот предел получил название «красной линии».